Рейтинг@Mail.ru
Игорь Иванов: резких разворотов во внешней политике Обамы не будет - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Игорь Иванов: резких разворотов во внешней политике Обамы не будет

© Фото предоставлено пресс-службой Люксембургского форумаБывший глава МИД РФ Игорь Иванов. Архив
Бывший глава МИД РФ Игорь Иванов. Архив
Читать ria.ru в
Дзен
О перспективах сотрудничества России и США после переизбрания Барака Обамы на президентский пост, проблематике ядерного разоружения, экономической дипломатии и главном качестве профессионального дипломата - умении договариваться - рассказал бывший министр иностранных дел России Игорь Иванов.

О перспективах сотрудничества России и США после переизбрания Барака Обамы на президентский пост, проблематике ядерного разоружения, экономической дипломатии и главном качестве профессионального дипломата — умении договариваться — рассказал в интервью обозревателю РИА Новости Оксане Полищук бывший министр иностранных дел России Игорь Иванов. Он возглавляет созданный около полутора лет назад Российский совет по международным делам (РСМД).

- Игорь Сергеевич, почему именно тема ядерного разоружения была выбрана для обсуждения на организованной РСМД конференции «Ядерное оружие и международная безопасность»? Не является ли сейчас эта проблема менее актуальной, чем, например, экономическое сотрудничество?

— Для того чтобы развивать внешнеполитические и международные экономические связи, необходимо иметь определенную степень доверия. Чем выше доверие между государствами, тем больше возможностей открывается для их сотрудничества.

Если, например, говорить о взаимоотношениях между Китаем и США, то есть степень понимания совпадающих долгосрочных интересов. Они могут развиваться параллельно, могут вместе, но есть понимание стратегических интересов.

В наших отношениях (с США) в силу истории, в силу современной ситуации дела складываются таким образом, что ядерная проблематика может или тормозить отношения, или стимулировать их. Это не значит, что возможно сегодня решить все вопросы в области ядерного разоружения, но взаимопонимание и диалог в этой области, несомненно, стали бы позитивными факторами.

Почему ядерная проблематика, почему проблема противоракетной обороны играют такую существенную роль? Потому что они концентрированно выражают интересы, связанные не только с военной безопасностью, но в целом с доверием в двусторонних отношениях. Недостаточно говорить, что противоракетная оборона «не направлена против тебя». Я должен быть уверен, что не направлена. Каким образом — это уже другой вопрос: через договоры, через соглашения, через совместные центры. Все это — предмет переговоров. Но пока одна сторона не убеждена и не уверена, что это не представляет для нее опасности, очень трудно выстраивать доверительные отношения в других областях.

- Стоит ли ожидать от обновленной американской администрации каких-то подвижек в сторону улучшения отношений с Россией?

— От администрации (президента США Барака) Обамы стоит ожидать преемственности во внешней политике. Никаких резких разворотов не только в отношении России, но и по другим проблемам ожидать не следует. Вместе с тем, если во время первого срока закладывались основы тех или иных позиций и их практической реализации, то сейчас их можно прямо реализовывать. Это касается и российско-американских отношений. Если первые полтора-два года (работы администрации Обамы) шла притирка, поиск понимания, где мы можем что-то сделать, где не можем, и было сделано немало за достаточно короткий срок, то сейчас у нас есть более полное представление о том, что мы можем, где нужно сотрудничать, где есть реальные возможности для сотрудничества. Здесь мы (Россия и США) выигрываем время — нам не нужно время для раскачки, мы можем сразу начинать заниматься конкретными делами. И как только в январе новая администрация вступит в свои права, окажется очень важным, чтобы не было паузы. Потому что когда есть пауза в двусторонних отношениях, то ею, к сожалению, так складывается в истории, пользуются отнюдь не сторонники развития. Такая пауза заполняется негативом больше, чем позитивом, и важно, чтобы ее не было.

- Кого, на ваш взгляд, Обама мог бы назначить на пост госсекретаря США?

— Мне кажется, что «вот такой придет, будет легче, с таким-то будет тяжелее» — так рассуждают обычно непрофессионалы. Я по своему опыту знаю, что с людьми, о которых говорят, что с ними невозможно договориться, прекрасно договаривались. Если это человек с хорошей политической подготовкой, человек, который понимает интересы страны, то профессионалы между собой всегда найдут общий язык.

- Каковы основные цели и задачи РСМД?

— Российский совет по международным делам в том виде, в каком мы существуем, — это естественное отражение динамики развития общества. Сегодня гражданское общество во всех странах стремится играть более активную роль — в вопросах экономики или каких-то социальных проблемах, во внешней политике. Сейчас внешняя политика уже не может быть достоянием узкого круга политиков, дипломатов или военных, которые участвуют в принятии решений. Простые люди тоже хотят знать, как вырабатываются эти решения, как и почему они принимаются. И тут нужны общественные некоммерческие организации, которые включали бы в себя профессионалов и специалистов из разных сфер и которые вместе с теми, кто непосредственно занимается теми или иными вопросами, могли бы обсуждать проблемы, вырабатывать решения.

В чем преимущества такого рода структур? В том, что эти структуры ближе находятся к общественному мнению страны и имеют возможности не только доводить эту информацию, но и получать обратную реакцию, насколько те или иные решения соответствуют тем или иным чаяниям широких кругов. Поэтому во многих развитых странах такие институты давно существуют. Я недавно вернулся из Китая. Там за последние несколько лет появилось огромное количество институтов гражданского общества, которые занимаются международной проблематикой и ее различными аспектами — территориальным, региональным, проблемой разоружений и т.д. У нас таких институтов, к сожалению, очень мало, их можно пересчитать по пальцам.

И не нужно видеть в каждой такой структуре какую-то силу, которая хочет создавать проблемы руководству страны. С момента создания РСМД я говорил, что мы не представляем никакую политическую партию. Мы — объединение специалистов, и мы объединились для одной цели — помогать правительству вырабатывать те решения, которые в наибольшей степени отвечают интересам страны, и разъяснять нашу политику вовне. Очень трудно представителям гражданского общества и общественным организациям за рубежом доверять послам. Представители гражданского общества утверждают, что послы «читают по инструкциям то, что им сказали». А когда приезжают наши специалисты — бывшие дипломаты и военные, ученые, эксперты — восприятие их аргументов бывает более эффективным.

- Как строится работа РСМД? Привлекаете ли вы молодежь?

— Мы работаем в тесном взаимодействии с администрацией президента РФ, с МИД России, министерством обороны, со всеми теми ведомствами, которые могут быть потенциальными потребителями нашей продукции. Мы не хотим писать просто для того, чтобы потом на полки ставить какие-то книги. Мы хотим любые исследования, какие-то научные изыскания проводить в интересах решения практических дел. Поэтому мы находимся в постоянном контакте, чтобы понимать, в правильном ли направлении мы движемся, что может быть полезно, что сегодня востребовано.

Второе направление — это бизнес. Естественно, что экономической дипломатией занимается не только МИД, но и мы, поэтому сейчас несколько крупных российских компаний стали корпоративными членами нашего совета. Они понимают, что наша работа для них также полезна, потому что, выходя на международные рынки, они хотят, чтобы была благоприятная среда. И сегодня гражданское общество в этом отношении может быть позитивным помощником.

Еще одно очень важное для нас направление — все, что связано с образованием. Необходимо готовить молодых специалистов-международников, профессионалов среди которых, к сожалению, становится все меньше. И не только в Москве, и не только в МГИМО. Поэтому мы подписали соглашение — они тоже стали нашими корпоративными членами — со всеми федеральными университетами от Владивостока до Калининграда.

Мы выстраиваем конкретные программы, которые будут помогать готовить международников через проведение семинаров, специализированных летних и зимних школ по тем или иным проблемам, мы проводим конкурсы молодых международников. Планируем проводить и конкурсы журналистов-международников. Таких конкурсов у нас не было раньше. Мы видим, что в международной проблематике, к сожалению, у нас и в сфере СМИ становится специалистов все меньше и меньше.

Поэтому данное направление — работа с университетами, работа с молодежью — тоже очень важно. Например, на конференцию «Ядерное оружие и международная безопасность в ХХI веке» мы пригласили аспирантов, выпускников университетов, чтобы их приобщать к этой проблематике.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала