МОСКВА, 6 авг - РИА Новости, Анна Банасюкевич. Российский режиссер Марат Гацалов, назначенный в июле художественным руководителем Русского театра Эстонии в Таллине, встретится с труппой и огласит свои планы 14 августа, сообщил сам худрук РИА Новости.
Контракт с новым художественным руководителем заключили на три года. Информация о будущем назначении появилась в СМИ еще в конце июня, когда переговоры с московским режиссером уже велись. Гацалов, чьи постановки с успехом идут в театрах Москвы, Новосибирска, Прокопьевска, в Эстонии уже ставил - в августе 2011 года он выпустил спектакль "Пустошь" по пьесе Анны Яблонской в театре R.A.A.A.M.. "Пустошь" была замечена публикой и критикой, в марте ее показывали в Москве в рамках программы "Новая пьеса" фестиваля "Золотая маска".
"При театре существует Совет, состоящий из нескольких человек, которые помогают театру, занимаются его делами, выполняют разные функции, я до конца еще не разобрался. Совет и предложил мне возглавить театр. Я приехал в Эстонию, мы провели переговоры и договорились о том, что начнем сотрудничать", - рассказал Марат Гацалов РИА Новости.
Одновременно в театре появился сменился и.о. директора - им стал советник министра культуры Тыну Ленсмент, сменивший на этом посту Светлану Янчек. В некоторых эстонских СМИ муссировалась информация, что причиной увольнения Янчек было требование нового худрука. Однако Гацалов утверждает, что был готов работать с действующим и.о. директора.
"Это все неправда, ситуация развивалась следующим образом. Когда совет театра начал вести со мной переговоры, исполняющая обязанности директора Светлана Янчек выразила категорическое несогласие с моей кандидатурой. Я хотел с ней работать, но после того, как Светлана начала какую-то деятельность против моего назначения, ходила по этому поводу в министерство, я сказал совету, что в такой ситуации это будет сложно. Через два месяца, когда стало понятно, что назначение все-таки произойдет, она пришла в министерство и сказала, что согласна со мной работать. После этого я сказал, что теперь не согласен я - не согласен работать с человеком, который долгое время был против меня так категорично настроен", - пояснил ситуацию Гацалов.
В эстонском театре юридически ответственным лицом является директор и именно он приглашает художественного руководителя, но назначение происходит при непосредственном участии совета и министерства культуры.
"Разделение полномочий между директором и худруком очень внятное - есть художественная территория, а есть административная, каждый занимается своей сферой. Я, прежде всего, подотчетен себе, так как я в первую очередь заинтересован в том, чтобы театр развивался и жил интересной жизнью. В Эстонии все на виду - если возникает какая-то сложная ситуация и художественный процесс застопоривается, то это видит вся страна, и вся страна это обсуждает. То есть не может быть такой ситуации - директор захотел уволить худрука и уволил. Это не модель главного режиссера, как бывает у нас. Если какой-то конфликт, то это будет серьезно обсуждаться советом театра, общественность подключится", - рассказал Гацалов.
По словам нового худрука, о планах говорить пока еще рано - они будут озвучены на сборе труппы, который состоится 14 августа. Пока же Гацалов вникает в существующее положение дел.
"Я только приехал на днях. До этого я уже бывал в театре, но пока рано делать какие-то выводы. Сезон уже открыт, театр работает, но сбор труппы будет 14-го числа - тогда я познакомлюсь с коллективом, озвучу планы. Но, прежде всего, мне нужно понять, как устроен театр. Бюджет на этот год уже утвержден, сверстаны какие-то постановочные планы. Сейчас в театре репетирует режиссер Денис Хуснияров, Тимур Насиров ставит "Волки и овцы". Сейчас не хотелось бы нарушать жизнь театра, просто надо понять, как она устроена. Что в ней правильно устроено, что неправильно, и тогда уже двигаться дальше. Я переехал сюда вместе с семьей, и у меня серьезный настрой - я буду вплотную заниматься театром", - говорит он.
До недавних пор Марат Гацалов был главным режиссером театра в Прокопьевске, который при его руководстве поднялся на новые высоты, став участником многочисленных фестивалей. Спектакль "Экспонаты" по пьесе Вячеслава Дурненкова получил "Золотую маску", в Прокопьевске начали ставить современную драматургию, проводить лаборатории, там стали работать молодые интересные режиссеры.
"Предложение от театра Эстонии поступило уже после того, как я ушел из Прокопьевска. Мой уход был связан с тем, что я не могу уделять этому театру столько времени, сколько он заслуживает. Там нужно жить, а жить там я не могу по семейным обстоятельствам", - сказал режиссер.
Более года назад Марат Гацалов инициировал и возглавил проект "Мастерская на Беговой", в рамках которого молодые режиссеры делают эскизы спектаклей, в основном, по современной драматургии в Центре драматургии и режиссуры. Из некоторых таких показов уже "выросли" репертуарные спектакли. Работа мастерской продолжится, несмотря на переезд ее руководителя в Таллин.
"Я никогда не оставлю этот проект, это мое кровное детище. Я буду заниматься мастерской по-прежнему, пока - дистанционно. В основном, я так ей и занимался, потому что, по большей части, это организационная работа: приглашение режиссеров, поиск материала, придумывание тематики лаборатории. Но приезжать на сами показы я, естественно, буду. Кроме того, эта лаборатория будет непосредственно связана с делами таллинского театра, потому что в каком-то смысле мастерская - это биржа труда. Здесь появляются молодые режиссеры, с которыми в будущем можно будет вести переговоры о постановках. "Мастерская на Беговой" - это прямой интерес таллинского театра", - считает Гацалов.
По его словам, ближайшая лаборатория состоится с 24 по 30 сентября, ее темой станет драматургия Виктора Розова.
Марат Гацалов - актер и режиссер, окончил актерский факультет ВГИК (мастерская И. Райхельгауза), затем - режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Арцибашева и Йоффе). Работал актером в театре "Школа современной пьесы", затем в Театре им. Маяковского. Как режиссер работал в Центре драматургии и режиссуры ("Хлам" по Дурненкову, "Приход тела" по братьям Пресняковым), Театре.Doc ("Жизнь удалась" по пьесе Пряжко, совместная постановка с М. Угаровым, спектакль получил "Золотую маску" от жюри драматического театра), Московском драматическом театре им. Станиславского ("Не верю" по Дурненкову), в Новосибирском театре "Глобус" ("Август. Графство Осейдж" по Леттсу). С 2010 по 2012 годы являлся главным режиссером Прокопьевского драматического театра им. Ленинского комсомола. Является заместителем художественного руководителя Центра драматургии и режиссуры, где создал проект "Мастерская на Беговой", первый выпуск которого состоялся в феврале 2011 года.