"У нас пока нет инновационной системы в стране. Инновационная система включает в себя несколько блоков – от образования до коммерциализации инноваций. Пока система в целом не работает. Сегодня много говорят о внедрении инноваций, но есть две основные проблемы, которые мешают этому процессу развития.
Первое: у нас нет спроса на инновации. Стране они не нужны, по большому счету. Мы выращиваем яблоки, которые падают в огород соседа. У нас нет развития промышленности. У нас сырьевая экономика. А инновации нужны там, где они должны внедриться, кто-то должен их купить. К сожалению, вся эта история о постиндустриальной экономике - она и в мире-то не совсем работает. Постиндустриальные экономики базируются на серьезной индустриальной базе. Когда все стадии развития прошли, уже можно говорить о постиндустриальной экономике. У нас произошла деиндустриализация страны, и сегодня нет спроса на инновации внутри.
Есть какие-то гаджеты, но инновация не в том. Даже хорошие компании, которые у вас делают 3D-телевизоры, - это для потребительского спроса. Но это такой маленький рынок, это не промышленные инновации. Основная часть рынка - это промышленные инновации, технологии, которые позволяют по-новому лить металл, производить электромоторы, достигать более высокого КПД в машиностроении – вот это основа, где деньги. Вот этого, к сожалению, у нас в стране нет, нет спроса.
Второй момент: у нас слишком высоко оценивают себя инноваторы. Ты придумал какую-нибудь идею, которая тебе кажется классной. Бывают два типа - или слишком молодые, они не представляют, что в мире происходит, выпадают из контекста, думают, что у них все очень здорово. А второй – это старые ииноваторы, еще коммунистических времен, которые придумали прибор или технологию и думают, что придуманное ими тогда еще живо и возможно к применению сегодня, и тянут эту идею. Хотя в мире все двинулись вперед, и уже давно их идея перестала быть эффективной. К сожалению, и те, и другие имеют слабые перспективы коммерциализации, потому что они невыгодны, внедрение такого рода технологий не приведет к коммерческому результату. Хотя они считают, что они крутые, что они могут попросить 51% акций, а инвестор удовлетворится 49%. Это не так.
Мне кажется, что вот эти две проблемы - слабый спрос и не очень внятное, не очень понятное предложение в инновационной сфере. И пока у нас не очень сильно развиваются инновации в стране".