МОСКВА, 1 ноя, - РИА Новости, Дмитрий Виноградов
Центр документального кино DOC показал своим зрителям два фильма, отобранных из программы пермского фестиваля "Флаэртиана". Несмотря на свою нестоличность, это очень известный и авторитетный во всем мире фестиваль документального кино, причем в этом году он прошел уже 12-ый раз. Впрочем, по иронии судьбы (или по какой-то закономерности), оба фильма — и получившая на "Флаэртиане" приз зрительских симпатий "Широкие объятия", и награжденная специальным призом от ЦДК DOC лента Lost Boys сняты московскими режиссерами. Но оба они посвящены одному и тому же вопросу — что творится в голове у современной молодежи, чего она хочет и куда идет.
Центр документального кино DOC настолько подружился с фестивалем "Флаэртиана", что ввел там собственную номинацию и наградил один из фильмов-участников русской программы фестиваля. Призером спецприза от центра DOC и РИА Новости стала дебютная лента Lost Boys молодого режиссера Варвары Обросовой, выпускницы ВГИК.
С вручения премий за фестиваль "Флаэртиана" начался и этот вечер. "Пользуясь случаем", приехавший из Перми на показ директор фестиваля Павел Печенкин вручил премию еще одному победителю "Флаэртианы" — режиссеру Дмитрию Завильгельскому, взявшему приз в интернет-конкурсе "Флаэртиана-онлайн". Эта процедура, по выражению Печенкина, подчеркнула "домашнюю" атмосферу "Флаэртианы": призер поднялся из зала, скромно вернул Печенкину пакет с призами, который тот ему вручил, видимо, где-то в кулуарах, и стал делать вид, что не знает, что ему вручат. А подарили ему денежную премию и ноутбук. "Редко на каких фестивалях дарят ноутбуки, — признался Завильгельский. — "Флаэртиана" — один из моих любимых фестивалей, потому что я получил уже второй приз". Как признался победитель, он отсутствовал на обеих "Флаэртианах", в которых побеждал: когда была первая, он снимал фильм, который потом получил премию на второй. "Это уже традиция", — заметил Печенкин.
Фестиваль "Флаэртиана" называется так в честь великого документалиста первой половины 20-го века Роберта Флаэрти. "Его главные принципы — снимать ныне живущего человека и показывать его развитие. Роберт Флаерти изобрел длительное наблюдение и привычную (для объекта съемок, — РИА Новости) камеру", — объяснил собравшимся Павел Печенкин.
Эту "формулу Флаэрти" фестиваль ревностно соблюдает, и зрители в этом смогли убедиться.
Первый фильм — "Широкие объятия" — принадлежит авторству молодого, но уже довольно опытного режиссера Юлии Киселевой. Он рассказывает об уникальной общественной организации - созданном московскими студентами фонде "Старость в радость". "Старость в радость" берет шефство над стариками из отдаленных домов престарелых. Ребята собирают для них теплые вещи, мебель и игрушки, приезжают навещать и делать ремонт, а потом переписываются, поддерживая у брошенных стариков чувство, что они в этом мире все-таки не одни.
В фильме есть и внутренний конфликт: камера показывает благополучных, чуть пригламуренных московских студенток, которые под бокал красного вина обсуждают идею съездить в дом престарелых с волонтерами. Девушкам идея тратить выходной на неизвестных им нищих стариков явно не нравится, но, надо отдать им должное, они честно и не стесняясь рассуждают об этом перед камерой. "Я ведь такая молодая, я развлекаться хочу", — признается одна из них. "Времени совсем нет", — говорит другая, коротая вечерок в бильярдной и теребя кий пальцами с длинными ногтями.
Повинуясь какому-то внутреннему чувству и рассуждая о будущем конце света — "скоро 2012 год, авось зачтется" — девушки все-таки едут на своей машине в отдаленный дом престарелых, разглядывая по дороге брошенные деревни и мерзко хихикая от смущения. В старых облезлых домах, наполненных никому не нужными стариками, девушки испытывают шок. "И этот запах... запах старости, — делится впечатлениями девушка. — Не хочу так пахнуть, когда буду старой".
"Больше Настя и Света в дома престарелых не ездили", — сообщает зрителям титр. А основатель "Старости в радость", выпускница МГУ Лиза Олескина продолжает собирать для старичков вещи в собственном подъезде в центре Москвы. "Может быть, красивый богатый внучок приедет навестить своего дедушку и она выйдет за него замуж", - пытаются девушки найти в ее действиях какое-то рациональное зерно.
Вообще этот вечер в Центре документального кино получился посвященным тому, что несмотря на обилие "насть и свет из Москвы", поколение молодых девушек все-таки поактивнее своих сверстников противоположного пола. Мужские мечты и планы на жизнь стали предметом исследования следующего фильма, Lost Boys.
"Сегодня документалист — это молодая женщина 30-35 лет ", — свидетельствует в своем интервью Павел Печенкин. Он представляет режиссера Lost Boys — очаровательную, татуированную с головы до ног Варвару Обросову. На ее груди красуется крупный портрет писателя-мистика Лавкрафта, и люди в зале начинают обсуждать, смывается тату или нет. Или может тату — это вообще наклейка. "Настоящая", — заверяет 26-летний режиссер.
Несмотря на свой радикальный имидж, дебютантка явно смущена свалившимся на голову успехом — ее фильм строгие представители Центра документального кино DOC наградили специальным призом и даже дали премию в 50 тысяч рублей. "Не судите сразу по такой его форме, — заинтриговала режиссер зрителей. — По моей мысли, зритель должен прорываться сквозь большое количество преград — расфокус, грязный звук". "Может быть, я стану новатором и получу еще больше премий", — стесняясь, добавляет Варя под общие аплодисменты.
Камера выхватывает построенные с нарушением композиции, странные планы, некрасиво перескакивает с объекта на объект, звучит записанный на встроенный микрофон концерт группы "Кеды", прославившейся коллоборацией с Владимиром Левкиным из группы "На-На". В кадре — музыкант из этой группы, а потом другие творческие парни — художник-графитчик и поэт. "Модно иметь много денег, не модно иметь позицию, не модно думать... — признается гитарист группы "Кеды", демонического вида молодой человек. — Вокруг переизбыток любой информации, свое мнение формировать очень тяжело".
Остальные рассуждают в том же вялом духе — хорошо бы не работать в офисе, а лучше вообще не работать, но при этом прославиться и заработать много денег. "Непонятны законы быта. Не хочется мыть посуду. Хочется быть знаменитым, хочется до абсурда", — истошно орет за кадром поэт Роман.
Кино заканчивается, свет в Мультимедийном пресс-центре РИА Новости включается, зрители начинают расходиться. Им явно не хватило обсуждения, которого на этот раз не было, потому что это не "Открытый показ", а совершенно другой формат — своего рода эхо фестиваля "Флаэртиана", цель которого — дать московскому зрителю представление о фестивале, который прошел в далекой Перми.
Корреспондент РИА Новости решил восполнить пробел, и обсудил фильм сам - с режиссером Варварой. Вскрылись интересные подробности — музыкант Андрей из группы "Тот", который выдавал в фильме самые здравые рассуждения и честно признавался, что он "маменькин сынок" и не знает, чего хочет от жизни — это ее бывший молодой человек. А сейчас Варя собирается выходить замуж за музыканта из группы "Кеды" (его интервью в фильме, впрочем, нет). Сама Варвара сейчас живет случайными заработками, продавая свои картины и подрабатывая фотографом, и собирается снять еще один документальный фильм. Так что, пусть она и сама не встала на путь стабильной карьеры и еще сама, возможно, не до конца понимает, чего хочет от жизни, но по крайней мере аудитория Центра документального кино DOC может быть уверена, что ее еще порадуют хорошими лентами от режиссера Вари Обросовой.