Мария Селиванова, Марина Селина, РИА Новости.
Еще одна туркомпания – "Глобал-Трэвел Интернешнл" (сеть турагентств Global Club) – приостановила деятельность из-за финансовых затруднений. Если череда банкротств российских туристических компаний продолжится, то зарубежные партнеры могут начать отказываться работать с ними без полной предварительной оплаты туров, говорят эксперты. Что делать в этой ситуации людям, желающим отдохнуть, как застраховаться от возможной недобросовестности туркомпании?
Под формулировкой "приостановка деятельности в связи с финансовыми затруднениями", которая появилась 10 сентября на сайте туристической компании "Глобал-Трэвел Интернешнл" (куда входит сеть туристических агентств Global Club), скрывается, скорее всего, очередное потенциальное банкротство.
Коммерсанты даже сообщили, куда именно их клиентам идти за компенсациями: в страховую компанию, причем заботливо указали даже ее адрес. Руководство компании, как водится в таких случаях, теперь недоступно.
Турагентства, входящие в сеть, получили от своей туристической компании письма, в которых Global Club заявила о невозможности выполнения финансовых обязательств по уже оплаченным заявкам и просит агентства повторно оплатить туры напрямую туроператорам, минуя центр бронирования компании, рассказала РИА Новости глава пресс-службы Ростуризма Ирина Щеголькова.
Проблемная компания была создана в 2010 году и предлагала турагентствам бронировать туры через свой центр бронирования, сама при этом получая повышенную комиссию у туроператоров.
Банкротство под копирку
Текущий 2012 год оказался щедрым на чреду банкротств в российской туриндустрии.
Начало года ознаменовалось банкротством крупнейшего туроператора "Ланта-тур". В этот момент за границей находилось около трех тысяч клиентов, отдых которых компания не оплатила. Иностранные партнеры "Ланта-тур" требовали от туристов повторно заплатить за свой отдых.
В апреле туроператор ITC приостановил отправку туристов. Общий долг ITC зарубежным отелям достигал 600 тысяч долларов, а с отдыхавших россиян партнеры фирмы требовали повторно оплатить отдых. Аналогичная участь несколькими днями позже постигла и клиентов туроператора "Идеальный мир", также задолжавшего иностранным партнерам крупную сумму.
В июне финансовые проблемы возникли у туроператора "Вокруг света", в августе – у туроператора "Эль-Вояж", а неделю назад – у туроператора "ЧерриТур".
"От этих банкротств страдает отрасль в целом, страдает спрос, возрастает недоверие клиентов, хотельеров, – сказал РИА Новости гендиректор туркомпании "Вип-сервис" Дмитрий Горин. – Такие банкротства влекут за собой еще и проблемы у принимающих компаний, как это было с болгарской компанией BVT после банкротства "Капитал-Тура"".
Практически все обанкротившиеся в этом году туристические компании работали по схожей схеме – в долг. Они не оплачивали проживание и перелет клиентов заранее, а перечисляли деньги за туры в последний момент. При этом деньги с клиентов компании – и туроператоры, и турагентства – брали, а услугу оказать не могли.
Предоплата спасет от проблем
В долг работает примерно четверть из 2600 российских туроператоров, рассказала РИА Новости исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
"Так работают в основном небольшие и средние компании, у которых после кризиса не восстановился кассовый разрыв. Им очень нужны большие оборотные суммы, которые они не могут наработать, – пояснила она. – Эта схема приводит к банкротствам, что мы и наблюдаем в последние недели".
Остальные туроператоры работают по предоплате. Они оплачивают гарантированные места в отелях и чартерные рейсы. "Более того, обычно авиакомпании или авиаброкеры всегда берут депозиты за два рейса вперед, и это нормальная практика, – рассказала Ломидзе. – Но как выяснилось во время недавних проблем с компанией "Эль-Вояж", из этой практики есть исключения, когда авиакомпания соглашалась на оплату каждого рейса, из-за чего и возникли проблемы у туристов".
"Работа без предоплаты – это не повсеместная практика, – говорит РИА Новости генеральный директор туристической компании "Музендис Трэвел" Александр Цандекиди. – Условно, по такой схеме может работать половина российских туроператоров, но у таких компаний вряд ли есть будущее". Они не первый год работают по такой схеме и глубоко увязли в долгах.
Массовые банкротства российских туристических компаний могут привести к тому, что их партнеры за рубежом откажутся от работы с ними без предварительной оплаты туров, говорят эксперты.
"Есть не то что такой риск, а надежда, что это все-таки произойдет", – говорит Майя Ломидзе.
Деньги вперед
В последнее время зарубежные партнеры стали очень осторожно относиться к работе без предоплаты, говорит Александр Цандекиди. Причем, осторожность присутствует как со стороны принимающей компании, так и отелей, отметил он.
"Это выглядит, как ужесточение условий работы, хотя, с другой стороны, это нормальная практика, когда отдых туристов оплачивается до их прибытия", – рассуждает Цандекиди.
Обратная ситуация, когда брони оплачивались после заезда туристов или возвращения туристов с отдыха имела свои причины.
"На новое направление выходили новые игроки, и каждый из них бил себя кулаком в грудь и обещал тысячи и десятки тысяч туристов, – рассказал Цандекиди. – Партнеры верили нашим туроператором и в предвкушении большого потока туристов были согласны на любые условия".
В итоге сейчас, например, очень многие греческие отели находятся в ситуации, когда ряд российских туроператоров задолжал им определенные суммы за уже отдохнувших туристов.
"По некоторым отелям речь идет о колоссальных суммах, исчисляющихся миллионами евро", – говорит эксперт.
Туроператоров станет меньше
Если зарубежные партнеры российских туроператоров откажутся принимать туристов без предварительной оплаты тура, это приведет к сокращению числа туроператоров.
"Маленькие компании, которые не могут преодолеть кассовый разрыв, просто уйдут с рынка, – прогнозирует Майя Ломидзе. – Главное, чтобы они это сделали цивилизованно и спокойно".
"Очищение рынка необходимо, оно будет не только полезно для зарубежных партнеров, но и для российского турбизнеса, – говорит Александр Цандекиди. – Когда кто-то банкротится, это, в первую очередь, сказывается на принимающей стороне или отеле, которым практически всегда остаются должными российские туроператоры".
При этом, как уверяют участники рынка, смена схемы работы не приведет к удорожанию турпутевок. "У нас немало добросовестных компаний, которые смогут составить друг другу серьезную конкуренцию, что не приведет к росту цен для туристов", – полагает Цандекиди.
"Кроме того, нужно выработать четкие механизмы регулирования, прежде всего, государственные и внутриотраслевые", – говорит РИА Новости руководитель объединения туроператоров "Ростурпомощь" Эдуард Кузнецов.
Впрочем, последствием частых банкротств туркомпаний станет более интенсивное развитие самостоятельного туризма. Изучив несколько сайтов бронирования авиабилетов и отелей, а также потратив немного времени на поиск ответов на вопросы по месту отдыха, турист гарантированно улетит в срок и будет жить в том отеле, за который он заплатил.
Кроме того, скорее всего, будет сокращаться глубина продаж туров – то есть срок, за который люди покупают путевки. Летом 2012 года, по данным АТОР, она выросла до 14-30 дней: люди предпочитали бронировать отдых заранее. При этом 11% туристов бронировали туры более чем за два месяца. Если туркомпании будут "падать", туристы будут стремиться платить свои деньги незадолго до отлета на курорт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции