Рейтинг@Mail.ru
Николаева: обязательный ЕГЭ по иностранному нужен как можно скорее - РИА Новости, 23.08.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Николаева: обязательный ЕГЭ по иностранному нужен как можно скорее

Читать ria.ru в
Дзен
ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным. Часть экспертного сообщества считает: сначала школа должна поработать по новому стандарту, другая уверена - ЕГЭ по иностранному должен стать обязательным как можно скорее. Мнением о ситуации делится генеральный директор международного образовательного центра OxfordCrown в Москве Ольга Николаева.

 

Единый государственный экзамен  по иностранному языку станет обязательным - это уже зафиксировано в новом стандарте для старшей школы. Остается вопрос когда. Часть экспертного сообщества считает: сначала школа должна поработать по новому стандарту, другая уверена - ЕГЭ по иностранному должен стать обязательным как можно скорее. Мнением о ситуации делится генеральный директор международного образовательного центра OxfordCrown в Москве Ольга Николаева.

- Ольга Валентиновна, когда ЕГЭ по иностранному языку должен стать обязательным?

- Чем быстрее, тем лучше. Иностранный язык - больше, чем просто школьный предмет. Он дает возможность общаться с человеком другой культуры, понять его полностью, а не с поправкой на перевод. Особенно это относится к языку международного общения - английскому. Современный мир стал очень маленьким, нам постоянно приходится общаться с иностранцами, и мы должны это уметь.

К сожалению, пока не всем в России это понятно, и люди не спешат учить своих детей иностранным языкам. Введение обязательного ЕГЭ поможет изменить ситуацию.

- Как в этом случае должно измениться содержание экзамена?

- Сейчас оно не отвечает реальным потребностям людей, изучающих иностранный язык для общения с иностранцами.

ЕГЭ выстроен в соответствии с так называемой традиционной методикой преподавания английского, сложившейся как специфическое советское ноу-хау. СССР был закрытой страной, и предполагалось, что большинство изучающих иностранный язык никогда не будут разговаривать с его носителями. Детей учили грамматике, и у нас сложилась уникальная школа ее преподавания, другой такой нет. Но люди, так изучающие английский, не могут  общаться на нем в реальных условиях. Это относится и к самим учителям.

Наш образовательный центр с 2006 года организует в школах дополнительные уроки английского, их ведут носители языка, - программу «Коронованный английский». Я неоднократно замечала: российские учителя вместо того, чтобы воспользоваться возможностью поговорить с иностранцем на его языке, в большинстве своем этого избегают. Чему они в таком случае могут научить?

Нынешний ЕГЭ по английскому - достойное завершение обучения по такой системе. Он перегружен грамматикой, в нем нет устной части. Нужно обязательно ввести устную часть и существенно упростить грамматику, заменить сложные, не встречающиеся в современной живой речи конструкции разговорными.

- Не получится ли так, что обязательный ЕГЭ станет и для детей, и для учителей неподъемной ношей? И в результате придется снизить балл, соответствующий "тройке", до минимума?

- Ситуацию можно улучшить быстро, если выделить средства на повышение квалификации учителей - специальные стажировки за рубежом: в Великобритании или в США. Я преподавала английский много лет, училась, в том числе, за рубежом. Скажу по своему опыту: если учитель потратит три недели летом на такую стажировку, он вернется другим человеком. Для начала он сам поймет, для чего преподавать в школе иностранный язык. Ведь для учителя, никогда не видевшего иностранца, это неочевидно. Он свой предмет воспринимает как школьную дисциплину и не более. После погружения в языковую среду, в культуру, у него появится совершенно новая мотивация. Язык станет для учителя средством общения.

Такие стажировки - отработанный механизм, и учителя, проводящие их в Великобритании и США, знают, как это делать. Они смогут передать тем, кто у них учится, другую методику преподавания - коммуникативную. Сейчас в российских школах налицо парадокс: учебники - новые, основанные на коммуникативной методике, а учителя не владеют ею и учат по старинке, по традиционной методике.

Конечно, о стажировках учителей за рубежом нужно было думать много лет назад, например, когда в Москве пытались улучшить преподавание иностранного языка посредством повышения учителям зарплаты. Бессмысленная мера - лучше было бы потратить эти средства на повышение квалификации за рубежом: было бы и дешевле, и эффективнее. Но изменить ситуацию и сейчас не поздно.

- Какой должна быть устная часть экзамена?

- Как беседа преподавателя со школьником. Долго разговаривать не нужно - профессионалу после первых трех фраз станет понятно, владеет ли ученик устной речью. Если к моменту введения устной части все еще не будет хватать учителей для проведения экзамена, можно проводить собеседование по скайпу. Кстати, проблему списывания на ЕГЭ устная часть тоже решит - она может быть подтверждением знаний школьника, продемонстрированных на письменном экзамене.

- Как вы относитесь к идее ввести два уровня ЕГЭ по иностранному - базовый и профильный?

- Положительно. Большинство международных экзаменов по иностранному языку (например, Кембриджский) имеют два подуровня - один для тех, кто просто демонстрирует владение английским, другой для тех, кто будет его изучать профессионально. Для ЕГЭ на профильном уровне для будущих лингвистов можно в значительной мере использовать те контрольно-измерительные материалы, по которым экзамен проводится сегодня.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала