Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
"По завершении летней кампании противостояния засухе мы еще проведем окончательный разбор полетов", – пообещал председатель правительства Дмитрий Медведев во время поездки в Томск.
Однако визит премьер-министра в столицу сибирских лесных пожаров, судя по всему, пригасил страх у чиновников перед немедленным и жестким наказанием. Максимум, что сейчас может сделать правительство, это внести в лесное законодательство норму, согласно которой местные власти могут быть автоматически уволены за потерю контроля над лесными пожарами у себя в регионе.
Но даже в этом случае за пожары этого лета чиновники ответственности не понесут: если такой закон и примут, то уже после того, как пожары закончатся, а законы РФ обратной силы не имеют.
Два года назад, после невиданных до того пожаров и задымления российской столицы, речь шла об изменениях в Лесном кодексе, которые в конце 2010-го и были приняты законодателями, но не удовлетворили экспертов.
Предложение Дмитрия Медведева (тогда – президента) о возможности изъятия у региона полномочий по охране леса от пожаров и передаче их Рослесхозу, МЧС и проч. было фактически спущено на тормозах.
На 7 августа 2012 года к тушению лесных пожаров в России было привлечено почти 300 тысяч человек, сообщил представитель национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС РФ. И хотя количество лесных очагов слегка сократилось, наиболее сложная пожароопасная обстановка, по данным Рослесхоза, сохраняется в Сибири и на Дальнем Востоке.
Полеты по замкнутому кругу
Обещанный чиновникам "разбор полетов" по лесным пожарам станет для Дмитрия Медведева уже вторым за последние два года. Первый раз он, будучи президентом, разбирался в подмосковных Горках 8 сентября 2010 года в причинах лесных пожаров невиданных ранее масштабов летом того года. Речь шла и о мерах по недопущению подобного в будущем.
Тогда, почти два года назад, поговорив о необходимости повышения материально-технического оснащения пожарных и культуры граждан, по вине которых возникает 80% лесных пожаров, президент Медведев поднял вопрос о главном: кто отвечает за лес и способны ли эти инстанции нести такую ответственность?
Согласно Лесному кодексу, вступившему в силу с 2007 года, все полномочия по лесным отношениям, в том числе и предотвращению лесных пожаров, от Федерального агентства лесного хозяйства были переданы к органам государственной власти субъектов Федерации.
В 2010 году в Горках президент Медведев предложил разработать специальный "механизм изъятия полномочий на тех территориях, которые не справляются – допускают, по сути, преступную халатность".
"Это, кстати, уже, как я понимаю, изменение в Лесной кодекс. Правильно? Так это можно сделать. Но в случае, если эти полномочия изымаются, это должно влечь автоматическую отставку целого ряда людей… Если мы примем такое решение, это должно влечь автоматическую ответственность, сложение полномочий всех – начиная от глав муниципальных образований вплоть до губернатора. Такой механизм необходимо зафиксировать, договорились?" – сказал президент.
Как выяснилось, не договорились. Изменения в Лесной кодекс об автоматической отставке "всех вплоть до губернатора" при потере контроля над лесными пожарами в регионе так и не были внесены.
По итогам того совещания в Горках были подготовлены поправки в Лесной кодекс, которые в декабре того же года были приняты Госдумой. Тушение пожаров было поручено специализированным госучреждениям, которые должны были выиграть соответствующий конкурс, и некие "добровольные пожарные", про статус которых не было сказано, как не сказано было и про то, кто кому должен подчиняться.
Были повышены штрафы за неосторожное обращение с огнем (до 250 тысяч рублей), за поджог (до 500 тысяч рублей), нарушение правил пожарной безопасности в лесу (от 1,5–2 тысяч рублей). А лесникам дали фактически милицейские права в их лесу, разрешив осуществлять производства по делам об административных правонарушениях.
Но важное предложение президента Медведева: изымать полномочия по охране леса от пожаров у региона и передавать их Рослесхозу, МВД, МЧС и другим ведомствам – при автоматической отставке руководства региона "вплоть до губернатора", было фактически спущено на тормозах.
В поправках к Лесному кодексу сказано, что изъять полномочия у региона Рослесхоз может только после присланного им, регионом, отчета. На основе этого отчета Рослесхоз пишет заключение о том, что регион не справляется с обязанностями, и передает его в правительство, которое, изучив отчет региона и заключение Рослесхоза, принимает решение, изымать ли полномочия.
Понятно, что пока вся эта бюрократическая процедура совершится, лес не только сгорит полностью, но и на его месте вырастет новый.
Сколько леса горит
Подводить итоги лесных пожаров на востоке страны действительно рано. Сибирь и Дальний Восток продолжают гореть, и сколько там горит леса, похоже, точно никто не знает.
На том самом совещании в Томске глава Рослесхоза Виктор Масляков говорил, что на 6 августа в России горели 16 800 гектаров леса, и "динамика по уменьшению (лесных пожаров.– С.П.) положительная".
Между тем, руководитель программ лесного отдела "Гринпис Россия" Антон Бенеславский в разговоре с обозревателем РИА Новости заявил, что с начала лета огнем пройдено 12 миллионов гектаров лесов. Если это действительно так, то это намного больше, чем даже в 2010 году, когда общая площадь пожаров за весь сезон составила около 3 миллиона гектаров, а жертвами огня стали 60 человек.
Пока таких человеческих жертв, как в позапрошлом году, нет. 6 июня погибли восемь сотрудников тувинской авиалесоохраны при тушении лесного пожара в Бай-Тайгинском районе Тувы. Их семьям выплатили материальную помощь Рослесхоза в размере 1 миллиона рублей.
"В восприятии москвичей, когда город затянуло смогом в 2010 году, пожары были катастрофой. Сейчас в Москве дыма нет, а значит, нет и катастрофы", – говорит Антон Бенеславский.
Косвенно мысль о том, что лесной пожар лесному пожару рознь, подтверждает и заместитель начальника Управления охраны и защиты лесов Рослесхоза Наталья Доронина. Она говорит, что сегодня на борьбу с пожарами выделено 28 миллиардов рублей, а в 2010 – 111 миллиардов. "Тогда горели леса первой группы, то есть в густонаселенной европейской части страны", – поясняет Доронина.
Таким образом, не исключено, что к осеннему "разбору полетов" в правительстве площадь лесных пожаров увеличится, во-первых, потому, что они не прекращаются, а во-вторых, возможно, к официально зафиксированным пожарам добавятся те, которые со спутников видны, но которых вроде бы и нет, потому что, видимо, они – не первой группы.
Кто лес тушит
По словам Натальи Дорониной, с точки зрения мониторинга пожароопасности леса в России делятся по зонам. Те леса, за которыми ведется наземный мониторинг, тушить обязательно в любом случае. Обязательно тушить и те лесные массивы, за которыми ведется авиационный мониторинг.
А вот те леса, за которыми наблюдают только из космоса, тушат исключительно по решению комиссии по чрезвычайным ситуациям региона. Исключительно из космоса наблюдают за труднодоступными и малонаселенными районами, так что тушить там пожары действительно не имеет экономического смысла.
"Точно так же зонированы леса в других странах, например, в США. Там тоже есть леса близ населенных пунктов и представляющие национальную природную ценность, которые надо тушить в любом случае. Есть леса, которые тушат по мере возможности. И есть промежуточная между ними категория", – подтверждает Антон Бенеславский.
Тушат лес тоже не просто так: загорелся, значит, надо всем бежать и тушить. Гасят лесные пожары в точном соответствии с Лесным кодексом.
"Начинает тушить наземная охрана "Рослесхоза", наши ведомственные пожарные. Если им требуется помощь, в дело вступают парашютисты и десантники "Авиалесохраны". А когда и их усилий недостаточно, объявляется чрезвычайная ситуация, и к тушению пожара привлекаются мобилизованные силы и средства предприятий и организаций, арендаторов, Минобороны, МВД и МЧС", – поясняет сотрудница ФБУ "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесохрана"" Лариса Волкова.
По словам Антона Бенеславского, в тушении лесных пожаров участвует еще одна группа "пожарных" – волонтеры, которые тушат пожары не по обязанности, а по велению души и бесплатно.
"Волонтеров не так много, всего несколько сотен человек, но при пожарах 2010 года они сыграли заметную роль. Во всяком случае, все они были экипированы лучше, чем профессиональные пожарные. Но теперь их деятельность затруднена тем, что они должны получить лицензию, создать юрлицо, пройти курсы в МЧС, сдать экзамены и т.д.", – говорит Антон Бенеславский.
Последнего требует Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров, подписанное 31 января этого года Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным.
Кто будет виноват
По словам Натальи Дорониной, по Лесному кодексу все, что касается предотвращения лесных пожаров, относится к полномочиям государственной власти субъектов Федерации. "К губернаторам, проще говоря", – поясняет она. Даже лесники, по ее словам, теперь в ведении местных властей.
О своей непричастности напоминает и МЧС, мол, спасатели не отвечают за тушение лесных пожаров, за это по закону отвечают лесничества и региональные власти.
Синоптики тоже как бы непричастны. По словам, заместителя директора Росгидромета Дмитрия Киктева, они уже лет пятнадцать дают недельные прогнозы пожароопасности. А начиная с прошлого года, попробовали давать прогноз на три месяца. "Но это прогнозирование в экспериментальном порядке, не подтвержденное официально, потому что пока нет статистики для его подтверждения", – подчеркнул Дмитрий Киктев.
Частные арендаторы тоже вряд ли понесут всю полноту ответственности за пожары. Сколько лесов сейчас находится в их ведении, на совещании в Томске премьер не спросил, и ему, соответственно, никто этого не сказал. Но после летних пожаров 2010 года при "разборе полетов" в подмосковных Горках глава Рослесхоза сообщил, что в аренде находится 15% лесов в стране.
Скорее всего, поиск виновных пойдет по "крымскому" сценарию: виноватыми в преступной халатности окажутся ближайшие к очагам возгорания поселковые власти.
Что делать
В Томске Дмитрий Медведев обещал рассмотреть на ближайшем заседании правительства 9 августа концепцию федеральной целевой программы "Пожарная безопасность на период до 2017 года".
"Подобные концепции принимаются не впервые. Предыдущая датируется 2008 годом. По сути это декларативные документы, которые не выдерживают столкновений с реальной жизнью", – считает Антон Бенеславский.
"Простой пример. В Йошкар-Оле горит торфяник. Чтобы это доказать, нам пришлось две недели вести переписку с местными властями и генералами МЧС. Это вместо того, чтобы подогнать мотопомпу и размыть торфяник. Любая концепция у нас в стране все равно упрется в генерала", – уверен эколог.
По его словам, в начале этого года было введено лицензирование на тушение пожаров. "Одно из требований для получения лицензии лесным хозяйством – специальное "лесное" образование у начальника данного леса или его заместителя. А у большинства руководителей национальных парков, заповедников, заказников образование биологическое. Значит, своими силами тушить пожары у себя они уже не имеют права", – говорит Антон Бенеславский.
В упоминаюшемся представителем "Гринпис" постановлении правительства о лицензировании действительно есть требование иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности "лесное хозяйство", "лесное и садово-парковое хозяйство", "лесное и лесопарковое хозяйство", "лесное дело"). Остается только гадать, как выкручиваются из ситуации "непрофильные" руководители лесных хозяйств.
По словам эколога, в лицензировании не заинтересованы и арендаторы лесных угодий, так как это – дополнительные расходы, надо нанимать соответствующих специалистов, покупать технику по определенному перечню.
В Томске Дмитрий Медведев в числе прочих распоряжений подписал поручение Военно-промышленной комиссии, Минобороны, Минпромторгу и РАН проработать возможность использования высоких технологий для обнаружения очагов лесных пожаров и их тушения в условиях плохой видимости.
К новым технологиям для тушения пожаров премьер обращается не впервые. После пожаров лета 2010 года он, будучи, президентом, даже имел беседу по поводу таких технологий с королем Испании Хуаном Карлосом I.
А пока принимаются концепции и изучаются возможности использования новых технологий, обращает на себя внимание другое томское поручение Дмитрия Медведева: профильным министерствам вместе со страховщиками к октябрю проработать и представить в правительство предложения о создании системы обязательного страхования имущества граждан и юрлиц от ущерба, возникшего в результате стихийных бедствий.
Сделать это и проконтролировать правительству будет явно проще, чем наладить контроль за лесными пожарами. Главное, чтобы денег хватило – немаловажный момент для страны, которая, как убеждают нас многие, должна готовиться к новой волне экономического кризиса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции