Рейтинг@Mail.ru
Немоляева: Фоменко обладал виртуозным умением создавать ансамбль - РИА Новости, 09.08.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Немоляева: Фоменко обладал виртуозным умением создавать ансамбль

Читать ria.ru в
Дзен
Известный театральный режиссер Петр Фоменко, скончавшийся в ночь на четверг на 81-м году жизни, был озорным, хулиганистым и непредсказуемым человеком и режиссером, виртуозно умеющим создавать ансамбль, вспоминает актриса Светлана Немоляева.

МОСКВА, 9 авг - РИА Новости. Известный театральный режиссер Петр Фоменко, скончавшийся в ночь на четверг на 81-м году жизни, был озорным, хулиганистым и непредсказуемым человеком и режиссером, виртуозно умеющим создавать ансамбль, вспоминает актриса Светлана Немоляева.

"Его появление в русской режиссуре было очень масштабным событием, потому что многие его спектакли - и в своем театре, и в нашем театре им. Маяковского - настоящие шедевры, - сказала РИА Новости Немоляева. - У нас он поставил один из первых своих спектаклей - "Смерть Тарелкина" по Сухово-Кобылину, и это был необыкновенный спектакль. Для нас эта была очень интересная, счастливая работа - мы тогда были очень молоды, и сам Петр Наумович был очень молодым, озорным. Он был талантливым учеником нашего худрука Андрея Александровича Гончарова".

Театральных дел мастер Петр Фоменко и его знаменитые спектакли. Фото >>

По словам Немоляевой, Фоменко был озорным, хулиганистым, очень остроумным и непредсказуемым.

"Он так работал, что невозможно это описать общими словами, подвести его метод под какую-то общую гребенку - он очень своеобразно с нами работал и общался. И как-то исподволь, постепенно, возникал какой-то необыкновенный результат на этих репетициях. Мы, актеры, страшно им дорожили, безумно хотели с ним работать. Если вдруг по театру проходил слух, что Петя снова придет к нам работать, то все мы стремились, мечтали попасть в распределение ролей. Ведь актерам всегда интересна и важна встреча с талантливым режиссером и человеком - таким был Петя", - вспоминает актриса.

Вторым спектаклем, который Фоменко поставил в театре им. Маяковского были "Плоды просвещения" по пьесе Толстого.

"Он работал со многими из тех же актеров, которые были заняты в "Смерти Тарелкина" и которые тогда были очень молоды. Встречи с ним незабываемы. Интересно, что актеры разных поколений, разных школ у него в спектаклях играли очень ансамблево, он обладал этим умением - создавать ансамбль - виртуозно. "Плоды просвещения" был по-настоящему классным спектаклем", - рассказывает Немоляева.

По словам актрисы, спектакль был "многонаселенным", там было много действующих лиц. Обычно, как говорит Немоляева, такие спектакли подвержены страшному риску - могут подолгу не ставиться в репертуар, потому что "то один заболеет, то другой".

"Но я не помню, на протяжении всего времени, пока шли "Плоды просвещения", чтобы хоть один спектакль был сорван. Мы настолько его любили, это была наша творческая радость. Попасть к Фоменко в спектакль было счастьем для всех нас. У нас был замечательный состав - Александр Лазарев, я, Галина Анисимова, Саша Фатюшин, уже покойный, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Толя Лобоцкий. Таня Васильева тогда с нами работала. Этот спектакль был большим событием - тогда, после премьеры, Михаил Козаков даже написал в "Советской культуре", что если вы еще не видели "Плоды просвещения" в Маяковке, то бегите - получите подлинное творческое наслаждение", - рассказывает Немоляева.

Петр Наумович, по словам актрисы, был человеком высокой культуры, он был безумно начитан и обладал удивительной памятью.

"Не в том смысле, что просто запоминал то, что ему необходимо, а умел как-то ассоциировать, аккумулировать, соотносить свои знания. У него было сложное восприятие мира, интересное и ироничное. Он обладал высоким качеством самоиронии, бесценным для человека театра. Я имею в виду высокое искусство, а не повседневность", - рассказывает Немоляева.

Встречи с Фоменко, как говорит артистка, всегда были радостью.

"Он был в какой-то степени затворником, не очень любил появляться на людях, но всегда его появление приковывало к себе внимание окружающих. Все старались с ним пообщаться, что-то услышать от него или что-то ему сказать. Конечно, наш театр мечтал, чтобы он снова к нам пришел и что-то поставил, но, когда у него появился свой театр, мы поняли, что это только напрасные мечты. Он целиком отдавал себя своим ученикам, своей труппе", - добавляет Немоляева.

Петр Наумович Фоменко родился 13 июля 1932 года в Москве.

Режиссерский дебют Фоменко состоялся в 1958 году на сцене Московского драматического театра. Первый спектакль режиссера - "Беспокойное наследство" по пьесе Константина Финна.

Семь спектаклей Мастера. Памяти Петра Фоменко >>

В 1960-е годы Фоменко ставил спектакли в московских театрах: в Центральном детском театре, в театре на Малой Бронной, театральной студии МГУ "Ленинские горы", Московском драматическом театре имени Маяковского, театре драмы и комедии на Таганке.

В 1972-1981 годах Петр Фоменко работал в Ленинградском театре Комедии. В 1977 году он стал главным режиссером этого театра. В эти же годы им были поставлены спектакли в московских театрах: "Экзамены никогда не кончаются" по Эдуардо де Филиппо (1976) в театре Советской Армии и "Любовь Яровая" Константина Тренева (1977) в Малом театре.

Одновременно с работой в театре Фоменко трудился на Центральном телевидении. Режиссером были созданы телеспектакли "Новеллы о Ходже Насреддине" (1967); "Пиковая дама" по Александру Пушкину (1969, 1985); "Детство. Отрочество. Юность" (1970) и "Семейное счастие" (1972) по Льву Толстому; "Выстрел" (1979), "Метель" (1982) и "Гробовщик" (1991) по Александру Пушкину.

В 1981 году Фоменко покинул Ленинградский театр Комедии и возвратился в Москву, где начал преподавать на режиссерском факультете ГИТИСа. В 1992 году Фоменко получил звание профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ).

В 1993 году актерско-режиссерский курс Фоменко (набор 1988 года) получил статус театра Московский театр "Мастерская П. Н. Фоменко", художественным руководителем которого стал Петр Фоменко.

В 2001 году Петр Фоменко выпустил свой последний курс. В 2003 году он оставил кафедру режиссуры в РАТИ и перестал преподавать.

Созданные Фоменко спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий. В 1993 году режиссер был удостоен звания народного артиста России, является лауреатом Государственной премии РФ (1995, 1998, 2002), награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007).

Дата и место прощания и похорон пока не сообщаются.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала