МОСКВА, 10 авг - РИА Новости, Анна Банасюкевич, Ирина Гордон, Мария Токмашева. Ушел Мастер - не стало Петра Наумовича Фоменко. Друзья, коллеги и чиновники единодушны: российский театр осиротел. На этой же неделе ушли из жизни сценарист фильма "Москва слезам не верит" Валентин Черных и режиссер "Петровки, 38" Борис Григорьев. За политическими заявлениями Мадонны, которая поддержала девушек из Pussy Riot и заступилась за права гомосексуалистов, все как-то проглядели высочайший уровень шоу, с которым она приезжала в Москву и Питер. А за уровнем шоу в столичном театре им. Гоголя теперь будет следить новый худрук - Кирилл Серебренников.
Мастерская без мастера
На этой неделе театральный мир осиротел - ушел из жизни знаменитый Петр Фоменко. Режиссер, педагог, создатель одного из лучших театров страны - "Мастерской Петра Фоменко", человек, воспитавший целую плеяду блистательных актеров и режиссеров.
Петр Фоменко скончался в Москве на 81-м году жизни. Ученик Андрея Гончарова, он много лет работал в Ленинградском театре комедии в 70-х, ставил спектакли в московских театрах - в Маяковке, в Вахтанговском, в Центральном детском. Параллельно снял три художественных фильма - "На всю оставшуюся жизнь", "Почти смешная история", "Поездки на старом автомобиле", работал на телевидении - снял множество телеспектаклей. В начале 80-х начал преподавать в ГИТИСе, а в 1988 году набрал курс, который через пять лет составил костяк его собственного театра-студии. В следующем году знаменитые "фоменки" отметят 20-летний юбилей театра - уже без своего мастера. За эти два десятилетия здесь родилось множество спектаклей, которые вошли в копилку театральных раритетов - "Одна абсолютно счастливая деревня", "Волки и овцы", "Семейное счастие", "Три сестры" - перечислять можно долго.
Коллеги и друзья, шокированные кончиной Фоменко, вспоминают его не только как уникального режиссера, но, в первую очередь, как человека яркого темперамента и жизнелюбия. Светлана Немоляева, игравшая Звездинцеву в знаменитом спектакле Фоменко "Плоды просвещения" в театре им. Маяковского, запомнила его "озорным, хулиганистым и непредсказуемым человеком". Иосиф Райхельгауз, работавший у Фоменко ассистентом на одном из спектаклей, назвал его "героем театральной борьбы", человеком, выдержавшим удары судьбы и "самым живым из всех театральных мэтров". Режиссер Евгений Каменькович, много лет преподававший на курсе Фоменко в ГИТИСе, поставивший не один спектакль с его учениками, сказал, что "театр осиротел".
Театральных дел мастер Петр Фоменко и его знаменитые спектакли >>
"Когда он был жив, мы понимали, что есть планка, на которую надо ориентироваться. Мы всегда, когда смотрели что-то или слушали в театре, думали "А вот Петр Наумович сделал бы это лучше, точнее, круче", - сказал Евгений Каменькович.
Коллеги Петра Фоменко выразили надежду, что его театр сможет пережить это горе. "Я надеюсь и мечтаю о том, чтобы его театр сумел перенести эту страшную потерю и достойно продолжил дело своего учителя", - добавил Марк Захаров.
Прощание с Петром Фоменко пройдет в понедельник, 13 августа с 9.00 до 13.00, в созданном им театре. Режиссер будет похоронен на Ваганьковском кладбище.
Мадонна-заступница
На этой неделе американская поп-дива Мадонна наконец-то доехала до России со своим грандиозным шоу в рамках мирового тура MDNA, которое уже спровоцировало ряд скандалов по всему миру - от Стамбула до Парижа. У нас артистку тоже ждали далеко не только поклонники ее таланта. Еще в марте певица написала на своей странице в Facebook, что в ужасе от "нелепой жестокости" принятого в Санкт-Петербурге закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди детей и обещала поддержать права секс-меньшинств на концерте в северной столице. А за несколько недель до московского выступления Мадонна узнала историю трех участниц российской панк-группы Pussy Riot, которые находятся под арестом за "панк-молебен" в храме Христа Спасителя. Конечно, от певицы, которую саму за творчество неоднократно критиковала католическая церковь, ждали поддержки девушек. И Мадонна оправдала все ожидания с лихвой.
В Москве она произнесла почти десятиминутную речь о свободе самовыражения, пообещала молиться за Машу, Надю, Катю и их свободу. После этого звезда и вовсе продемонстрировала многотысячному "Олимпийскому" надпись Pussy Riot на обнаженной спине, натянула черную маску с прорезями для глаз и рта, похожую на те, в которых выступают участницы Pussy Riot, и в таком виде спела культовую песню Like a Virgin. Такой мощной поддержки девушки еще не получали, хотя музыканты и общественные деятели со всего мира уже больше месяца трубят о несправедливости обвинений - кто письма пишет, а кто перформансы устраивает.
Посмотрите фотоленту "Мадонна и ее веселые барабанщики на сцене "Олимпийского" >>
В Питере Мадонна тоже, несмотря на многочисленные протесты, все-таки заступилась за людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, раздала всем розовые браслеты - знак сторонников борьбы за права человека, а на голой спине на этот раз написала No Fear, то есть "Нет страха".
Инициатор нашумевшего закона депутат питерского заксобрания Виталий Милонов молниеносно отреагировал в Твиттере - он пригрозил устроителям шоу вызовом в прокуратуру и отметил, что на концерте были 12-летние дети. Организаторы же развели руками и заявили, что господин Милонов просто не видел билет на концерт, где четко было прописано, что просмотр рекомендован лицам, достигшим 18 лет. Теоретически, вопрос снят.
Зато другой вопрос открыт: что сама Мадонна думает о реакции на ее концерты и вернется ли в страну, где, по ее мнению, попираются права человека, за которые она выступает. На этом построено и все ее шоу, подобных которому по размаху и профессионализму в России, пожалуй, еще не было. Кстати, за всеми этими скандалами российские СМИ как-то забыли об этом упомянуть.
Любовь и кровь
В начале недели скончался сценарист Валентин Черных. Фильмы по его сценариям стали настоящими легендами советского, а затем и российского кинематографа. Как вспоминает режиссер Владимир Меньшов, первый сценарий Черных пришел на "Мосфильм" "самотеком". Сценарий заметили. Появилась картина "Человек на своем месте", давшая Черных пропуск в дальнейшую кинематографическую жизнь. Сейчас сложно представить, что было бы, если бы тогда - в начале 70-х - удача бы не улыбнулась Черных. Не было бы любимых советскими и российскими зрителями фильмов - "Любовь земная", "Выйти замуж за капитана", трилогии "Любить по-русски" и, конечно же, оскароносной картины "Москва слезам не верит". "Он был замечательный придумщик, у него всегда были оригинальные идеи. Он был очень важным в нашем кинематографе человеком", - сказал о нем Меньшов. Он был важен, прежде всего, зрителю, для которого придуманные Черных герои стали народными, а рассказанные им истории любви - какими-то очень настоящими и близкими.
Мастер советской мелодрамы: 5 фильмов Валентина Черных >>
На этой неделе не стало еще и режиссера Бориса Григорьева. В последнее время он уже не снимал. Но советскому зрителю именно Григорьев показал, что такое остросюжетный детектив. За работой сотрудников московского уголовного розыска, которых в его фильмах "Петровка, 38" и "Огарева, 6" сыграли Георгий Юматов, Василий Лановой и Евгений Герасимов, следила, кажется, вся страна. Григорьев привил советскому зрителю любовь к детективу и обеспечил своими картинами стабильный интерес российской аудитории к телесериалам о буднях сотрудников угрозыска, "ментов" и частных детективов.
Театральные страсти
Кирилл Серебренников сменил Сергея Яшина на посту художественного руководителя Московского драматического театра им. Гоголя во вторник 7 августа. Бессрочный контракт с Сергеем Яшиным, возглавлявшим театр в течение 25 лет, был расторгнут департаментом культуры Москвы, по словам главы ведомства Сергея Капкова, "по соглашению сторон". Причиной такого решения, как сказано в официальном заявлении департамента, стала низкая посещаемость - в течение года театр посещало не более 80 тысяч человек - такая цифра сопоставима с показателями театра с залом на 100 мест. Между тем, зал Театра им. Гоголя вмещает 700 человек.
"На сегодняшний момент театр Гоголя - один из самых малопосещаемых театров города. У него около 30% заполняемости зала, включая детские спектакли, новогодние показы и антрепризу по понедельникам. Нам кажется, что данная площадка может иметь другую культурную жизнь. Это востребованное место, расположенное в центре города, но, на наш взгляд, очень мало людей сюда ходит", - сказал Капков на встрече с труппой театра во вторник.
Новый художественный руководитель театра режиссер Кирилл Серебренников планирует отход от традиционной системы репертуарного проката. "Детально я про все расскажу в октябре, когда вернусь из запланированной ранее рабочей поездки. Коротко, смысл моей концепции в том, что этот театр, вернее, центр, будет основан на других принципах, нежели репертуарный театр. Я надеюсь, что здесь будет несколько резиденций, в октябре мы подробно расскажем, кого пригласим", - рассказал Серебренников журналистам.
Одновременно в Театре им. Гоголя сменился и директор - Анатолия Шлаустаса, работавшего в тандеме с Яшиным, сменил Алексей Малобродский, некоторое время назад руководивший театром "Школа драматического искусства". Первоочередной задачей нового директора станет анализ сложившейся ситуации и предстоящий ремонт. "Те спектакли, которые объявлены на август и сентябрь, разумеется, будут идти, потому что это ответственность и обязательство перед зрителями. А дальше, видимо, театр закроется на ремонт, реставрацию, техническое переоснащение. К февралю мы попробуем открыться уже в новом качестве", - пояснил Серебренников.
Сергей Капков подчеркнул, что смена власти в Театре им. Гоголя - не частный случай, а осуществление на практике нового подхода к управлению городскими учреждениями культуры. По его словам, департамент отказался от бессрочных договоров с руководителями театров, которые заключались ранее. Договора с Кириллом Серебренниковым и Алексеем Малобродским заключены на три года. Еще один основополагающий принцип нового подхода - предоставление концепции развития театра, которую худрук должен сформулировать, приступая к своим обязанностям.
"У каждого учреждения культуры - музея, парка или библиотеки - должен быть смысл, оно должно отвечать на вопрос - про что это и зачем. И когда мы видим, что в театр за год пришло 80 тысяч человек, это значит, что он не определил свое место в городе. Можно ругать зрителя, критика, но понятно, что неправильно выбрана стратегия развития театра", - пояснил Капков.
Смена руководства в Театре им. Гоголя была не единственным кадровым решением в сфере культуры города на этой неделе. В четверг департамент культуры Москвы в одностороннем порядке расторг контракт с директором "Новой оперы" Сергеем Лысенко, стоявшим у истоков театра. Как сказано в официальном заявлении, причиной такого решения стали "многочисленные претензии к организационной и финансово-хозяйственной деятельности директора государственного учреждения культуры". Временно исполняющим обязанности директора назначена председатель художественно-творческой коллегии и главный хормейстер театра "Новая опера" Наталья Попович. Сергей Лысенко с увольнением не согласен и намерен обращаться в суд.
Тем временем, в громком деле директора Кукольного театра им. Сергея Образцова тоже появились новости - Анатолия Лучина, которого обвинили в растрате, осудили на пять лет условно. Его жена, которую обвинили в пособничестве мошенничеству, получила четыре года условно. Суд обязал их возместить ущерб, причиненный театру, оцениваемый в сумму около 12 миллионов рублей. Также Лучин отстранен от профессиональной деятельности на два года.
Адвокаты Анатолия Лучина, а также многие представители театральной общественности, убеждены, что директор стал жертвой 94 федерального закона "о госзакупках". Адвокаты намерены обжаловать решение.