МОСКВА, 17 окт - РИА Новости. В печатных и сетевых СМИ зафиксировано больше всего нарушений закона о защите детей от вредной информации, совершенных из-за нечетко прописанных в документе формулировок, в частности по возрастной маркировке, сообщил замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов.
По его словам, в печатных СМИ зафиксировано около 25% нарушений закона, интернет-изданиях - 40.
Ксензов подчеркнул, что Роскомандзор совместно со СМИ выработал нормы маркировки.
Закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" предусматривает ряд ограничений для публикации материалов в СМИ. В соответствии с документом, контент СМИ должен быть промаркирован по нескольким степеням ограничения: "6+", "12+", "16+" и "18+". К категории "18+" относится информация, которая побуждает к опасным для жизни действиям или самоубийству, оправдывает противоправное поведение, провоцирует желание употреблять наркотики, алкоголь или табак, либо заниматься проституцией, бродяжничеством и играть в азартные игры, ставит под вопрос семейные ценности и уважение к родителям, содержит нецензурную лексику или порнографические эпизоды.
Роскомнадзор провел мониторинг
"Мы провели большой мониторинг - 222 тысячи СМИ проверили. Из них 12 тысяч телеканалов посмотрели, 2200 радиоканалов прослушали, 14 тысяч печатных СМИ, 3 тысячи информационных агентств. В ходе мониторинга выявлено 5 тысяч нарушений: 3 тысячи печатных СМИ, 988 - интернет, 648 - программ, передач, 289 телеканалов, 33 радиоканала. Как видите, в основном, нарушения в печатных изданиях, примерно 25%. В интернет-издания порядка 40% нарушений, это показывает то, что в законе было мало уточнений по этому поводу. Там нормативно-правовые пробелы", - сказал Ксензов на втором заседании экспертного совета по массовым коммуникациям при Роскомнадзоре, посвященном обсуждению итогов практики правопримения закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" в различных сегментах медиаиндустрии.
По словам Ксензова, практика применения закона показала, что в нем "отсутствуют указания на разработку порядка размещения знаков информационной продукции".
"Среди типовых нарушений также отсутствие частичной маркировки, отсутствие ограничения в распространении информационной продукции при возобновлении трансляции. Эти типовые нарушения, которые мы анализировали за 1,5 месяца... Знак информационной продукции - это графическое проявление с указанием цифры и плюса - указание возраста, которое должно быть в углу экрана и должно быть не менее размера логотипа канала. Демонстрируется в начале трансляции и также при каждом возобновлении трансляции после прерывания рекламой", - сообщил замглавы Роскомнадзора.
В радиоиндустрии закон проблем не вызвал
В свою очередь гендиректор радиостанции "Дорожное радио" Сергей Ямщиков отметил, что "для большинства радиостанций не являлось большой проблемой выполнять требования закона", поскольку на момент его введения они "как раз находились в рамках тех требований", которые были обозначены в документе.
"Выборочный мониторинг показал, что маркировка в соответствии с требованиями закона была проведена в соответствии с рекомендациями Роскомнадзора, но поскольку радиостанция сама несет ответственность за определение категории, то были некоторые шараханья, наверное, в течение первой недели, за эту неделю практически все пришло в норму и приняло форму, в которой находится по сегодняшний день", - сказал Ямщиков.
По его словам, "не совсем в равных позициях оказались радиостанции, передающие информационные блоки в записи и в прямом эфире".
"Но это тоже не оказалось большой проблемой, и требования по маркировке последних были выполнены достаточно быстро и без трудностей", - добавил он.
"Было опасение, что радиослушатели будут негативно реагировать на ту маркировку, которая появляется в эфире. В целом этого не произошло, в первые полторы недели было некоторое количество звонков с вопросом, а что это означает. Поскольку пресса, телевидение придерживалось тех же способов, то поток вопросов стабилизировался, и стало все понятно", - отметил Ямщиков.
Гендиректор подчеркнул, что удалось наладить оперативный контакт с Роскомнадзором и многие вопросы решить в рабочем порядке, без применения санкций.
"Пока не могу сказать, что перед радиовещанием существуют какие-то глобальные проблемы, как есть в печати или на телевидении", - заключил он.
В состав Совета входят представители всех сегментов отрасли: телевидения, печатных и сетевых СМИ, радио, информационных агентств. Интересы журналистского сообщества также отстаивают общественные деятели и представители отраслевых ассоциаций. На это заседание для формирования комплексной единой позиции по применению закона "О защите детей" приглашены представители Государственной Думы, министерства связи и массовых коммуникаций, министерства культуры, Генеральной прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы, Роспечати и Общественного совета при уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка.
Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, который вступил в силу 1 сентября, обязал СМИ промаркировать материалы в соответствии с возрастными ограничениями. Норма вызвала неоднозначную реакцию в масс-медиа, в частности у сетевых СМИ, которые посчитали недостаточно ясными ряд формулировок документа. Роскомнадзор обещал проанализировать практику применения закона в первый месяц после его вступления в силу и внести необходимые уточнения. Ведомство с 27 сентября начало проводить локальные совещания с представителями СМИ для сбора предложений по реализации закона, их обобщения и вынесения на обсуждение экспертного совета.