МОСКВА, 16 авг – РИА Новости, Анна Банасюкевич. Актеры Театра им. Гоголя рассказали журналистам о своих опасениях, а глава Департамент культуры Сергей Капков заявил, что театр останется репертуарным и повода для конфликта нет.
Актеры труппы Театра Гоголя, написавшие 11 августа письмо к президенту, премьер-министру и другим должностным лицам с протестом против смены руководства, собрали открытое профсоюзное собрание, на которое пригласили журналистов.
Труппа театра им. Гоголя взволнована: встречи с новым художественным руководителем театра Кириллом Серебренниковым пока еще не было, а его заявления в СМИ, в которых он делится своими, пока еще достаточно общими планами по реформированию, кажутся им угрозой всеми русскому репертуарному театру.
Открывавший собрание председатель профкома, актер Янис Якобсонс призвал участников встречи быть корректными, спокойными и внимательными – впрочем, соблюсти эти пожелания не удалось: страсти в течение двухчасовой встречи постепенно накалялись.
Своё собрание актеры посвятили "переформатированию театра имени Гоголя и уничтожению репертуарного театра", начав с выступлений ведущих актеров труппы. Все они говорили об одном – о том, что Серебренников при поддержке Департамента хочет превратить театр в развлекательный центр, а труппа, играющая здесь много лет, останется на улице.
"На встрече с коллективом 7 августа Сергей Капков сказал нам, что грядет переформатирование театра, что здесь будет развлекательный театральный центр и что особенно его привлекает удачное расположение театра недалеко от "Винзавода". Он сказал, что мы - одни из первых в этой очереди на уничтожение. Наше письмо, может быть, немного неуклюжее, но когда вас бьют в пах ногой, вы слова не выбираете", - сказала актриса Анна Гуляренко.
Актеры посетовали на то, что новое руководство не дает конкретных ответов на вопросы о будущем.
"На наши вопросы - будет ли встреча с коллективом театра, будет ли озвучена программа, что будет делать театр целый сезон, что будет с актерами – мы ответов не получили. Из этого мы делаем вывод – театр им. Гоголя, как государственный репертуарный - закрывается. Что будет вместо него – мы не понимаем", - сказал режиссер Анатолий Бейрак.
Позднее, новоназначенный директор театра Алексей Малобродский сообщил журналистам, что на вопросы, находящиеся в его компетенции, он ответил.
"На вопрос труппы о ее будущем я ответил с предельной откровенностью - я допускаю любой вариант и любой процент ротации. Что-то определенное можно будет сказать после анализа и уточнения творческой программы Серебренникова", - сказал Малобродский.
Актер Александр Мезенцев, который уже написал заявление об уходе, объяснил это тем, что предыдущему руководителю Сергею Яшину не дали отрепетировать недавно выпущенный спектакль "Мистраль" по пьесе Ольги Кучкиной.
"У нас 17 августа должна состояться премьера – мы выпустили этот спектакль три месяца назад, но там необходима серьезная работа, ввод актера. Новым руководством было сказано, что можно заключить с Яшиным договор на репетиции. Видимо, ему никто в итоге этого не предложил или он сам не захотел, не знаю. Но я считаю некорректным выходить в неготовом спектакле", - объяснил Мезенцев.
Он также попытался придать разговору более глобальный характер, неожиданно связав назначение нового руководства в театр с криминальными историями прошлого и общими историческими процессами.
"То, что с нами произошло, - это продолжение истории, которая началась, когда отобрали здание у Дома актера на Тверской, когда к Хейфецу, работавшему в Театре Советской армии, пришли и пригрозили расправой с семьей, если он не согласится на проведение некоторых мероприятий в здании театра, в итоге он был вынужден написать заявление об уходе. Все это это звенья одной цепи. Это не реформация театра, это оккупация. Здесь будет что-нибудь вроде бизнес-центра, а не театр Серебренникова. Это один из моментов разрушения страны. Много лет назад мы потеряли большую страну – тогда у людей убили веру, теперь убивают любовь. Мы теряем то, что имеем. Россия уже не та", - подчеркнул актер.
Анна Гуляренко добавила, что ощущает сейчас свой коллектив "Брестской крепостью" и выразила уверенность, что "пока мы здесь держим оборону, те, которые за нами, успеют укрепиться".
Особое место было уделено обсуждению прав работников театра. На собрании выступила председатель московской организации профсоюза работников культуры Лидия Фомина, которая сообщила прессе, что коллективный договор, имеющийся в театре, не разрешает увольнять сотрудников без согласия профсоюза. Она также призвала работников московских театров объединяться и выразила уверенность, что актер – самая незащищенная профессия в стране.
"Меня смущает постоянные разговоры о контрактной системе. Не понимаю, почему все так хотят, чтобы она появилась? На сегодняшний день актеры - самые незащищенные работники в стране. Нет критериев, по которым их можно уволить", - сказала Фомина.
Актеры заверили, что продолжат свою борьбу и будут снова обращаться с письмами в вышестоящие инстанции. Впрочем, выяснилось, что увольнений в театре пока еще не было, сокращений тоже никто не объявлял, но актеры уверены, что их ожидает невеселое будущее.
Ведущая актриса театра Светлана Брагарник подчеркнула, что театр не против перемен, актеров скорее смущает форма, в которой произошла смена руководства и некоторая неясность ситуации.
"Проходит время, стареют театры, ветшает репертуар, назначаются новые люди, которые будут его обновлять, это нормально. Это болезненно, тревожно, вызывает смуту, но это нормально. Это уже произошло в Театре им. Маяковского, в Театре Ермоловой, но у нас другая ситуация. Все силы нового руководства направлены на уничтожение театра. Это слово, которое они употребляют, - "переформатирование" - у компьютерщиков обозначает "стирание", "уничтожение". Здесь будет культурно-развлекательный центр, несколько площадок, на которых будут работать какие-то резиденты", - сказала Светлана Брагарник.
Театральный сезон 2011-2012: кадровые перестановки и дух перемен >>
Позднее, на встрече с журналистами, глава Департамента культуры Капков заверил, что Театр им. Гоголя останется репертуарным, а слово "резидент", пугающее своей новизной, обозначает лишь приглашение режиссеров или команд со стороны. Он также выразил удивление, почему актеров не смущает антреприза с участием Никиты Джигурды, которая так часто играется на арендованной у Театра им. Гоголя площадке, что вряд ли хорошо сказывается на имидже. Капков добавил, что политика проката антрепризных спектаклей на площадках городских театров будет пересмотрена.
"Я не считаю, что московский театр может таким образом решать проблему заполняемости зала. Мы не можем пускать антрепризу на городские площадки репертуарных театров, и большинство федеральных не пускает - потому что они заботятся о своем имени. Мы будем расторгать эти договора", - сказал Капков.
В Театре им. Гоголя отрицают творческий кризис и низкую посещаемость, приводя в доказательство своей позиции цифры. Согласно годовому плану, озвученном режиссером Анатолием Бейраком, театр должны были посетить 86 тысяч человек, пришло, в итоге, 79. Позднее Сергей Капков, комментируя эту информацию, сказал, что план составляется с учетом реальных возможностей театра. И если "Современник" может позволить себе запланировать 273 тысячи человек, то потому что это реальная для коллектива планка, Театр Гоголя, тем временем, заполняет свой зал на тридцать процентов (Зал Театра им. Гоголя вмещает 772 человека).
Тем не менее, артисты считают, что даже недостаточная творческая интенсивность не может быть поводом для уничтожения театра. Складывается ощущение, что главной причиной столь обострившегося противостояния стали, скорее, не реальные угрозы, а обида коллектива, который читает о планах нового руководства в газетах и не может разобраться в новомодных европейских понятиях, вроде проектного театра и резиденции. В своем письме, стиль которого ничуть не отличается от всех подобных петиций, всплывавших в предыдущих конфликтах, актеры апеллируют к славному прошлому, великим традициям и даже к приказу Минсоцздравразвития, согласно которой руководителем театра не может быть человек без специального высшего образования (Кирилл Серебренников закончил физический факультет ростовского университета). На собрании, правда, выяснилось, что с режиссером, "призывающим к свержению принципов системы К.С.Станиславского, отрицающим русский психологический театр", актеры не отказываются работать, но сомневаются, что у них будет такая возможность.
"Мы в письме не писали, что не хотим работать с Кириллом Серебренниковым, мы писали, что мы против разорения театра", - подчеркнула Брагарник.
Впрочем, видимо, по этому вопросу единства в труппе нет, так как из зала прозвучало мнение, что Серебренников не способен руководить театром – не только театром им. Гоголя, но даже самодеятельным коллективом. Штатный режиссер театра Алексей Говорухо выразил удивление увольнением Сергея Яшина, назвав его одним из ведущих режиссером современности, человеком, создающим великолепный театр.
"Покойный Капица, великий человек, сказал – "мы скатываемся к средневековому театру. Что, разве сегодняшняя позиция Департамента культуры не подталкивает театр к средневековью?", - сказал Говорухо.
И, тем не менее, если опустить эмоции, то получится, что главной причиной актерского бунта стала неуверенность в своих перспективах, недостаток информации и отъезд Кирилла Серебренникова, который сейчас репетирует оперу в Берлинском театре, о чем было известно еще до его назначения. Присутствовавшая на собрании советник главы Депратамента культуры Москвы Алла Семенышева еще раз озвучила цифры посещаемости и попыталась успокоить актеров, повторив информацию о предстоящем техническом и творческом аудите театра, после которого новое руководство сможет встретиться с коллективом и детально рассказать о программе развития обновляющегося театра. Кто именно будет проводить аудит – пока не очень понятно. По словам Сергея Капкова, помимо нового директора, который сможет оценить техническое и финансовое состояние театра, анализом ситуации займутся независимые эксперты, в том числе из "Золотой маски" и СТД.