Рейтинг@Mail.ru
Театральных дел мастер Петр Фоменко и его знаменитые спектакли - РИА Новости, 09.08.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Театральных дел мастер Петр Фоменко и его знаменитые спектакли

Читать ria.ru в

9 августа на 81-м году жизни скончался режиссер Петр Наумович Фоменко, основатель одного из лучших московских театров, в мире искусства имевший репутацию настоящего гуру. Воспитанные им со студенчества "фоменки" - не просто актеры, а закрытая и талантливая семья, постановки - всегда были событиями исключительными. Знаменитые спектакли Петра Фоменко - в фотоподборке РИА Новости.

© РИА Новости / Руслан Кривобок | Перейти в медиабанк9 августа на 81-м году жизни скончался известный театральный режиссер и педагог Петр Наумович Фоменко.
Театральный режиссер Петр Фоменко
9 августа на 81-м году жизни скончался известный театральный режиссер и педагог Петр Наумович Фоменко.
1 из 20
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкПетр Наумович - основатель одного из лучших московских театров, в мире искусства имевший репутацию настоящего гуру. Воспитанные им со студенчества "фоменки" - не просто актеры, а закрытая и талантливая семья, постановки - всегда были событиями исключительными.
Петр Фоменко
Петр Наумович - основатель одного из лучших московских театров, в мире искусства имевший репутацию настоящего гуру. Воспитанные им со студенчества "фоменки" - не просто актеры, а закрытая и талантливая семья, постановки - всегда были событиями исключительными.
2 из 20
© Фото : предоставлено "Мастерской Петра Фоменко""Петр Наумович – это некая стихия, некое явление природы, некая природная аномалия. Он великий лицедей и провокатор", - так отзывался о режиссере один из его учеников Сергей Женовач.

На фото: сцена из спектакля "Свадьба".

Сцена из спектакля Свадьба, режиссер Петр Фоменко
"Петр Наумович – это некая стихия, некое явление природы, некая природная аномалия. Он великий лицедей и провокатор", - так отзывался о режиссере один из его учеников Сергей Женовач.

На фото: сцена из спектакля "Свадьба".

3 из 20
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкНепредсказуемость всегда была присуща Петру Фоменко. В 1953 году он был отчислен из Школы-студии МХАТ "за хулиганство", поражавшее консервативных преподавателей. В 60-е годы спектакли Фоменко не раз закрывались по цензурным соображениям. Окончив в 1955 году филологический факультет Московского педагогического института им. Ленина, а в 1961 году - ГИТИС, режиссер работал в Ленинградском театре комедии, московском Театре имени Маяковского, Театре имени Вахтангова.

На фото: Юрий Яковлев (Нил Стратоныч Дудукин, слева) и Вячеслав Шалевич (Григорий Муров) в спектакле "Без вины виноватые" на сцене Театра имени Вахтангова.

Ю. Яковлев и В. Шалевич в сцене из спектакля Без вины виноватые
Непредсказуемость всегда была присуща Петру Фоменко. В 1953 году он был отчислен из Школы-студии МХАТ "за хулиганство", поражавшее консервативных преподавателей. В 60-е годы спектакли Фоменко не раз закрывались по цензурным соображениям. Окончив в 1955 году филологический факультет Московского педагогического института им. Ленина, а в 1961 году - ГИТИС, режиссер работал в Ленинградском театре комедии, московском Театре имени Маяковского, Театре имени Вахтангова.

На фото: Юрий Яковлев (Нил Стратоныч Дудукин, слева) и Вячеслав Шалевич (Григорий Муров) в спектакле "Без вины виноватые" на сцене Театра имени Вахтангова.

4 из 20
© Фото : предоставлено "Мастерской Петра Фоменко"С 1981 года началась преподавательская деятельность Петра Фоменко. В стенах ГИТИСа родились созданные вместе со студентами постановки "Борис Годунов" (1984), "Пиковая дама" (1988), "Игроки", "Волки и овцы" (1992), "Свадьба (1996).

На фото: Галина Тюнина и Юрий Степанов в сцене из спектакля "Волки и овцы" в ГИТИСе, режиссер Петр Фоменко.

Сцена из спектакля Волки и овцы в ГИТИСе, режиссер Петр Фоменко
С 1981 года началась преподавательская деятельность Петра Фоменко. В стенах ГИТИСа родились созданные вместе со студентами постановки "Борис Годунов" (1984), "Пиковая дама" (1988), "Игроки", "Волки и овцы" (1992), "Свадьба (1996).

На фото: Галина Тюнина и Юрий Степанов в сцене из спектакля "Волки и овцы" в ГИТИСе, режиссер Петр Фоменко.

5 из 20
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкПараллельно Фоменко продолжал ставить на московских сценах. В 1996 году в Вахтанговском театре состоялась премьера "Пиковой дамы" по повести А.С. Пушкина, где старую графиню сыграла Людмила Максакова (на фото в центре). Эта постановка и сейчас является одной из ключевых в репертуаре вахтанговцев. "Сколько лет существуют эти потрясающие "гвозди", забитые Петром Наумовичем, на которые натянут смысловой каркас спектакля, - говорит актриса Юлия Рутберг. - Мы не выходим за те ограничители, что он поставил. Думаю, этот спектакль во многом поддерживает культурный уровень самого Театра им. Вахтангова".

На фото: сцена из спектакля "Пиковая дама".

Сцена из спектакля Пиковая дама в постановке режиссера Петра Фоменко
Параллельно Фоменко продолжал ставить на московских сценах. В 1996 году в Вахтанговском театре состоялась премьера "Пиковой дамы" по повести А.С. Пушкина, где старую графиню сыграла Людмила Максакова (на фото в центре). Эта постановка и сейчас является одной из ключевых в репертуаре вахтанговцев. "Сколько лет существуют эти потрясающие "гвозди", забитые Петром Наумовичем, на которые натянут смысловой каркас спектакля, - говорит актриса Юлия Рутберг. - Мы не выходим за те ограничители, что он поставил. Думаю, этот спектакль во многом поддерживает культурный уровень самого Театра им. Вахтангова".

На фото: сцена из спектакля "Пиковая дама".

6 из 20
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкВ ГИТИСе Петр Наумович выпустил четыре курса студентов, среди которых известные режиссеры и актеры: Сергей Женовач, Иван Поповски, Владимир Епифанцев, Миндаугас Карбаускис, Сергей Пускепалис, Ксения и Полина Кутеповы. Многие из них остались работать со своим учителем, войдя в труппу "Мастерской Петра Фоменко". В 1993 году актерско-режиссерский курс Фоменко (набор 1988 года) получил статус театра, который еще дважды пополнялся учениками мастера. На сегодняшний день в театре работает три поколения "фоменок".

На фото: сцена из спектакля "Таня-Таня" по пьесе Ольги Мухиной в театре "Мастерская Петра Фоменко".

Спектакль Таня-Таня в Московском театре Мастерская Петра Фоменко
В ГИТИСе Петр Наумович выпустил четыре курса студентов, среди которых известные режиссеры и актеры: Сергей Женовач, Иван Поповски, Владимир Епифанцев, Миндаугас Карбаускис, Сергей Пускепалис, Ксения и Полина Кутеповы. Многие из них остались работать со своим учителем, войдя в труппу "Мастерской Петра Фоменко". В 1993 году актерско-режиссерский курс Фоменко (набор 1988 года) получил статус театра, который еще дважды пополнялся учениками мастера. На сегодняшний день в театре работает три поколения "фоменок".

На фото: сцена из спектакля "Таня-Таня" по пьесе Ольги Мухиной в театре "Мастерская Петра Фоменко".

7 из 20
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанк"Мы все воспитаны Петром Наумовичем Фоменко – учились у него в ГИТИСе ...> все координаты заданы им. Я думаю, что обучение Петра Наумовича отличает то, что он ценит способность человека оставаться самим собой," - говорила актриса Полина Кутепова (на фото).
Театральный режиссер и педагог Петр Фоменко и актриса театра Мастерская П. Фоменко Полина Кутепова
"Мы все воспитаны Петром Наумовичем Фоменко – учились у него в ГИТИСе ...> все координаты заданы им. Я думаю, что обучение Петра Наумовича отличает то, что он ценит способность человека оставаться самим собой," - говорила актриса Полина Кутепова (на фото).
8 из 20
© Фото : Лариса Герасимчук, предоставлено "Мастерской Петра Фоменко"До сих пор в афише театра - спектакль по повести Б. Вахтина "Одна абсолютно счастливая деревня", поставленный режиссером в 2000 году в форме этюдов и признанный жюри премии Станиславского лучшей постановкой сезона. "Этот спектакль — как игристое вино. Пьешь без опаски, почти как воду — этакий long drink с ненавязчивым искристым вкусом. И вдруг понимаешь, что ты абсолютно пьян, что тебя "забрал" счастливый и грустный хмель" ( Ольга Фукс, "Вечерняя Москва" ).
Сцена из спектакля Одна абсолютно счастливая деревня, режиссер Петр Фоменко
До сих пор в афише театра - спектакль по повести Б. Вахтина "Одна абсолютно счастливая деревня", поставленный режиссером в 2000 году в форме этюдов и признанный жюри премии Станиславского лучшей постановкой сезона. "Этот спектакль — как игристое вино. Пьешь без опаски, почти как воду — этакий long drink с ненавязчивым искристым вкусом. И вдруг понимаешь, что ты абсолютно пьян, что тебя "забрал" счастливый и грустный хмель" ( Ольга Фукс, "Вечерняя Москва" ).
9 из 20
© Фото : Анастасия Сергеева, предоставлено "Мастерской Петра Фоменко""Семейное счастие" - сценическая композиция по одноименной повести Льва Толстого - тоже идет на сцене "Мастерской Петра Фоменко". "Я пришел к нему на спектакль "Семейное счастие" и был совершенно потрясен, - вспоминает Константин Райкин. - Это была просто музыка режиссерская, как играет какой-то мастер, едва касаясь кончиками пальцев режиссерской клавиатуры".
Сцена из спектакля Семейное счастие, режиссер Петр Фоменко
"Семейное счастие" - сценическая композиция по одноименной повести Льва Толстого - тоже идет на сцене "Мастерской Петра Фоменко". "Я пришел к нему на спектакль "Семейное счастие" и был совершенно потрясен, - вспоминает Константин Райкин. - Это была просто музыка режиссерская, как играет какой-то мастер, едва касаясь кончиками пальцев режиссерской клавиатуры".
10 из 20
© Фото : Алексей Харитонов, предоставлено "Мастерской Петра Фоменко"Постановка "Война и мир. Начало романа", премьера которой состоялась в 2001 году, завоевала "Золотые маски" в трех номинациях и была с восторгом принята в Европе и США.
Сцена из спектакля Война и мир. Начало романа, режиссер Петр Фоменко
Постановка "Война и мир. Начало романа", премьера которой состоялась в 2001 году, завоевала "Золотые маски" в трех номинациях и была с восторгом принята в Европе и США.
11 из 20
© Фото : Лариса Герасимчук, предоставлено "Мастерской Петра Фоменко"Среди архивных спектаклей - "Безумная из Шайо" по пьесе Жана Жироду, поставленная Петром Фоменко в 2002-м совместно с Николаем Дручеком. Главную роль городской сумасшедшей Орели, спасающей свой город от заговора, сыграла Галина Тюнина.
Сцена из спектакля Безумная из Шайо
Среди архивных спектаклей - "Безумная из Шайо" по пьесе Жана Жироду, поставленная Петром Фоменко в 2002-м совместно с Николаем Дручеком. Главную роль городской сумасшедшей Орели, спасающей свой город от заговора, сыграла Галина Тюнина.
12 из 20
© Фото : Лариса Герасимчук, предоставлено "Мастерской Петра Фоменко"В совместной постановке "Египетских ночей" 2002 года Петр Фоменко и Сергей Пускепалис использовали произведения А.С. Пушкина - повесть и неоконченную поэму "Египетские ночи", наброски "Мы проводили вечер на даче", "Гости съезжались на дачу", "Отрывок", стихотворения разных лет - и фрагменты одноименной поэмы В.Я. Брюсова. "Египетские ночи" — тот самый случай свободы, когда Мастер легко позволил себе и своим ученикам отнестись к пушкинской прозе без священного трепета, с лукавой резвостью. Кажется, Фоменко решился на незаконченную пушкинскую повесть об Импровизаторе по одной существенной для него причине: превратить источник игры в предмет играющего искусства" ( Ольга Галахова, "Литературная газета" ).
Сцена из спектакля Египетские ночи, постановка Петра Фоменко
В совместной постановке "Египетских ночей" 2002 года Петр Фоменко и Сергей Пускепалис использовали произведения А.С. Пушкина - повесть и неоконченную поэму "Египетские ночи", наброски "Мы проводили вечер на даче", "Гости съезжались на дачу", "Отрывок", стихотворения разных лет - и фрагменты одноименной поэмы В.Я. Брюсова. "Египетские ночи" — тот самый случай свободы, когда Мастер легко позволил себе и своим ученикам отнестись к пушкинской прозе без священного трепета, с лукавой резвостью. Кажется, Фоменко решился на незаконченную пушкинскую повесть об Импровизаторе по одной существенной для него причине: превратить источник игры в предмет играющего искусства" ( Ольга Галахова, "Литературная газета" ).
13 из 20
© Фото : Виктор Баженов, предоставлено "Мастерской Петра Фоменко"Моноспектакль "Он был титулярный советник" по гоголевским "Запискам сумасшедшего" вырос из самостоятельного этюда артиста "Мастерской" Анатолия Горячева. Актер признавался, что работать с Мастером порой было очень трудно. "Он выстраивал мне в роли абсолютно все: мизансцены тела, взглядов, вздохов. Вплоть до пальчиков, как говорят актеры. Но какое же это большое счастье – работать с Фомой!" - говорил Горячев в одном из интервью.
Сцена из спектакля Он был титулярный советник, режиссер Петр Фоменко
Моноспектакль "Он был титулярный советник" по гоголевским "Запискам сумасшедшего" вырос из самостоятельного этюда артиста "Мастерской" Анатолия Горячева. Актер признавался, что работать с Мастером порой было очень трудно. "Он выстраивал мне в роли абсолютно все: мизансцены тела, взглядов, вздохов. Вплоть до пальчиков, как говорят актеры. Но какое же это большое счастье – работать с Фомой!" - говорил Горячев в одном из интервью.
14 из 20
© Фото : Екатерина Цветкова, предоставлено "Мастерской Петра Фоменко"Параллельно с "Титулярным советником" режиссер работал над спектаклем "Три сестры", впоследствии получившим две "Золотых маски" и премию "Чайка". Главных героинь сыграли сестры Кутеповы и Галина Тюнина. "Меня вела не какая-то концепция и желание поставить так, как раньше еще не было, - объяснял Петр Фоменко. - Нельзя поставить так, как было, потому что артисты другие. Наши "Три сестры" такие, каких не было и не будет, а от них возникает и прочтение пьесы".
Сцена из спектакля Три сестры, режиссер Петр Фоменко
Параллельно с "Титулярным советником" режиссер работал над спектаклем "Три сестры", впоследствии получившим две "Золотых маски" и премию "Чайка". Главных героинь сыграли сестры Кутеповы и Галина Тюнина. "Меня вела не какая-то концепция и желание поставить так, как раньше еще не было, - объяснял Петр Фоменко. - Нельзя поставить так, как было, потому что артисты другие. Наши "Три сестры" такие, каких не было и не будет, а от них возникает и прочтение пьесы".
15 из 20
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкОдной из успешных зарубежных работ режиссера стал спектакль "Лес" в "Комеди Франсез". Петр Фоменко вспоминал: "Островский ведь, как и Пушкин, почти непереводим. Самая хрестоматийная пьеса Островского на чужбине оказалась очень глубокой. От незнания французского языка мне довелось поставить спектакль практически за месяц. Если бы я знал язык, не хватило бы и двух лет. Это была авантюра..."

На фото: Мишель Виллермоз, Дени Подалидес, Ани Кесслер в сцене спектакля "Лес".

Сцена из спектакля Лес в постановке П.Фоменко
Одной из успешных зарубежных работ режиссера стал спектакль "Лес" в "Комеди Франсез". Петр Фоменко вспоминал: "Островский ведь, как и Пушкин, почти непереводим. Самая хрестоматийная пьеса Островского на чужбине оказалась очень глубокой. От незнания французского языка мне довелось поставить спектакль практически за месяц. Если бы я знал язык, не хватило бы и двух лет. Это была авантюра..."

На фото: Мишель Виллермоз, Дени Подалидес, Ани Кесслер в сцене спектакля "Лес".

16 из 20
© РИА Новости / Михаил Фомичев | Перейти в медиабанк"Бесприданница" Островского в январе 2008 открыла новую сцену "Мастерской Петра Фоменко" - здание на набережной Тараса Шевченко было построено к пятнадцатилетию театра, который до этого ютился в двух залах кинотеатра "Киев". В спектакле были заняты актеры второго набора "фоменок" - роль Паратова исполнил Илья Любимов (на фото слева), Ларису Дмитриевну сыграла Полина Агуреева (на фото справа), получившая за эту роль "Золотую маску", а компанию им составили Наталия Курдюбова, Евгений Цыганов, Павел Баршак и другие.
Предпремьерный показ пьесы Островского в постановке Петра Фоменко Бесприданница в новом здании Мастерской Петра Фоменко
"Бесприданница" Островского в январе 2008 открыла новую сцену "Мастерской Петра Фоменко" - здание на набережной Тараса Шевченко было построено к пятнадцатилетию театра, который до этого ютился в двух залах кинотеатра "Киев". В спектакле были заняты актеры второго набора "фоменок" - роль Паратова исполнил Илья Любимов (на фото слева), Ларису Дмитриевну сыграла Полина Агуреева (на фото справа), получившая за эту роль "Золотую маску", а компанию им составили Наталия Курдюбова, Евгений Цыганов, Павел Баршак и другие.
17 из 20
© Фото : Лариса Герасимчук, предоставлено "Мастерской Петра Фоменко""Сказку Арденнского леса" по мотивам шекспировской комедии "Как вам это понравится?" написал бард, драматург Юлий Ким, давний друг Петра Фоменко со времен учебы в педагогическом. Этот спектакль 2009 года - итог учебного творчества группы стажеров "Мастерской", вдохнувших в театр новую жизнь.
Сцена из спектакля Сказка Арденнского леса в постановке Петра Фоменко
"Сказку Арденнского леса" по мотивам шекспировской комедии "Как вам это понравится?" написал бард, драматург Юлий Ким, давний друг Петра Фоменко со времен учебы в педагогическом. Этот спектакль 2009 года - итог учебного творчества группы стажеров "Мастерской", вдохнувших в театр новую жизнь.
18 из 20
© РИА Новости / Лариса Герасимчук | Перейти в медиабанкПостановка Петра Фоменко "Триптих" стал главной премьерой сезона 2009-2010 и получила "Золотую Маску" как лучший драматический спектакль малой формы. "Триптих" включает в себя "Графа Нулина", "Каменного гостя" и "Сцену из Фауста" А.С.Пушкина. "Это три образчика пушкинской поэзии, где есть эволюция жанра - от анекдота и комедии, до философской драмы и трагифарса", - отмечал режиссер.

На фото: актеры Карэн Бадалов (на первом плане) и Кирилл Пирогов в сцене из спектакля "Триптих".

Актеры Карэн Бадалов и Кирилл Пирогов
Постановка Петра Фоменко "Триптих" стал главной премьерой сезона 2009-2010 и получила "Золотую Маску" как лучший драматический спектакль малой формы. "Триптих" включает в себя "Графа Нулина", "Каменного гостя" и "Сцену из Фауста" А.С.Пушкина. "Это три образчика пушкинской поэзии, где есть эволюция жанра - от анекдота и комедии, до философской драмы и трагифарса", - отмечал режиссер.

На фото: актеры Карэн Бадалов (на первом плане) и Кирилл Пирогов в сцене из спектакля "Триптих".

19 из 20
© РИА Новости / Владимир Федоренко | Перейти в медиабанкВ апреле этого года в "Мастерской" представили премьеру булгаковского "Театрального романа" за авторством Петра Фоменко и Кирилла Пирогова (на фото), который также сыграл в постановке роль Максудова. В спектакле заняты все поколения труппы "Мастерской" от "стариков" до стажеров и даже монтировщики, реквизиторы, помощники режиссера.
Прогон спектакля Театральный роман режиссера Кирилла Пирогова
В апреле этого года в "Мастерской" представили премьеру булгаковского "Театрального романа" за авторством Петра Фоменко и Кирилла Пирогова (на фото), который также сыграл в постановке роль Максудова. В спектакле заняты все поколения труппы "Мастерской" от "стариков" до стажеров и даже монтировщики, реквизиторы, помощники режиссера.
20 из 20
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала