О текущем состоянии рынка бриллиантов, жестком стандарте их качества и предстоящих сюрпризах к 50-летию крупнейшего в стране алмазообрабатывающего предприятия в интервью агентству "Прайм" рассказал генеральный директор смоленского ОАО "ПО "Кристалл" Максим Шкадов. С ним беседовала Любовь Мартынова.
- Максим Александрович, расскажите о положении "Кристалла" на мировом рынке, почему у вас такая большая экспортная ориентация?
- Да, наше предприятие на 98% поставляет продукцию на экспорт. Основная часть реализуется компаниям-дилерам крупными оптовыми партиями или через сеть собственных торговых подразделений в ведущих алмазных центрах мира - Антверпене, Гонконге, Нью-Йорке, Дубае. Кроме этого, смоленские бриллианты закупаются ведущими ювелирными брендами в мире. "Кристалл" напрямую продает легендарной американской компании Harry Winston, через наших партнеров осуществляются поставки в Chopard, Cartier , Tiffany. Это самые известные бренды и достаточно узкая ниша. В ней, поверьте, непросто работать.
Российский рынок пока не готов потреблять в большом объеме бриллианты такого высокого качества. Но мы возлагаем большие надежды на рост отечественного ювелирного рынка. Думаю, наша продукция постепенно будет все больше закупаться российскими компаниями.
Могу сказать, что в мире за 2011 год добыто алмазов на 15,2 миллиарда долларов. Произведено бриллиантов на сумму в 22,6 миллиарда долларов. Стоимость же бриллиантовых украшений в рознице составила 70,8 миллиардов долларов США.
- И какая в этом доля "Кристалла"? Есть ли рейтинг мировых производителей бриллиантов, кто ваши ближайшие конкуренты, если можно таких назвать?
- В секторе бриллиантов премиум класса наша доля около 10%. По конкурентам сказать сложно, так как бриллианты продают дилеры, которые размещают заказы на производство по всему миру. Мы в этом смысле отличаемся от них, являясь одновременно и производителем, и дилером в одном лице.
- А какие конкурентные преимущества у "Кристалла"?
- Мы с 2010 года ввели стандарт качества Triple Excellent и Double Excellent. Это высочайшая планка. Этот стандарт еще имеет критерии качества "три ноля" - определение американской геммологической лаборатории AGS (оценка по трем параметрам: огранка, симметрия, полировка, где "0" - высшая оценка). Мы под этот стандарт запустили производство ста процентов своей продукции. Если раньше самые высококачественные бриллианты уходили по отдельным программам, то сейчас выпуск такой продукции ведется массово. И это сознательная мера для повышения качества продукции, для того, чтобы занимать нишу самого высококачественного товара в мире.
- Много производителей в мире имеют этот стандарт?
- Стандартом AGS пользуются на самом деле в мире все. Но мы, надо сказать, одни из немногих, кто занимается именно массовым производством по этому стандарту. Есть компании в Таиланде, в Гонконге, но их по объемам и масштабам с нами сравнить сложно. Они производят единичный товар, мы же производим тысячами. По этому стандарту мы самые масштабные в мире производители. Это однозначно.
- Что происходит сегодня на мировом рынке бриллиантов?
- Изменения на рынке начались с 2000 года, фактически со времен ухода De Beers с позиции монополиста. Знаменитый картель начал потихоньку оставлять свои позиции, предоставляя возможность для более рыночного, конкурентного механизма. В итоге рынок, ранее контролировавшийся одной компанией, которая четко избегала перенасыщенности и могла плавно уходить от различных кризисов, с 2000 года стал все чаще сталкиваться с проблемами. И если раньше отраслевые кризисы были прогнозируемы раз в десять лет, то сейчас они начинают происходить почти каждые два года.
С июля текущего года мировой рынок начал тормозить. И этот вялотекущий процесс продолжается, он связан с общими кризисными явлениями. Хотя ценовая ситуация по бриллиантам более-менее стабильная, никаких скачков нет. Но рыночная активность замедлилась. В 2013 году, я думаю, все-таки какое-то движение начнется, но не раньше февраля. Традиционно рынок "живет" с февраля до лета. В летние месяцы, как правило, наблюдается период застоя.
Сегодняшнее "проседание" на рынке бриллиантов объясняется его затоваренностью. Определенную роль в это внесла Индия, власти которой сильно простимулировали алмазоперерабатывающую отрасль, вложив в нее крупные средства. Этим они внесли хаос на рынок бриллиантов, и, как следствие, предложение превысило спрос.
- Как соотносятся рынки алмазов и бриллиантов?
- На сегодняшний день сырые алмазы стоят порой дороже конечной продукции - самих бриллиантов. Конечно, нас такая ситуация не устраивает и она, в принципе, не должна иметь места. На сегодняшний день рынок алмазов с рынком бриллиантов не имеет ничего общего. И сложившийся спекулятивный рост спроса на сырые алмазы, по большей части, на совести индийских коллег.
- А как вы можете этому воспрепятствовать, если такое возможно вообще?
- Нам сложно этому воспрепятствовать, так как продавцам сырья деньги нужны "здесь и сейчас" а о перспективах падения никто не думает. Обратите внимание на отчеты алмазодобывающих компаний, все они пишут как под копирку, - "спрос на алмазы хороший, потому что спрос на ювелирные изделия растет". А то, что между этими двумя спросами нет никакой связи - скромно умалчивают. На самом деле писать надо так: "Кредиты алмазным дилерам в Индии растут значит и спрос будет расти, как только кредиты иссякнут - на рынке будет кризис".
- Какой ценовой тренд вы прогнозируете на перспективу?
- Я не ожидаю кардинального ценового изменения. Бриллианты в течение последних 40-50 лет медленно, но верно растут в цене. На этом рынке нет спекулятивных вещей, как с алмазами, как с любым сырьевым товаром. Разработка по разведанным запасам алмазов, из которых изготавливаются бриллианты, будет вестись еще порядка 40 лет. Если в ближайшее время не будут открываться новые месторождения, то можно спрогнозировать, что ценность природного бриллианта будет только повышаться.
Конечно, в мире научились выращивать искусственные алмазы. Но люксовый товар, как, впрочем, и любой другой, покупается на эмоциях. А с эмоциями синтетику очень сложно связать.
Полный текст интервью читайте на портале экономической информации Прайм Группы сайтов РИА Новости.