С.-ПЕТЕРБУРГ, 19 ноя — РИА Новости. Конституционный суд России в понедельник постановил установить пенсионное обеспечение для нетрудоспособных членов семьи судьи, умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, сообщает пресс-служба КС.
КС проверял нормы федеральных законов "О статусе судей в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на основании жалобы гражданки Ирины Фроловой, муж которой умер через два дня после выхода в отставку с поста судьи. На иждивении заявительницы остались двое детей, один из которых — ребенок-инвалид.
В связи с тем, что смерть судьи не была связана с его служебной деятельностью, а его судейский стаж составил менее 20 лет, Фроловой было отказано в выплате ежемесячного возмещения в размере заработной платы судьи.
Также она в недостаточном объеме получала пенсию по случаю потери кормильца, так как согласно закону при назначении такой пенсии в страховой стаж включаются только те периоды работы, за которые перечислялись страховые взносы в Пенсионный фонд. А поскольку с денежного содержания судей страховые взносы не уплачиваются, при расчете пенсии не был учтен определенный период работы мужа Фроловой судьей, и назначенная пенсия оказалась значительно ниже, чем у семей, кормильцы которых имели аналогичный стаж, но работали в других организациях.
"Статус судьи — не личная привилегия, а средство, призванное обеспечить каждому гражданину судебную защиту… Статус судьи закреплен непосредственно в Конституции РФ. Судья и члены его семьи находятся под особой защитой государства… В случае смерти судьи в связи с осуществлением служебной деятельности для членов его семьи предусматриваются повышенные меры социальной защиты, однако не в полной мере охвачены ситуации, когда судья умер от заболевания, не связанного с исполнением своих обязанностей", — сообщает КС.
Суд отметил, что в таких случаях нетрудоспособным членам семьи судьи устанавливаются пенсии по случаю потери кормильца, их размер определяется по общим правилам, и такие пенсии назначаются в размерах, которые не соотносятся с зарплатой умершего за период его работы судьей.
"Решение об исключении заработной платы судьи из базы для начисления страховых взносов в пенсионный фонд должно было приниматься законодателем с учетом интересов нетрудоспособных членов семьей судей… В отличие от членов семей граждан, которые замещали иные государственные должности РФ, им не устанавливаются такие выплаты, как ежемесячное пособие, ежемесячное денежное содержание (как, например, в случае смерти члена Совета федерации или депутата Госдумы) вопреки конституционному принципу справедливости члены семей судей поставлены в худшее положение", — сказано в релизе КС.
Суд признал не советующими Конституции РФ взаимосвязанные положения пункта 7 статьи 120 закона РФ "О статусе судей Российской Федерации" и ряд положений ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". При этом положение пункта 7 статьи 120 закона "О статусе судей в РФ" признаны не противоречащими Конституции.
КС предписал законодателю установить механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи, умершего вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, который бы гарантировал им пенсионное обеспечение, соотносимое с утраченным доходом.
Дело заявительницы подлежит пересмотру.