Рейтинг@Mail.ru
Турбизнес вязнет в долгах, но туристов просят сохранять спокойствие - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Турбизнес вязнет в долгах, но туристов просят сохранять спокойствие

© РИА НовостиСитуация с компанией "Глобал-Тревел Интернейшнл"
Ситуация с компанией Глобал-Тревел Интернейшнл
Читать ria.ru в
Дзен
Еще одна компания приостановила деятельность из-за финансовых проблем. Если череда банкротств туркомпаний продолжится, то зарубежные партнеры могут начать отказываться работать с ними без полной предварительной оплаты туров.

Материал подготовлен для портала РИА Новости >>

Еще одна компания - "Глобал-Тревел Интернейшнл" (сеть турагентств Global Club) - приостановила деятельность из-за финансовых проблем. Если череда банкротств российских туркомпаний продолжится, то зарубежные партнеры могут начать отказываться работать с ними без полной предварительной оплаты туров, говорят эксперты.

Под формулировкой "приостановка деятельности в связи с финансовыми затруднениями", которая появилась 10 сентября на сайте "Глобал-Тревел Интернейшнл", скрывается, скорее всего, очередное потенциальное банкротство. Коммерсанты даже сообщили, куда именно их клиентам идти за компенсациями: в страховую компанию, причем заботливо указали и ее адрес. Руководство компании, как водится в таких случаях, теперь недоступно.

Турагентства, входящие в сеть, получили от своей компании письма, в которых Global Club заявила о невозможности выполнения финансовых обязательств по уже оплаченным заявкам и просит агентства повторно оплатить туры напрямую туроператорам, минуя центр бронирования компании, рассказала РИА.Туризм пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова.

Проблемная компания была создана в 2010 году и предлагала турагентствам бронировать туры через свой центр бронирования, сама при этом получая повышенную комиссию у туроператоров.

Банкротство под копирку

2012-й оказался щедрым на банкротства в российской туриндустрии. Начало года ознаменовалось крахом туроператора "Ланта-тур вояж". В этот момент за границей находилось около 3 тысяч клиентов компании, отдых которых она не оплатила. Разумеется, иностранные партнеры "Ланта-тура" требовали от туристов повторно заплатить за свой отдых.

В апреле туроператор ITC, задолжавший зарубежным отелям примерно 600 тысяч долларов, приостановил отправку туристов. С находившихся в тот момент за границей россиян партнеры фирмы требовали повторно оплатить отдых. Аналогичная участь несколькими днями позже постигла и клиентов туроператора "Идеальный мир", также задолжавшего иностранным партнерам крупную сумму.

В июне финансовые проблемы возникли у туроператора "Вокруг света", в августе - у "Эль-Вояжа", а неделю назад - у "ЧерриТура".

"От этих банкротств страдает отрасль в целом, страдает спрос, возрастает недоверие клиентов, отельеров, - заявил РИА Новости гендиректор компании "ВИП-сервис" Дмитрий Горин. - Такие банкротства влекут за собой еще и проблемы у принимающих компаний, как это было с болгарской BVT после банкротства "Капитал Тура".

Практически все ушедшие с рынка в этом году туристические компании работали по схожей схеме - в долг. Они не оплачивали проживание и перелет клиентов заранее, а перечисляли деньги за туры в последний момент. При этом деньги с клиентов компании - и туроператоры, и турагентства - брали, а услугу оказать не могли.

Предоплата спасет от проблем

В долг работает примерно четверть из 2,6 тысячи российских туроператоров. "Так работают в основном небольшие и средние компании, у которых после кризиса не восстановился кассовый разрыв. Им очень нужны большие оборотные суммы, которые они не могут наработать, - пояснила РИА Новости исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. - Эта схема приводит к банкротствам, что мы и наблюдаем в последние недели".

Остальные туроператоры работают по предоплате. Они оплачивают гарантированные места в отелях и чартерные рейсы. "Более того, авиакомпании или авиаброкеры всегда берут депозиты за два рейса вперед, и это нормальная практика, - рассказала Ломидзе. - Но как выяснилось во время недавних проблем с компанией "Эль-Вояж", из этой практики есть исключения, когда авиакомпания соглашалась на оплату каждого рейса, из-за чего и возникли проблемы у туристов".

"Работа без предоплаты - это не повсеместная практика, - заявил РИА Новости гендиректор "Музенидис Трэвел" Александр Цандекиди. - Условно, по такой схеме может работать половина российских туроператоров, но у таких компаний вряд ли есть будущее". Он пояснил, что такие компании не первый год работают по такой схеме и глубоко увязли в долгах.

Массовые банкротства российских туркомпаний могут привести к тому, что их партнеры за рубежом откажутся от работы с ними без предварительной оплаты туров. "Есть не то что такой риск, а надежда, что это все-таки произойдет", - уточнила Ломидзе.

Деньги вперед

В последнее время зарубежные партнеры стали очень осторожно относиться к работе без предоплаты, говорит Цандекиди. Причем осторожность присутствует как со стороны принимающей компании, так и отелей. "Это выглядит как ужесточение условий работы, хотя, с другой стороны, это нормальная практика, когда отдых туристов оплачивается до их прибытия", - рассуждает он.

Обратная ситуация, когда брони оплачивались после заезда туристов или возвращения туристов с отдыха, имела свои причины. "На новое направление выходили новые игроки, и каждый из них бил себя кулаком в грудь и обещал тысячи и десятки тысяч туристов, - рассказал Цандекиди. - Партнеры верили нашим туроператором и в предвкушении большого потока туристов были согласны на любые условия".

В итоге сейчас, например, очень многие греческие отели находятся в ситуации, когда ряд российских туроператоров задолжал им определенные суммы за уже отдохнувших туристов. "По некоторым отелям речь идет о колоссальных суммах, исчисляющихся миллионами евро", - признает эксперт.

Туроператоров станет меньше

Если зарубежные партнеры откажутся принимать туристов без предварительной оплаты, это приведет к сокращению числа туроператоров. "Маленькие компании, которые не могут преодолеть кассовый разрыв, просто уйдут с рынка, - прогнозирует Ломидзе. - Главное, чтобы они это сделали цивилизованно и спокойно".

"Очищение рынка необходимо, оно будет не только полезно для зарубежных партнеров, но и для российского турбизнеса, - говорит Цандекиди. - Когда кто-то банкротится, это, в первую очередь, сказывается на принимающей стороне или отеле, которым практически всегда остаются должны российские туроператоры".

При этом, как уверяют участники рынка, смена схемы работы не приведет к удорожанию путевок. "У нас немало добросовестных компаний, которые смогут составить друг другу серьезную конкуренцию, что не приведет к росту цен для туристов", - полагает Цандекиди.

"Кроме того, нужно выработать четкие механизмы регулирования, прежде всего государственные и внутриотраслевые", - считает руководитель объединения туроператоров "Ростурпомощь" Эдуард Кузнецов.

Впрочем, последствием частых банкротств компаний станет более интенсивное развитие самостоятельного туризма. Изучив несколько сайтов бронирования авиабилетов и отелей, а также потратив немного времени на поиск ответов на вопросы по месту отдыха, турист гарантированно улетит в срок и будет жить в том отеле, за который он заплатил.

Кроме того, скорее всего, будет сокращаться глубина продаж туров. Летом 2012 года, по данным АТОР, она выросла до 14-30 дней: люди предпочитали бронировать отдых заранее. При этом 11% туристов бронировали туры более чем за два месяца. Если компании продолжат "падать", туристы будут стремиться расставаться с деньгами незадолго до отлета на курорт.

Мария Селиванова, Марина Селина

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала