Один из лучших британских актеров. Восьмикратный номинант "Оскара", получивший лишь почетную награду киноакадемии. Знаменитый пьяница, о кутежах которого в 60-70-х "слагали легенды". Остроумный шутник в зеленых носках - по словам его дочери Кейт он носит только зеленые из неких собственных суеверий. Все это про Питера О`Тула, который отмечает сегодня свое 80-летие. Хотя, может быть и не сегодня, точную дату своего рождения он и сам не знает. "Возможно, я родился в июне 1932 года", - говорит он.
Питер О`Тул vs "Оскар"
После съемок в "Лоуренсе Аравийском" Питер О`Тул, по его собственным словам, проснулся однажды утром и понял, что знаменит: "Тогда я купил белый Роллс-Ройс и отправился на бульвар Сансет в темных очках и белом костюме, фланировать там, как королева-мать".
Этот период жизни О`Тула лучше описывает его собственная фраза: "пошел за пивом в Париже, а проснулся на Корсике". Он пил так, как может пить только сын ирландца и шотландки. Впрочем, иногда кажется, что за это на родине его ценят и уважают не меньше, чем за профессиональные достижения. Но расплатой за такой образ жизни стал рак, в 1974-м он перенес сложнейшие операции и был на грани смерти. Поборов недуг, актер вернулся на сцену и в кино.
Обладатель множества различных кино- и театральных наград О`Тул прямо-таки рекордсмен в "пролетных" номинациях на "Оскар":
• 1963 год – "Лоуренс Аравийский"
• 1965 год - "Беккет"
• 1969 год – "Лев зимой"
• 1970 год – "Прощайте, мистер Чипс"
• 1973 год – "Правящий класс"
• 1981 год – "Трюкач"
• 1983 год – "Мой лучший год"
• 2007 год – "Венера"
В 2003 году ему, наконец, вручили почетную награду академии за вклад в кинематограф.
В последнее время актер снимался довольно часто, но в менее значительных ролях, не скрывая, что уже давно перестал получать от съемок удовольствие и ныне только пополняет свой бюджет. А в начале июля актер заявил об окончании своей карьеры: "Пришло для меня время признать поражение. Уйти из кино и со сцены. Сердечная тяга к этому (к кино и театру) покинула меня: и она не вернется". Что ж, самое время вспомнить наиболее известные роли актера.
Поздравить Питера О`Тула в Facebook >>
"Лоуренс Аравийский" (1962)
В 1926 году офицер британской разведки Т.Э. Лоуренс по прозвищу Лоуренс Аравийский издал автобиографический роман "Семь столпов мудрости" ограниченным тиражом. То, как захватывающее автор изложил свою версию этой части мировой истории, сделало книгу бестселлером. В начале 1960-х за историю Лоуренса Аравийского взялся обладатель "Оскара" Дэвид Лин.
Поиски идеального актера на роль главного героя стали испытанием для режиссера и съемочной группы. В числе претендентов были Марлон Брандо, Альберт Финни и Дирк Богарт. Тем не менее, Лин остановился на почти никому не известном актере Питере О`Туле, объяснив это тем, что у него "прекрасное лицо".
Выбор режиссера Дэвида Лина сыграло решающую роль в жизни актера - первая большая работа в кино принесла О`Тулу и номинацию на "Оскар". Он всегда был благодарен Лину: "Самое большое влияние на меня в жизни оказал Дэвид Лин. Он стал моим "высшим образованием", моей "степенью бакалавра". Благодаря тому, что я работал с ним вместе день и ночь более двух лет, теперь я знаю намного больше, чем некоторые режиссеры".
Сейчас эту ленту можно встретить в сотнях списков "Лучших фильмов всех времен и народов", но в 1962-м, когда он вышел в прокат, фильм был запрещен во многих арабских странах, так как считалось, что исторические события в нем искажены. Позже Омару Шарифу, исполнившему одну из главных ролей, удалось уговорить президента Гамаля Абдель Насера выпустить фильм в прокат в Египте, где он стал хитом. Интересен и тот факт, что в фильме практически нет персонажей женского пола, если не считать появляющихся в течение нескольких секунд девушек в чадре и верблюдицы по кличке Глэдис.
"Сегодня это тяжело, завтра будет легко" говорил один из персонажей герою О`Тула о мастерстве езды на верблюде. Актеру во время съемок тоже пришлось непросто: чтобы скакать было не так больно, он придумал подкладывать прослойку из пористой резины под седло, а в одной из сцен они с Омаром Шарифом решили привязать себя к седлам, чтобы не упасть.
С Шарифом они настолько сдружились во время съемок, что не рассорила их даже выходка О`Тула, познакомившего друга с трансвеститом Эйприл Эшли. Узнав в чем подвох, Шариф не смог сдержать гнев и, схватив нож, бросился на приятеля: в результате Питеру пришлось удирать через окно, благо это окно было на первом этаже.
Страх, как оказалось, был оправдан, во время съемок сцены взятия Акабы Питер О`Тул чуть не погиб. Ружье, которое должно было дать сигнал к началу сцены, выстрелило раньше положенного, в результате верблюд актера запаниковал и сбросил актера, чудом не затоптав. Позже в шоу Джея Лено О`Тул признался, что в момент съемок был пьян и почти не помнит, что происходило.
За 2 года съемок актер "собрал" целую коллекцию производственных травм: он получил ожоги третьей степени, вывихи обеих лодыжек, разрывы связок голени и бедра, перелом пальца, вывихнул шею и был контужен дважды.
"Как украсть миллион" (1966)
В этом фильме Питер О`Тул – высокий, голубоглазый псевдо-грабитель Саймон Дермот, помогает Николь Бонне (Одри Хепберн) спасти отца от тюрьмы и позора, выкрав поддельную Венеру Челлини.
Это одна из наиболее нехарактерных ролей в репертуаре О'Тула – классический романтический герой. В тот период он нечасто соглашался на участие в чисто коммерческих проектах. Он начинал как театральный актер и блистал на лондонской сцене в постановках самого Лоуренса Оливье. Но в этой легкой комедии, более чем где-либо, проявилась свойственная актеру ирония, ставшая его фирменным почерком: "В хороших домах, где я обычно ворую, не стреляют. Я к этому не привык!" - возмущается герой.
Съемки начались с ключевого эпизода – похищение "Венеры". Хепберн и О`Тулу пришлось "прятаться" в музейном чулане 11 дней, причем по собственной вине. Как писал позже один из биографов Одри, исполнители главных ролей без конца хихикали на площадке и портили дубль за дублем.
Фильм с большим успехом шел не только в США и Европе, но и в СССР. Кстати, во время показа картины в Казахстане произошел довольно забавный казус. Писали, что все расклеенные по Караганде афиши были разрисованы - к названию фильма "Как украсть миллион" добавили "Спросите в ЦК КПСС". Это было связано с расследованием дела меховой мафии СССР.
"Лев зимой" (1968)
"Лев зимой" - экранизация одноименной пьесы Джеймса Голдмана. В этой "семейной" драме О`Тул второй раз играет короля Генриха II Плантагенета. За 4 года до этого он играл Генриха II в фильме "Беккет", основанном пьесе Жана Ануя "Беккет, или Честь Божья".
В "Беккете" О'Тул и его друг Ричард Бартон играют друзей – Генриха II и Томаса Беккета архиепископа Кентерберийского. Их дружба и предательство Беккета становятся центром фильма. В "Льве зимой" этой движущей силой становится противостояние Генриха и его жены Элеоноры Аквитанской, роль которой сыграла Кэтрин Хепберн. "Когда ко мне попал сценарий "Льва зимой", я думал над тем, кто мог сыграть Элеонору, - вспоминал позже О'Тул. - И пока я читал, я все время представлял Кейт. Мы познакомились в 1950-х, и она очень помогла мне в начале карьеры".
Генрих и Элеонора плетут интриги и делят наследство и корону, предназначенную лишь одному из их сыновей – Ричарду (в его роли Энтони Хопкинс), Джеффри или Джону. Тандем О'Тула и Хепберн - это удивительная смесь слепой ненависти и любви двух монархов, а в их диалогах, похожих на словесный пинг-понг, пожалуй, главное очарование фильма. О`Тул - один из немногих актеров, который смог придать разные оттенки одному и тому же персонажу. Эту роль, как и предыдущего Генриха, оценили и американские киноакадемики. Актер в третий раз был номинирован на "Оскар" и вновь не получил его, в отличие от Кэтрин Хепберн.
Впрочем, главное не победа, а участие. С Кэтрин Хепберн его связывали самые высокие отношения, они были очень дружны. О`Тул не раз отзывался о ней как о "самой восхитительной женщине Америки" и даже назвал в честь нее свою дочь. А в одном из интервью поделился: "Она называла меня "Свинья" или "Генрих", в зависимости от настроения. А я ее "Старой клячей".
"Калигула" (1979)
Полубезумный император Тиберий в ленте Тинто Брасса - это наиболее спорная из ролей актера. Многих удивило участие актера в этом фильме. Но с другой стороны, кто из актеров категории А может похвастаться тем, что сыграл в порнофильме, получив за это 20 миллионов долларов? Позже О`Тул заявлял, что согласился на роль в первую очередь из-за денег и не подозревал о содержании ряда сцен фильма.
В одном из интервью Washington Рost О`Тул, тем не менее, со смехом говорил: Я играю Тиберия, старого и морщинистого. Это прямо-таки бунт!"
"Последний император" (1987)
Небольшая роль Реджинальда Джонстона – английского наставника последнего императора Китая Пу И в картине Бернардо Бертолуччи стала достойным возвращением Питера О`Тула в серьезный кинематограф.
Впервые западной съемочной группе разрешили работать в Запретном городе. Тем не менее, система безопасности и охраны была весьма серьезной. В результате, однажды, актер просто не смог пройти на съемочную площадку, потому что забыл пропуск.
"Венера" (2006)
Роль в этом фильме принесла актеру последнюю номинацию на "Оскар" и очередное испытание - на съемках он сломал бедро.
Это история платонического романа между пожилым театральным актером Морисом и 21-летней девушкой. У Мориса диагностируют рак простаты, и жить ему осталось недолго, но вдруг в его жизни появляется новый смысл – внучатая племянница его друга, приехавшая в Лондон, чтобы стать моделью. "Никого не может быть лучше грязного старика, влюбляющегося в молодую распутницу" - говорил О`Тул об этой роли.
В этом фильме он фактически играет самого себя, а критики отзывались о фильме, как о главной возможности показать, что Питера О`Тула еще рано сдавать в дом престарелых.