Рейтинг@Mail.ru
Кочетков: нельзя превратить за короткий срок слабую школу в сильную - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кочетков: нельзя превратить за короткий срок слабую школу в сильную

Читать ria.ru в
Дзен
В рейтинге столичных школ, составленном Департаментом образования Москвы осенью этого года, школы оценивались не только по результатам ЕГЭ и количеству победителей олимпиад, но и по промежуточным результатам образования. В первую десятку, по определению проректора Московского института открытого образования Ивана Ященко, «буквально ворвался» Центр образования № 218. Как это удалось, в интервью РИА Новости рассказал его директор Константин Кочетков.

В рейтинге столичных школ, составленном Департаментом образования Москвы осенью этого года, школы оценивались не только по результатам ЕГЭ и количеству победителей олимпиад, но и по промежуточным результатам образования. В первую десятку, по определению проректора Московского института открытого образования Ивана Ященко, «буквально ворвался» Центр образования № 218. Как это удалось, в интервью РИА Новости рассказал его директор Константин Кочетков.

- Константин Петрович, есть ли рецепт: как обычной средней школе стать одной из лучших в городе?

— Наша школа давно не является средней. Да, в рейтинге этого года мы совершили скачок из второго десятка в первый — с 17-го места на 6-е, но если в следующем году снова откатимся во второй десяток, не будем считать это поражением.

Что касается рецепта, превратить среднюю школу в сильную за короткий срок невозможно. Вообще в образовании быстро получить результат нельзя, и наше место в рейтинге — это плод усилий многих людей на протяжении не одного десятилетия. Мой предшественник Яков Владимирович Крапивский руководил школой более 30 лет, его заслуга — в подборе кадров, а дальше — совместная работа коллектива по формированию модели школы, которая действует и сегодня.

В начальной школе мы работаем по системе Занкова, в 6-7-х классах — по технологии стратовой дифференциации. А с 8-го класса дети учатся по индивидуальным учебным планам, выбирая определенный набор предметов, изучаемых ими на разных уровнях. Таким образом, к 11-му классу они приходят к тому набору предметов и уровню знаний, какие необходимы для обучения в вузе, куда они намерены поступать. Мы не ориентируем детей на конкретные вузы — выбор у них свободный, они имеют возможность попробовать себя в разных областях. Традиционно около 20 процентов выпускников поступают в МГУ, Физтех и Высшую школу экономики.

- Может ли школа добиться высоких результатов, если принимать всех детей подряд?

— У нас нет отбора, как в гимназиях и лицеях. Мы учим детей с 1-го класса. Каждый год мы добираем несколько человек в 5-11-е классы при наличии мест. Но около 95 процентов учащихся — это те, кого мы сами постепенно выучиваем.

- Как убеждать детей добиваться результатов? Как стимулировать? Чем награждать?

— Есть разные способы, один из которых — воспитание гордости за себя и других учеников школы. Эта традиция имеет долгую историю. В конце каждого года мы собираем всех победителей олимпиад, спортивных соревнований в актовом зале и проводим награждение в торжественной обстановке, чтобы они видели друг друга, младшие видели старших.

А награждаем — книгами, стараясь подбирать их с учетом вкуса ребенка, чтобы книга была интересна именно ему. Есть и денежные премии. Выпускник нашей школы Михаил Неймит учредил грант, из средств которого мы вручаем премии самым лучшим ученикам. Это тоже стимул — дети понимают, что их работа может быть оценена в том числе материально.

- А какие есть стимулы у учителей, у администрации школы бороться за результаты? В Москве в последние два года увеличивается финансирование общего образования, вводятся новые экономические механизмы — подушевое финансирование, новая система оплаты труда…

— Изменения в финансировании отразились на материальной базе школы: так, под реализацию новых образовательных стандартов поставлено более 60 компьютеров и ноутбуки для учителей, Интернет стал работать стабильнее по сравнению с прошлым годом. Видно, что в образование деньги идут, и это приносит результат.

А новые экономические механизмы нас коснулись в меньшей степени. Поскольку школа была городской экспериментальной площадкой, то переход на подушевое финансирование практически не изменил годового бюджета. Сказать, что в нашем случае есть прямая связь между нормативно-подушевым финансированием и результатами — наверное, нет. Такая система финансирования опять-таки даст результат через несколько лет. Не может такого быть, что если сегодня в школу пришел великолепный учитель, то завтра его учащиеся покажут хороший результат. Подбор учителей — процесс длительный, постоянно ведется работа по подготовке смены: мы ищем молодых специалистов, обучаем их.

Был такой лозунг: "Совесть — лучший контролер", нам он подходит. Для хорошего учителя его совесть — лучший контролер. Роль администрации, руководителей методических объединений заключается в том, чтобы помочь учителю скорректировать действия по улучшению качества образования. Система внутришкольного контроля есть, она работает. Мы используем те механизмы, какие сейчас предлагает Московский центр качества образования, но основной упор — на самого учителя.

Материал подготовила Анастасия Ярославцева (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала