Рейтинг@Mail.ru
Закон о защите детей от вредной информации вступает в силу - РИА Новости, 01.09.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Закон о защите детей от вредной информации вступает в силу

Читать ria.ru в
Дзен
Новый закон "о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" вступает в силу 1 сентября. Закон предусматривает ряд ограничений для публикации материалов в СМИ.

МОСКВА, 1 сен - РИА Новости. Новый закон "о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" вступает в силу 1 сентября. Закон предусматривает ряд ограничений для публикации материалов в СМИ. Как говорят авторы законопроекта, с введением документа в действие у органов госвласти и институтов гражданского общества появятся рычаги реагирования на любые попытки нравственно-психологического растления детей посредством СМИ.

Законопроект вызвал неоднозначную реакцию в СМИ, некоторые из которых посчитали недостаточно ясными ряд формулировок документа. Роскомнадзор обещал проанализировать практику применения закона в первый месяц после его вступления в силу и внести необходимые поправки.

Закон №436 был принят Госдумой в декабре 2010 года и подписан президентом в начале 2011 года. В соответствии с документом, контент СМИ должен быть промаркирован по нескольким степеням ограничения: "6+", "12+", "16+" и "18+". К категории "18+" относятся информация, которая побуждает к опасным для жизни действиям или самоубийству, оправдывает противоправное поведение, провоцирует желание употреблять наркотики, алкоголь или табак, либо заниматься проституцией, бродяжничеством и играть в азартные игры, ставит под вопрос семейные ценности и уважение к родителям, содержит нецензурную лексику или порнографические эпизоды.

Документ разрабатывался при участии специалистов аппарата уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова.

Роскомнадзор обязал телевизионные СМИ провести маркировку нежелательных для детей телевизионных передач в виде графического знака, близкого по размерам к логотипу телеканала, которая должна демонстрироваться не менее восьми секунд. По закону, обязательной маркировке подлежат также информационные продукты, в которых содержатся сцены, подлежащие ограничению для показа детям до 16 или до 18 лет, остальной контент может маркироваться по желанию правообладателя или распространителя, напоминает Роскомнадзор. Анонсы телепередач, имеющих ограничение по возрасту аудитории, также должны маркироваться. Музыкальным каналам, если они не помечают нужным маркером ту или иную программу, состоящую из нескольких видеоклипов, придется помечать маркером каждый ролик, в котором есть сцены не для детских глаз.

Телеканалы готовы работать с законом

Российские телеканалы к работе в рамках требований нового закона готовы. Как сообщили в ВГТРК, на Первом канале и на РЕН-ТВ, отказываться от каких-либо проектов или вносить изменения в сетку вещания пока не планируются, телекомпании будут действовать в рамках закона и отслеживать материалы на предмет содержания в них вредной для здоровья и развития детей информации.

Канал "МУЗ" пустит в эфир light-версии шоу, а при переводе адаптированных иностранных программ будут учитываться требования документа, сообщили в пресс-службе телеканала.

MTV тоже готов ужесточить контроль за соответствием контента требованиям законодательства, сообщила генеральный продюсер музыкального телеканала Лика Бланк. По ее словам, весь контент телеканала и его интернет-ресурсов будет маркирован соответствующим образом.

Каналу 2х2 придется перенести мультсериал "Южный парк" на более позднее время - теперь зрители увидят его после 23.00. Генеральный директор телеканала Лев Макаров рассказал, что программные продукты, где есть подпадающие под новый закон сцены, "будут с определенной долей иронии подретушированы".

"Например, мы закроем экран и напишем бегущей строкой подтрунивающий текст. Некоторые ругательства героев будут зашумлены", - сказал Макаров.

Как сообщает Роскомнадзор, продукция, имеющая прокатное удостоверение Министерства культуры Российской Федерации, не требует проведения экспертизы для определения уровня ограничения к показу, остальные продукты должны такую экспертизу проходить.

Экспертизой займется специальная группа из независимых экспертов, сказал РИА Новости представитель Роскомнадзора Владимир Пиков.

Результаты исследований различных продуктов будут публиковаться на специальном интернет-ресурсе Роскомнадзора для исключения проведения дублирующих друг друга экспертиз.

Сетевые СМИ ждут пояснений

Представители электронных СМИ сошлись во мнении, что в части документа, касающейся их сферы, формулировки документа недостаточно ясны.

Глава юридической службы "Коммерсанта" Георгий Иванов назвал нынешние формулировки закона "размытыми и субъективными". По его словам, это позволяет трактовать документ достаточно широко, что смущает участников рынка, потому что все опасаются применения каких-то репрессий по отношению к себе.

Он отметил, что "Коммерсант" отдельно маркировать материалы не собирается.

По его мнению, формулировка требований о возрастной маркировке продукции вызывает ряд противоречий: сообщения деловых или общественно-политических изданий предназначены для взрослых (старше 18), но при этом не навредят детям. То есть маркируя свою продукцию "18+", "Коммерсант" бы "признавался в том, что в ней есть контент, который потенциально опасен для детей", сказал он.

По мнению первого заместителя руководителя Объединенной редакции новостей РИА Новости Ирины Кедровской, "оценить, относится та или иная информация к определенной группе, могут только эксперты".

"Пока такой комиссии нет. Поэтому порог возрастного ограничения установим самостоятельно по итогам консультаций с юристами. Но спорных случаев, когда возможна разновозрастная трактовка, так сказать, гораздо больше, чем безусловных. Поэтому будем готовить запросы по конкретным случаям, чтобы получить разъяснения от экспертов Роскомнадзора", - сказала Кедровская.

Главный редактор сайта "Ведомости.ру" Павел Сухов также настаивает, что закон должен быть разъяснен.

"Мы собираемся выполнять требования закона в той части, в которой они нам сейчас понятны. Мы, конечно же, не будем делать ничего, не согласующегося с буквой закона, мы пометим наши материалы как относящиеся к определенной возрастной группе. Но поскольку сейчас очень много неясных формулировок, мы ожидаем уточнения от людей, чья это была законодательная инициатива", - отметил он.

По мнению главного редактора портала "Газета.ру" Михаила Котова, в результате вступления закона в силу печатные СМИ получают конкурентные преимущества перед электронными.

"Мы лишаемся, насколько я понимаю, части нашей аудитории. В связи с тем, что маркированные будут отсекаться программами родительского контроля. А, во-вторых, они не будут транслироваться через открытое WiFi-соединение", - сказал Котов.

Главный редактор "NewsRuCom" Елена Березницкая согласна, что "в самой плохой позиции оказываются интернет-ресурсы", в том числе, из-за того, что "не хватает понимания, как этот закон соблюдать".

Она добавила, что в законе не уточняется, "какого размера должны быть маркировки, в каком месте экрана они должны быть помещены".

"Роскомнадзор обещал в течение месяца нам подробнее все объяснить. Поэтому, я думаю, нам нужно это не комментировать, а подождать и посмотреть. Я официально отвечаю, что мы собираемся выполнять закон", - сказала Березницкая.

Роскомнадзор доработает закон

В Роскомнадзоре пообещали проанализировать практику применения закона в первый месяц после его вступления в силу и инициировать при необходимости поправки.

Глава Роскомнадзора Александр Жаров пообещал к 1 октября обобщить рекомендации СМИ по данному закону и "выйти на законодателей с отраслевым заключением по поводу того, что и где нужно поправить". Жаров рассчитывает на то, что у законодателей не возникнет проблем с внесением поправок.

В свою очередь, замглавы ведомства Максим Ксензов сообщил, что в октябре Роскомнадзор совместно с депутатами ГД, Генпрокуратурой, ФАС и представителями СМИ проведет расширенное заседание экспертного совета по этой проблеме.

По его словам, Роскомнадзор организует отдельные консультации с представителями аудиовизуальных ресурсов в интернете по маркировке продукции, потенциально вредной для детей. Такое предложение Ксензов сделал после выступления представительницы портала RuTube, которая рассказала о сложностях маркировки продукции этого ресурса и не согласилась с предложением сделать общий маркер на всю продукцию RuTube.

Кроме того, отметил Ксензов, Роскомнадзор будет в режиме реального времени публиковать на своем сайте рекомендации для СМИ по применению закона.

"Поправки в 436-й закон, принятые 28 июля 2012 года, вызвали неоднозначную реакцию в российском обществе и за рубежом. Они содержат достаточно противоречивые меры, эффективность которых покажет правоприменительная практика", - заявил в свою очередь омбудсмен Астахов.

По мнению уполномоченного, закон соответствует мировым стандартам информационной безопасности, допускающим ограничение свободы получать и распространять информацию, если это необходимо в интересах охраны здоровья и нравственности детей. Закон не регламентирует содержание информационной продукции для взрослых лиц, а лишь устанавливает правила ее распространения в доступное для детей время и в доступной для них форме, а также критерии ее разграничения с информационной продукцией, предназначенной для детей, отмечает пресс-служба Астахова.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала