МОСКВА, 20 авг - РИА Новости. Совсем маленькая россиянка постепенно набирает первые два килограмма веса в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова. Недавно ее привезли в Москву на борту самолета спасательной службы Норвегии вместе с мамой, которая поехала отдыхать за границу на пятом месяце беременности, не подозревая, что дочка может появиться на свет так рано.
В середине июня жительница Тулы на пятом месяце беременности отправилась вместе с мужем и его родителями в автомобильный тур по Норвегии. Ее лечащий врач-гинеколог не отмечала никаких патологий, и сама девушка чувствовала себя прекрасно. "Когда выезжала, казалось, никаких опасений за будущего ребенка не было. К тому моменту как раз прошел токсикоз и все прочие беды беременных. Мой врач сказала, что противопоказаний нет, но предупредила о риске. Но я думала, что риск - это ехать куда-то на седьмом месяце, на восьмом, и даже не подозревала, что на том сроке, на котором была я, можно родить", - поделилась мама девочки.
Проблемы начались на второй день поездки - на пароме от Хельсинки до Стокгольма девушка почувствовала себя плохо. "У меня заболел живот и поясница, но я не придала этому особому значения. Хотя подумала, что это странно - до этого не было никаких трясок и стрессов, мы спокойно отдыхали", - рассказывает она.
На берегу девушка резко почувствовала себя хуже - у нее начались первые схватки, но она все еще не понимала, что происходит. "Схватки нарастали постепенно, и я сначала вообще не думала, что это именно они. Надеялась, что боль стихнет - просто таблетка еще не подействовала. А потом я поняла, что ничего у меня не проходит и не пройдет. Я не могла даже встать. Появилась какая-то подозрительная вода. У меня это беременность первая, и я не знала, что это может означать", - вспоминает она, улыбаясь.
Муж девушки принялся звонить в их российскую страховую компанию, где ему объяснили, что беременность не является страховым случаем, а также пожелали удачи и попросили потом рассказать, как все закончилось.
Как прокомментировал эту ситуацию директор по развитию страхования СК "МАКС" Алексей Володяев, действие страховки на роды не распространяется. "По сути, страхование выезжающих за рубеж, как и практически любое другое страхование, представляет собой защиту от каких-то непредвиденных расходов и потерь. В данном случае понятно, что беременность не является каким-то не предвиденным событием. Расходы, связанные с родами, являются плановыми", - пояснил он.
Молодой семье не оставалось ничего, кроме как поехать в первую попавшуюся больницу, которую они обнаружили на карте. "Когда мы приехали туда, мой муж на ломанном английском объяснил в приемной, что со мной. У меня тут же, в холле, взяли анализы, отвезли на каталке на УЗИ и сделали осмотр. Потом меня срочно погрузили в машину скорой помощи и повезли в центр Riks Hospitalet. Никаких документов у нас не спрашивали - в Норвегии сначала спасают, а потом оформляют", - сказала она.
774 грамма нового человека
В перинатальном центре специалисты решили делать россиянке кесарево сечение.
"От боли я уже ничего не соображала, а врачи гладили меня по руке, говорили, что все будет хорошо. Как же мне все-таки повезло, что мы попали именно в этот центр и ребенка спасли. А могло ведь и не повезти", - рассуждает мама.
Девочка появилась на свет на 25 неделе своего развития весом всего 774 грамма. Ребенок еще не мог дышать самостоятельно, поэтому его сразу подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. Сейчас врачи не могут дать никаких прогнозов, но отмечают, что все идет нормально.
"Говорят, девочки более живучие. Мне дают держать ее на руках, и я даже кормила грудью. Она сама может сосать, но пока ей такую возможность не предоставляют - у нее мало сил, она может сразу уснуть", - поясняет девушка.
В свидетельстве о рождении девочки значится город Осло и российское гражданство. На второй день ее жизни врачи предложили родителям крестить ребенка. Те сначала растерялись, потому что еще не выбрали имя - думали, что у них впереди есть несколько месяцев на раздумья. Но потом младенца благополучно окрестили с символическим соблюдением ритуалов, которые не могут навредить здоровью.
В Норвегии семье пришлось задержаться еще на два месяца, так как ребенка нельзя было перевозить в том состоянии, в котором он находился. "Все это время нам помогал российский консул. Он занимался всеми бумагами, даже помог сделать доверенность на машину, чтобы родители мужа смогли уехать на ней домой. Сейчас консул решает вопрос о том, кто будет оплачивать наше пребывание в норвежском госпитале, потому что с этим еще ничего не выяснено", - пояснила мама.
По словам директора Научного центра имени Кулакова, академика РАМН Геннадия Сухих, когда пришло время транспортировки мамы и ребенка, норвежская сторона вежливо отказалась от помощи из России и выделила свой самолет, чтобы доставить семью в Москву.
"Наши норвежские коллеги превосходно сработали и потом были очень дипломатичными, когда настояли на перевозке за свой счет. На мой взгляд, поездка в Норвегию во время беременности была проявлением удивительной беспечности. Я бы настоятельно рекомендовал всем будущим мамам не выезжать никуда дальше дачного участка", - сказал академик.
Как отметил руководитель отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных Олег Ионов, преждевременные роды россиянок за границей - это, к счастью, нечастый прецедент.
"С 2007 года это четвертый случай, когда в наше отделение привозят детей, рожденных за рубежом. Но так совпало, что за последнюю неделю к нам поступило сразу два таких ребенка: мальчик из Антальи и девочка из Осло", - сообщил он.
По словам медика, причин преждевременных родов может быть множество, самая распространенная из которых - это инфекционный процесс.
"Но, безусловно, дальнее путешествие и перелеты сами по себе являются стрессом, который может стать последней каплей. Это также касается долгих автомобильных поездок - вибрацию и тряску нужно избегать", - посоветовал эксперт.