С.-ПЕТЕРБУРГ, 19 ноя — РИА Новости, Анна Юдина. Впервые в истории арктического мореплавания по трассам Северного морского пути (СМП) в сопровождении атомных ледоколов прошел газовоз "Ob river", перевозящий сжиженный природный газ, сообщает пресс-служба ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом".
По трассам СМП под проводкой атомных ледоколов традиционно ходят суда с грузом железорудного концентрата и газоконденсата, в 2011 году впервые была перевезена мороженая красная рыба с Дальнего Востока.
"Уникальность рейса заключалась в том, что сжиженный природный газ впервые был транспортирован по трассам Северного морского пути. Ширина газовоза составляет 45 метров, что в ноябре (при нарастающем ледовом покрове — ред.) могло осложнить процесс ледокольной проводки судна. Однако, благодаря профессиональным действиям экипажей газовоза и атомоходов, уникальная операция была проведена в рекордно короткие сроки", — говорится в сообщении предприятия.
На борту газовоза находится около 135 тысяч кубометров сжиженного природного газа. Погрузка сжиженного природного газа была произведена на терминале в Хаммерфесте (Норвегия).
Танкер-газовоз "Ob river" вышел из Хаммерфеста 7 ноября. Атомный ледокол "Вайгач" взял судно под проводку 9 ноября в районе Карских ворот. В западной части пролива Вилькицкого к обеспечению проводки присоединился атомоход "50 лет Победы".
"Ob river" 18 ноября покинул Севморпуть и самостоятельно движется в направлении порта Тобата, Япония. Таким образом, газовоз шел по трассам СМП при помощи атомоходов 9 суток, средняя скорость составила 12,5 узлов", — добавили в пресс-службе "Атомфлота".
Атомоход "Вайгач" продолжает обеспечивать безопасность судов на трассах СМП, а "50 лет Победы" взял курс на Мурманск. Здесь ему предстоит смена экипажа и плановый ремонт для подготовки к зимней навигации.
По словам заместителя министра транспорта РФ Виктора Олерского, рейс танкера-газовоза СПГ в восточном направлении по трассам Севморпути стал очередным этапом в развитии нового высокоширотного морского транспортного коридора, соединяющего Европу со странами АТР.
«Возможность прохода крупнотоннажных судов в летнюю навигацию по трассам Севморпути стала результатом систематической работы специалистов различных министерств и ведомств, научно-исследовательских организаций, судоходных и нефтегазовых компаний», — сказал Олерский РИА Новости.
Он подчеркнул, что Россия, обладающая крупнейшим в мире ледокольным флотом, стала первопроходцем, открывшим принципиально новую страницу в истории арктической навигации — транзитные рейсы крупнотоннажных судов по СМП.
«Мы доказали саму возможность таких рейсов и не намерены останавливаться на достигнутом», — заключил Олерский.
По словам Олерского, специалисты внимательно изучат доклад представителей ЦНИИМФа и аналитического центра компании «Совкомфлот», находившихся на борту Ob River.
«Полагаю, что полученные в ходе этого экспериментального рейса данные будут использованы в будущем, в том числе в ходе актуализации действующих правил плавания по Северному морскому пути и при организации крупномасштабных отправок грузов из Арктического региона», — сказал Олерский.
Как сообщалось ранее, транзитная навигация на трассах СМП в этом году завершится в 20-х числах ноября. Грузопоток составит чуть более 1,2 миллиона тонн.
К ноябрю 2012 года по трассам СМП в сопровождении атомоходов прошло более 40 судов. В 2011 году за навигацию ледоколы провели 34 судна, общий грузопоток составил 820 тысяч тонн. В прошлом году навигация завершилась примерно в эти же сроки. Лед, активно образующийся в конце осени на трассах Севморпути, не является препятствием для атомоходов, но становится небезопасен для нагруженных судов, которые идут за ледоколами.
В состав современного атомного флота России, переданного в ведение госкорпорации "Росатом" в 2008 году, входят четыре двухреакторных ледокола ("Россия", "Советский Союз", "Ямал", "50 лет Победы"), два однореакторных мелкоосадочных ледокола "Таймыр" и "Вайгач", пять плавучих технических баз обслуживания. Атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" выведен из эксплуатации в этом году.