В демонстрационном зале ГУМа прошли очередные "Пионерские чтения" на тему: "Гордость". Самой гордой оказалась Ксения Собчак, да и то лишь во сне.
Главный редактор журнала "Русский пионер" Андрей Колесников предупредил, что речь пойдет не только о гордости. В связи с перерывом на летние каникулы, некоторые "чтецы" озвучат свои эссе из предыдущих номеров на другие темы.
- Рано или поздно те, кто пишут хорошие колонки в наш журнал, ломаются и начинают писать рассказы, а потом издавать романы, - добавил Колесников, намекая на Софико Шеварнадзе, чье произведение "Я ищу Ноэ" вполне тянуло на полноценный рассказ.
После выступления Софико Колесников презентовал двухтомник Натана Дубовицкого - мастера крупной прозы, в который вошли два его романа "Околоноля" и "Машинка и велик". В зале как раз появилась припозднившаяся ведущая чтений Ксения Собчак. Она опоздала в связи с подготовкой своей новой программы на телеканале "Дождь". В зале ожидала появления дочери Людмила Нарусова.
Посмотреть фотоленту: Завсегдатаи и новички "Пионерских чтений", рассказавшие о гордости >>
В первых рядах пустовали места постоянных докладчиков - режиссера Тиграна Кеосаяна, главреда телеканала Russia Today Маргариты Симоньян, актера Ивана Охлобыстина, поэта Андрея Орлова.
Ксения представила публике автора, ранее в чтениях не участвовавшего, Бенни Брискина. Бывший советник премьер-министра Израиля Нетаньяху, исполнительный директор Российского еврейского конгресса (РЕК) извинился перед публикой, что он не при костюме, а в майке.
- У меня недавно умер отец. По траурной еврейской традиции нельзя одевать кожаные ботинки и хорошую одежду, надо надорвать рубашку там, где сердце, и так ходить семь дней, - рассказал Брискин.
Его рассказ был посвящен брожению бизнесменов, свету небезызвестных, по пустыне.
- Слышали ли вы когда-нибудь что-нибудь про РЕК? Бьюсь об заклад - или ничего, или очень мало, - начал издалека Брискин. Российский еврейский конгресс не является обязательной частью официальных мероприятий, его руководители не красуются на фотографиях возле первых лиц на торжественных церемониях. Они тихо дают деньги на различные кажущиеся им важными проекты абсолютно свободно, без рекомендаций сверху.
В недрах РЕКа родилась идея как-то необычно отметить еврейский праздник Песах. Было решено совершить, следуя Моисею, пеший поход по пустыне к стенам Иерусалима. В паломничестве, в том числе приняли участие лица свету небезызвестные: глава "Альфа-групп" Михаил Фридман, бизнесмены Ваге Енгибарян, Борис Белоцерковский. Фигуранты списка "Форбс" запаслись проводником, провизией, гитарами, переносным душем и отправились в путь под палящем солнцем.
В конце первого дня, на привале, Михаил Фридман произнес сакраментальную фразу: "Великое изобретение человечества - унитаз!". Унитазы владельцы заводов, дворцов, пароходов в пустыню не прихватили, даже биотуалетом не озаботились.
Под стенами Иерусалима всех ждало финальное праздничное застолье. Но прежде предстояло изготовить собственными руками мацу.
- По закону весь процесс не должен занимать более восемнадцати минут, это магическое каббалистическое число, - просветил Брускин. Бизнесменам удалось уложиться в отпущенный срок.
- А сейчас мы узнаем, что такое компромисс и консенсус, - заинтриговала Собчак, объявляя выход следующего чтеца-новичка. - Могли ли мы подумать, что оппозиционер Яшин напишет что-нибудь в журнал Колесникова, где печатается Натан Дубовицкий?
Илья Яшин опубликовал свою колонку на тему "Ва-банк" в июньском номере журнала. Посвящена она, естественно, оппозиции.
- Ва-банк же играют люди, презирающие возню и суетливость. Люди, свободные от мелочности, - читал Яшин. - Их поступки определяются не сиюминутной выгодой, а внутренним пониманием добра и зла. Их лозунг - делай, что должен, и будь, что будет.
Ксения Собчак в своей колонке "Гордость и предупреждение" попыталась"встать в чужие ботинки", то есть постаралась понять и принять чужую правду.
Приснился Ксении сон, что звонит ей президент России и приглашает на свидание в Кремль. "Может вся моя жизнь только ради этой встречи? " – подумала во сне Собчак, да и поехала. Встречает ее Владимир Путин, и только Собчак хотела ему все рассказать, как он сам ей все рассказал - и про страну, и про ее друзей, и про демократию, которая так их беспокоит. "Ты же им нужна, только чтобы мне побольнее сделать. Или у тебя мозгов это понять не хватает?" - резюмировал президент. "Не отнимайте у меня возможность работать. У меня в жизни больше ничего нет. И друзей не трогайте, там очень много искренних", - попросила напоследок Собчак и проснулась.
После того, как Ксения закончила свой рассказ, Колесников заметил, что он так и не понял, сон это был или нет.
- Это мои галлюциногенные сны. Мне даже вы иногда снитесь, - успокоила журналиста президентского "пула" Собчак.
- Андрей, вот если бы тебя попросил Песков (пресс-секретарь президента РФ - прим. ред.) задать президенту вопрос про твиттер Собчак на пресс-конференции саммита АТЭС, ты бы согласился? - тут же поинтересовалась Собчак у Колесникова.
Речь зашла о том, что в своем микроблоге Собчак написала, что за"президентом последовали не все журавли, а только 63%", намекая на итоги выборов. Журналист Василий Гамов попросил президента прокомментировать это высказывание.
"Действительно, не все журавли полетели. Не полетели только слабые журавли. И то с первой попытки. Со второй все полетели", - процитировал ответ Путина Андрей Колесников.
- Мое высказывание уже прокомментировал и Мосгорсуд, отказав в выдаче мне денег, - пожаловалась Ксения. - Но я буду идти до конца, отстаивая свои права.
Завершить чтения на жизнеутверждающей ноте не получилось, ввиду отсутствия поэта Андрея Орлова. Собчак заволновалась, уж не запил ли "Орлуша", но Колесников заверил, что все хорошо, любимый поэт Ксении просто уехал.
Анна Горбашова, обозреватель
Фото: Валерий Левитин
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции