МОСКВА, 8 ноя, – РИА Новости, Дмитрий Виноградов
Тележурналист Алексей Пивоваров и режиссеры-документалисты Александр Расторгуев и Павел Костомаров показали новые, еще не известные публике эпизоды проекта "Срок", а также трейлер будущего фильма на мастер-классе в Центре документального кино DOC. В зале Международного общества "Мемориал" авторы очень своеобразного и яркого проекта, фиксирующего новости уличной политики России и ее героев, рассказали о секретах работы над своим циклом. Циклом, который давно превратился то ли в реалити-шоу о съемках документального кино, то ли в живую хронику происходящих на наших глазах тектонических сдвигов в российской политической системе. Впрочем, главные секреты "Срока" так и остались нераскрытыми.
На экране не очень молодой, худой и небритый мужчина подворачивает штаны, чтобы они намокли как можно меньше. Повернувшись к камере спиной, широко расставляя ноги, мужчина нелепо и смешно бежит по болоту. "Якеменко убегает из России", – шутит голос из зала. Потому что на экране именно он – один из наиболее одиозных российских политиков, бывший лидер движения "Наши", а затем глава Росмолодежи Василий Якеменко. Глядя безумными глазами в камеру, Якеменко сообщает, что под ним "глубина четыре метра", и это настоящая "гримпенская трясина, в которой тонули ватсоны и шерлоки холмсы. Политик очень хочет "зачекиниться" прямо в болоте, а потом с каким-то еще более взрослым мужчиной по-пелевински рассуждает о достоинствах местной конопли. "Ее надо переназвать и продавать, – предлагает Якеменко. – В клубах будут спрашивать: а у вас есть трава мешковская, трава целительная"?
На этом очередная серия проекта "Срок" заканчивается. Степень доверия, которую Якеменко испытывает к камере документалистов, рождает вопрос, который часто задают пользователи интернета. Его озвучивает и ведущая вечера, директор ЦДК DOC Софья Гудкова, обращаясь к авторам "Срока": "Правда ли, что вас спонсирует Якеменко?"
"У Якеменко ни копейки не взяли", – парирует Алексей Пивоваров.
"Почему тогда Якеменко появляется у вас так часто?" – спрашивает из зала девушка, и Александр Расторгуев зло отвечает: "Почему часто? В трех сериях – это часто? Волков у нас в 7 сериях, например" (Леонид Волков – оппозиционный политик из Екатеринбурга, – РИА Новости). По его словам, Якеменко они снимают только потому, что он фактурный и интересный герой и, главное, готов сниматься. "Только Якеменко берет нас в болото. Остальные – максимум на Болотную", – играет словами Павел Костомаров. И добавляет: "За камерой стоит человек, и его талант заключается в том, чтобы герой перед камерой открывался. В наш проект мы берем только талантливых людей и люди приходят каждую неделю".
Под общие аплодисменты оператор Зося Родкевич, снимавшая Якеменко в зарослях конопли, появляется перед публикой: пуховик, надвинутая почти на глаза синяя шапка, из-под которой торчат дреды. Зося явно смущена всеобщим вниманием, быстро откланивается и скрывается в глубине зала, откуда чуть позже кричит: "Только не надо говорить "операторы"! Мы не операторы, мы режиссеры!"
Костомаров представляет еще нескольких режиссеров, работающих над проектом. Все они, как заверяет Алексей Пивоваров, работают за счет личных средств самих авторов проекта. "Сколько вы тратите в месяц? Что будет, когда деньги кончатся? Вы, наконец, перестанете снимать и смонтируете фильм?" – спрашивает корреспондент РИА Новости. "Конечно, на эти вопросы мы не ответим ничего конкретного, потому что это наша коммерческая тайна", – возражают режиссеры. "Не хотелось бы, чтобы такая банальная и меркантильная вещь, как то, что у нас закончились деньги, заставила нас завершить работу над проектом", – объясняет Алексей Пивоваров.
Как рассказывают авторы будущего фильма, его идея появилась весной этого года, когда митинговая активность в столице России достигла апогея, и у общества появились страхи и надежды (у кого как), что оно, общество, стоит на пороге серьезных перемен. "Мы познакомились с Павлом и Сашей и как-то сразу нашли общий язык", – вспоминает Алексей Пивоваров. Ребята решили сделать фильм и стали снимать уличные политические события и его колоритных героев. Сразу появилось и название. Как говорят режиссеры, они снимают тех, кто готовы за свои убеждения и действия "получить реальный срок". Но события продолжали развиваться – митинги, "ОккупайАбай", летние лагеря оппозиции и прокремлевских движений не снижали оборотов. "Это первый случай в моей работе, когда проект бежит по своей логике, бежит впереди, и я его догоняю", – признается телерепортер Пивоваров. "А мы еле успеваем все смотреть", – вторят ему зрители.
И так как события все происходят и происходят, а материал "горячий и быстро портится", режиссеры решили его фрагментами выкладывать в ЖЖ и на Youtube. Начали сразу с фрагмента номер 137. На сегодня снято уже около 250 фрагментов
Естественно, талантливо снятый материал на такую горячую тему сразу вызвал резонанс. "В твиттере говорят, что нас очевидно финансирует Кремль, а в Кремле мы зачислены в оппозиционные проекты, вроде "Дождя", – то ли пожаловался, то ли похвастался Пивоваров. "Поэтому мы безработные", – добавил Павел.
А на экране – новые серии. Светский репортер Божена Рынска в соболиной шубе, модно одетый националист Николай Бондарик из Питера, студийная запись группы Pussy Riot, "Русский марш", пресс-секретарь Алексея Навального – политическая жизнь в России не собирается успокаиваться, а поэтому и съемки, видимо, будут продолжаться, все отдаляя и отдаляя тот момент, когда авторы фильма наконец возьмутся за его окончательный монтаж. Тем более что проблема денег перед режиссерами, как они дали понять, не стоит.
Довольные общением с режиссерами поклонники уже собирались расходиться, когда Александр Расторгуев, спохватившись, вдруг выдал серьезную речь. "А вы знаете, мне обидно, что разговор не получился, – неожиданно испортил настроение режиссер. – Вместо обсуждения динамичного сваливания страны в фашизм и того, что абсолютно забитый, униженный и обобранный народ обязательно что-то устроит, мы обсуждаем какую-то ерунду, какие-то деньги".
Значит ли это, что режиссерам надо все-таки срочно закончить фильм, или они, наоборот, будут ждать кульминационных событий, осталось неясно. Судя по всему, они и сами не вполне это знают – Пивоваров, Расторгуев и Костомаров снимают не кино, а саму жизнь, и что там, впереди, не знает ни один сценарист. Тем интереснее смотреть.