МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. В Госдуме звучат разные предложения, как ответить США на "список Магнитского" — от составления аналогичного, но более широкого перечня фамилий американских функционеров до экономических ограничений и усиления сотрудничества с противниками США; в любом случае, обещают депутаты, за Россией "не заржавеет".
Палата представителей приняла 16 ноября законопроект о введении визовых санкций против россиян, причастных, по мнению США, к гибели в СИЗО юриста Сергея Магнитского, и одновременной отмене ограничительной торговой поправки Джексона-Вэника.
МИД РФ, несмотря на снятие торговых ограничений, оценил действия американских конгрессменов как недружественные и провокационные, а пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что на это последует адекватный ответ.
"За нами не заржавеет"
Член генсовета "Единой России", депутат Госдумы Владимир Бурматов называет три возможных варианта ответа: симметричный, ассиметричный и полное отсутствие реакции.
Он считает, что наиболее предпочтительным является симметричный ответ, то есть поступить так же, как и США. Единоросс предлагает ввести "список Гуантаномо" для запрета въезда в Россию лицам, причастным к нарушениям прав человека в этой тюрьме.
Он уверен, что этот "список Гуантаномо" получится намного обширнее, чем "список Магнитского".
Давать асимметричный ответ — действия, которые лежат совершенно в другой сфере, например экономической плоскости — он считает менее предпочтительным, поскольку это может вызвать дополнительные тяжелые последствия для двусторонних отношений, которые могут отразиться, в том числе, и на России.
"Еще один вариант действий России — не отвечать вообще", — сказал Бурматов РИА Новости. При этом он полагает, что в этой ситуации нельзя оставить действия США без ответа.
При этом депутат отметил, что США полностью несут ответственность за повышение напряженности в двусторонних отношениях.
"Если США дадут ход этому закону, то за нами не заржавеет и мы дадим ответ", — заявил он.
Око за око, список за список
Руководитель фракции эсеров в Госдуме Сергей Миронов тоже склоняется к введению списка чиновников США, причастных к нарушению прав человека.
"Каким может быть ответ? Давайте сами себе зададим вопросы: а с правами человека в США все в порядке, что у нас там — безукоризненно, нет никаких проблем? Конечно же, есть. Чиновники, которые, прямо скажем, замечены в не очень благих деяниях", — сказал Миронов.
Он отметил, что составить такой список не представляет никакого труда, и эти люди не будут иметь возможность посещать Россию.
Первый замруководителя фракции ЛДПР Владимир Овсянников согласен, что российский список будет гораздо длиннее, чем "список Магнитского".
"Чтобы соблюсти баланс ответа, я думаю, что нужен такой же аналогичный список. В него должны войти те лица, которые сегодня допускают достаточно серьезные нарушения прав человека на территории тех же Соединенных Штатов. Мы выставить-то можем гораздо больший список, чем они представили нам "список Магнитского", — сказал Овсянников РИА Новости.
По его мнению, в список могли бы попасть чиновники, причастные к созданию базы Гуантанамо, которая действует на Кубе и где содержатся без суда и следствия заключенные, подвергающиеся пыткам и издевательствами. Также в список он предлагает внести причастных к похищению людей на территориях других государств под предлогом передачи их справедливой американской фемиде и причастных к убийству усыновленных российских детей.
"Все те чиновники, которые прямо или косвенно имели отношение к перечисленным выше моментам", — отметил депутат.
Ядерное оружие и дружба против
Вице-спикер Госдумы, руководитель Высшего совета ЛДПР Игорь Лебедев разделяет мнение коллег, что единственным ответом, который власти могли бы предложить на этот закон, могли бы стать меры, связанные с ограничением въезда в Россию ряда чиновников из США. Однако, считает он, для этого нужен серьезный повод.
В качестве варианта из разряда фантастических "ответов" Лебедев назвал размещение ядерного оружия на территории Кубы.
"Все говорят об адекватных мерах, но что это, как это, никто не знает", — сказал парламентарий РИА Новости.
На вопрос, представляет ли он эти меры, Лебедев сказал, что тоже не знает.
"Если бы я был президентом, я бы знал", — добавил он.
Первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников считает, что ответить на американский закон о списке Магнитского нужно не аналогичными мерами, а усилением сотрудничества с дружественными странами, в отношениях с которыми Россия не раскрывает весь потенциал в интересах сотрудничества с США.
"Это выгоднее сделать (ответить) через позитив, который будет полезен России. Я имею в виду следующее: с целым рядом дружественных нам стран нынешняя российская власть порой искусственно сдерживает раскрытие всего потенциала сотрудничества только по одной причине: есть оглядка на то, как это скажется на так называемой "перезагрузке" с США", — сказал Мельников РИА Новости.
Он отметил, что таких стран немало: и Куба, и государства в Азии, и в арабском мире.
"Вот там нужно идти на более смелые проекты, в том числе военно-политического плана. Большая часть этих стран вполне готова рассматривать варианты подобного сложения усилий в рамках формирования многополярного мира", — отметил первый зампред ЦК КПРФ.
По его мнению, такой ответ был бы и сильным, и продуктивным.