С.-ПЕТЕРБУРГ, 17 авг – РИА Новости. Полярники и ветераны Атомфлота, историки и ученые отмечают юбилей: 17 августа 1977 года, в 4.00 мск атомный ледокол "Арктика" дошел до Северного полюса, став первым в мире судном, достигшим этой точки в надводном плавании.
Многие мореплаватели на протяжении нескольких столетий подряд пытались достичь «шапки» планеты, однако их походы заканчивались неудачно и даже трагически. Экспериментальный рейс атомохода нового поколения, созданного в 1975 году, стал возможен благодаря заблаговременной научной подготовке и многолетнему изучению ледяного покрова Арктики.
"Только с появлением мощных ледоколов нового поколения, транспортных судов усиленного ледового класса плавание во льдах Арктики стало реальным. Обширные исследования, проведенные во второй половине 20 века на дрейфующих станциях и по программе высокоширотной воздушной экспедиции "Север", позволили получить необходимые данные о закономерностях циркуляции льдов в Арктическом бассейне и их свойствах", - рассказал РИА Новости заведующий лабораторией изучения ледового плавания отдела ледового режима и прогнозов Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Сергей Фролов.
Вдохновителем экспедиции стал первый капитан "Арктики" Юрий Кучиев, поддержал его министр морского флота СССР Тимофей Гуженко, ставший руководителем рейса. Группа ААНИИ, принявшая участие в рейсе, состояла из десяти опытных полярников. В нее входили ледоисследователи и специалисты в области изучения ледовых качеств судов.
Автономное плавание "Арктики" продолжалось 13 суток (с 9 по 22 августа 1977 года). За это время было пройдено 3830 миль со средней скоростью 12,3 узла. По воспоминаниям участников плавания, ледокол ударами пробивался через поля особо толстых и прочных льдов, и звуки раскалываемых многотонных льдин за бортом напоминали грохот камнедробилки.
По достижении Полюса, в 9.40 мск 17 августа в точке с координатой 90 градусов северной широты был поднят флаг Советского Союза. Кучиев прикрепил рядом с ним древко от флага экспедиции Георгия Седова, которая так и не смогла дойти до Северного полюса в 1912 году.
По итогам рейса весь экипаж (около 200 человек) и члены экспедиции были награждены орденами и медалями. Капитан "Арктики" Юрий Кучиев, главный механик Олег Пашнин, старший мастер атомной паропроизводящей установки Фидус Асхадуллин и министр морфлота СССР Гуженко были удостоены звания Герой Социалистического труда. Орденом Октябрьской Революции был награжден и сам атомный ледокол.
"Научная группа ААНИИ выработала в этом рейсе принципиальные положения системы научно-
оперативного гидрометеорологического обеспечения плаваний в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Эти положения лежат в основе современной системы специализированного обеспечения мореплавания в Арктике", - подчеркнул Фролов.
За минувшие 35 лет ледоколы и транспортные суда разных стран 94 раза посетили Северный полюс, в том числе отечественные суда - 80 раз.
"Арктика" была построена на Балтийском заводе в Ленинграде. Ледокол мощностью в 75 тысяч лошадиных сил был предназначен для работы во льдах толщиной до трех метров и стал головным судном серии из шести атомоходов. Его длина – 148 метров, ширина – 30 метров, осадка – 11 метров.
Этот уникальный атомоход бесперебойно отработал 33 года (177 тысяч часов работы реакторной установки), провел год без захода в порты и встретил в море миллион пройденных миль. Различные механизмы, узлы и агрегаты "Арктики" до сих пор являются эталоном качества и служат в качестве запчастей для работающих сегодня ледоколов. С 2009 года "Арктика" выведена из эксплуатации и по сей день стоит у причала Атомфлота в Мурманске. Ветераны атомного ледокольного флота предлагают перебазировать "Арктику" в Петербург, сделав из нее музей.