Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Стартовавший на телеканалах новый телевизионный сезон 2012/13 годов обещает быть непохожим на предыдущие. И дело не только в защите детей от негативной информации, причиняющей вред их здоровью, которая с 1 сентября возложена на самих телевизионщиков. Необходимо как-то соответствовать резко выросшей за минувший год социальной активности российского общества, иначе та окончательно убежит в сеть.
"Кривое зеркало" отечественного ТВ
Если с первой задачей каналы справились довольно легко, промаркировав почти всю свою продукцию (за исключением прямого эфира) значками от "6+" до "18+", то вторая требует от работников голубого экрана куда более серьезных усилий.
О том, что публика все меньше включает телевизор, свидетельствуют данные TNS Россия. Рейтинговые показатели тройки лидеров минувшей недели в топе 100 наиболее популярных программ среди москвичей в возрасте старше 18 лет выглядят значительно скромнее прошлогодних. Сравните сами.
В этот раз в лидерах зрительской симпатии числятся программа "Время" (Первый канал), чья доля составляет 19,3%, а рейтинг – 6,8%, детективный сериал "Глухарь. Возвращение" (НТВ), с 19,7% и рейтингом 6,8%, и ток-шоу "Пусть говорят" – 20,4% и 6,6%, соответственно.
Год назад, когда стартовал предыдущий сезон, рейтинговые позиции ведущей тройки были куда солиднее.
На первом месте шел энтэвешный "Глухарь. Продолжение" (доля 30,8%, рейтинг 9,7%), на втором отборочный футбольный матч чемпионата Европы, который транслировал Первый канал (доля 24,9%, рейтинг 7,7%), на третьем – еще один сериал НТВ, "Морские дьяволы-4" (доля 22,9%, рейтинг 7,6%).
Похоже, что популярнейший в былые годы "Глухарь", собиравший обильную рейтинговую жатву, больше не привлекает широкого зрителя. Показателен и пример некогда яркого флагмана развлекательного телевещания – юмористической программы "Кривое зеркало" Евгения Петросяна, которая прежде частенько помогала скоротать досуг зрителей канала "Россия 1". В этот раз в общем топе передача оказалась на предпоследнем, 99-м месте, набрав долю в 9,3% и рейтинг 2,5%.
Требуются бойцы
Тем не менее, каналы готовятся к битве за зрителя. В первую очередь, мобилизуя свои силы в жанре общественно-политических программ. Это как раз то направление, которое в минувшем сезоне не поспевало за Рунетом. Именно сеть начиная с декабря 2011 года во многом определяла информационную повестку дня, начиная от оппозиционных московских митингов против фальсификации итогов думских выборов и заканчивая весенним "Маршем миллионов" на Болотной площади.
Аналитические программы на некоторых каналах после каникул будут вести новые люди: на смену прежним ведущим-модераторам приходят ведущие-бойцы, от которых требуется прежде всего драйв.
Так, вместо Петра Толстого, который семь лет вел воскресное итоговое "Время", лицом программы с 9 сентября будет Ирада Зейналова. Судя по всему, на канале решили модернизировать итоговую программу (количестве ее зрителей за минувший сезон снизилось).
Вместо Евгения Ревенко, который четыре года вел "Вести недели" на "России 1", с 9 сентября появится Дмитрий Киселев, человек с опытом ведения острых общественно-политических ток-шоу, и более жесткий характер.
На четвертом канале ожидается модернизация в области общественно-социального вещания. Вместо мягкого и добродушного Антона Хрекова и его "НТВшников", в воскресенье вечером появится социальное ток-шоу Натальи Метлиной "Метла", человека бескомпромиссного, посвятившего свою журналистскую деятельность борьбе с преступностью.
"НТВшники" со слоганом "Арена острых дискуссий" резво взяли старт в начале прошлой осени. Они отметились рядом довольно злободневных выпусков, заслуженно получивших высокие рейтинги, и даже впервые за долгие годы показали телезрителю представителей оппозиции. Но к концу телесезона программа "завяла", скатившись до общих тем и вялых, дежурных споров гостей и ведущих.
Анекдоты от НТВ
Наиболее активно с форматами и ведущими экспериментирует именно НТВ, предлагая при этом яркие, но зачастую одноразовые проекты и ведущих. На минувшей неделе обитатели социальных сетей горячо обсуждали псевдодокументальный сериал Андрея Лошака "Россия. Полное затмение".
Фильм получился двойного назначения – интеллектуалы обсуждали уровень шуток автора, зрители попроще, не заметив подвоха, простодушно проглотили эту смесь мистических расследований.
Впрочем, несмотря на громкую рекламу, сериал занял всего лишь 34-е место в общем топе, набрав долю в 14,9% и рейтинг 3,9%.
Чуть выше показатели у еще одного детища генерального директора НТВ Владимира Кулистикова – Светланы Курицыной, известной как Света из Иваново. Однако попытка телевизионными средствами раскрутить человека, получившего популярность благодаря Интернету, пока не очень удается. Тут как с анекдотом. В первый раз смешно, во второй раз – уже надоедает.
Когда-то неплохо стартовавшая программа Курицыной "Луч Света" на этот раз попала лишь на 31-е место (доля 13,0%, рейтинг 4%). И то во многом благодаря анонсировавшемуся интервью с сыном Талькова, который обещал рассказать, кто на самом деле убил его отца.
НТВ тем временем выдвинуло Свету в парламентские корреспонденты, пообещав, что девушке в будущем придется не только общаться с депутатами и сенаторами, но и с другими представителями властных структур.
Правда, с этим вышла небольшая накладка. В Совете Федерации Курицыной отказали в аккредитации, обосновав свое решение тем, что заявка на аккредитацию пришла не от имени канала, а от производителя программы, который не является средством массовой информации. Информации по поводу аккредитации девушки в Госдуме пока нет.
Куда больше аудиторию канала на минувшей неделе вдохновил футбол. Матч лиги чемпионов УЕФА между московским "Спартаком" и стамбульским "Фенербахче" попал на четвертое место топа-100, набрав долю в 20,5% и рейтинг 6,5%.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции