24 июля исполняется 60 лет американскому режиссеру Гасу Ван Сенту. О сложных вещах – любви, которая у каждого своя, борьбе за права меньшинств, неприкаянной юности, одиночестве, смерти - он говорит отнюдь не простым языком. Длинные планы, нелинейная хронология повествования, замедленная съемка, бесконечные облака, плывущие по небу – все это излюбленные художественные приемы Ван Сента, который резюмирует: "Я работаю в направлении, которое называю "Иду-сам-не-знаю-куда". Предпочитаю такой подход "стандартизированной" режиссуре".
"Дурная ночь", 1986
Дебютный фильм режиссера, снятый по автобиографической повести Уолта Кертиса на черно-белую 16-миллиметровую пленку, рассказывает о трогательной безответной любви молодого продавца в крошечном магазине (Тим Стритер) к юному мексиканцу-нелегалу Джонни (Дуг Койот). Уолт за Джонни – как кошка за мышкой, не жалея для несговорчивого возлюбленного, а заодно для всех вокруг, своего тепла и не теряя духа. Режиссер снял картину на собственные деньги, заработанные в рекламном агентстве - бюджет составил всего 25 тысяч долларов, поэтому актерам за работу не платили. "Дурная ночь" не принесла Ван Сенту значимых призов, но привлекла внимание к режиссеру и заслужила благодарность мирового гей-сообщества.
Впечатляющая сцена: Уолту кажется, что он видит на улице пропавшего Джонни. Он бежит за ним, то приближаясь, то удаляясь, и не сразу понимает, что никогда не догонит мексиканца.
Гас Ван Сент о фильме: "Дурная ночь" была для меня способом сделать что-то выходящее за рамки системы, потому что я и сам был вне этой системы. Я сознательно выбрал материал, которого Голливуд не касался бы еще миллионы лет".
"Аптечный ковбой", 1989
Герои картины, снятой по роману Джеймса Фогла, - четверка наркоманов, грабящих аптеки, чтобы добыть очередную дозу. Изолированные от общества, потерявшие контакт с родными, они все равно живут по законам семьи: лидер Боб (Мэтт Диллон) и его жена Диана (Келли Линч) принимают решения, распределяют награбленное, при необходимости несут ответственность за тех, кого приручили – беспечную парочку Рика (Джеймс ЛеГро) и Надин (Хизер Грэм). Фильм завоевал несколько престижных наград, включая специальную премию Берлинского кинофестиваля в1990 году и премию Spirit Awards, вручаемую создателям независимых фильмов.
Впечатляющие сцены - начальная и заключительная: исповедь в карете скорой помощи и сцена со шляпой, "приносящей неудачи".
Роджер Иберт, Chicago Sun-Times: "В "Аптечном ковбое" есть та самая безумная логика, понятная любому наркоману: мне плохо, и наркотики мне помогут, в то же время, они – причина моих бед. Эта логика и делает этот фильм одним из самых захватывающих картин последних лет".
"Мой личный штат Айдахо", 1991
В этой картине юные Киану Ривз и Ривер Феникс сыграли нищих хастлеров в оборванных джинсах. Феникс, любимый актер Ван Сента, умер от передозировки наркотиков через два года после съемок. Его герой - гей Майк, страдает жесткой формой нарколепсии – засыпает мгновенно и в любом месте. Он влюблен в своего лучшего друга Скотта, который всегда выручает его из передряг. Скотт - сын мэра города, бунтарь, променявший сытую жизнь на уличные разборки, секс за деньги и друзей-маргиналов. При любом удобном случае он цитирует родственную душу - принца Хэла из шекспировского "Генриха IV". Вместе они отправляются в "картофельный" штат на поиски матери Майка - давно пропавшей, но все еще так невыносимо нужной. Картина получила приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Торонто, а исполнитель главной роли Ривер Феникс был удостоен Кубка Вольпи Венецианского кинофестиваля.
Впечатляющие сцены: чинные похороны отца Скотта, проходящие одновременно с похоронами "короля улицы" Боба – с дикими песнями и танцами, и заключительная сцена, в которой Майк засыпает на дороге.
Гас Ван Сент о фильме: "Мой личный штат Айдахо", возможно, - единственная моя собственная история, хотя, конечно, я добавил в нее достаточно Шекспира".
"Умереть во имя", 1995
Гас Ван Сент по праву считается "крестным отцом", оформившим билет в профессию нескольким талантливым актерам. Среди них - Мэтт Деймон, Бен и Кейси Аффлеки, Киану Ривз, Хоакин Феникс и Николь Кидман, получившая за роль в "Умереть во имя" свой первый "Золотой глобус". Ее героиня Сьюзен Стоун – амбициозная красавица, мечтающая о карьере телеведущей. Для достижения цели она сметает все на пути, включая собственного мужа (Мэтт Диллон), не вовремя заикнувшегося о детях и уютном домашнем очаге. "Леди-танк" избавляется от супруга с помощью своего 16-летнего любовника (Хоакин Феникс) и его наивных друзей (Кейси Аффлек, Элисон Фолланд), ставших в ее игре разменной монетой. Помимо "Золотого глобуса" Николь Кидман собрала за роль Сьюзен Стоун целый ворох различных премий, в числе которых и приз лондонских критиков. Кроме того, "Умереть во имя" стал первым коммерчески успешным фильмом режиссера.
"Морковка" на миллион Николь Кидман" >>
Впечатляющая сцена: сцена убийства Ларри Маретто, во время которой Сьюзен поздравляет супруга с годовщиной свадьбы.
Питер Треверс, Rolling Stone: "Сюжет звучит ужасно - как безвкусный пересказ истории Памелы Смарт (американская учительница, прославившаяся тем, что совращала своих учеников, а позже организовала с их помощью убийство собственного мужа – прим. ред.) Но фильм "Умереть во имя" просто искрится за счет сексуальности и комедийного таланта Николь Кидман и заслуживает быть примером социальной сатиры и возмутительного веселья".
"Умница Уилл Хантинг", 1997
Самый известный фильм Гаса Ван Сента снят по сценарию, написанному Беном Аффлеком и Мэттом Деймоном, они же сыграли в картине главные роли. 20-летний Уилл (Деймон) – вундеркинд из рабочего района Бостона. Он проводит время в барах со своими друзьями (Бен и Кейси Аффлек, Коул Хаузер), работает уборщиком в Массачусетском университете, где по ночам решает сложнейшие математические задачи. После ареста за очередную драку перед Уиллом встает выбор: тюрьма или занятия наукой с профессором (Стеллан Скарсгард) плюс курс психотерапии с доктором Шоном Магуайером (Робин Уильямс). Пока врач пытается пробиться сквозь стену недоверия и скепсиса, Уилл должен решить, как распорядиться своим даром и понять, сможет ли он когда-нибудь начать доверять людям. Из девяти номинаций на "Оскар" этот фильм выиграл две – за лучший сценарий и мужскую роль второго плана (Робин Уильямс), а также был удостоен множества других наград.
Впечатляющие сцены: каждая встреча Уилла с психотерапевтом.
Ричард Проупс, The Independent Critic: "Умница Уилл Хантинг" не совсем соответствует почерку Гаса Ван Сента, обычно работающего в стиле малобюджетных инди-картин. Тем не менее, его метод здесь работает отлично, позволяя выделить характеры персонажей рабочего класса, передать личные переживания героев. Чувствую, что под руководством других, более популярных режиссеров тон безнадежно изменился бы в сторону "ура-ура!". Это было бы весьма трагично, ведь подход Ван Сента великолепно усиливает эмоциональное воздействие фильма".
"Джерри", 2002
Драма открывает так называемую "трилогию о смерти", в которую помимо нее вошли "Слон" и "Последние дни". Джерри и Джерри (Мэтт Дэймон и Кейси Аффлек), потерявшие дорогу, бредут по пустыне. Накануне съемок режиссер и актеры сожгли весь сценарий, поэтому те немногие диалоги, которые есть в фильме – чистой воды импровизация. Бесконечные созерцательные, безмолвные сцены, крупные лица, плывущие облака – в "Джерри" содержится чуть больше 100 минут концентрированной эстетики Гаса Ван Сента.
Впечатляющие сцены: длинные крупные планы персонажей в конце пути; заключительная сцена, когда герой находит дорогу.
Нев Пирс, BBCi – Films: "Метафора духовного опустошения человека или безразличия природы к человеку; размышление о хрупкости жизни; гимн силе дружбы; претенциозное в своем удивительном занудстве произведение искусства – в каждом из этих определений есть своя правда. Вы или полюбите "Джерри" навсегда, или возненавидите".
"Слон", 2003
Второй фильм "трилогии смерти", снятый Ван Сентом под впечатлением и на основе событий в школе Колумбайн - массового расстрела двумя школьниками учеников и персонала в 1999 году. На главные роли были приглашены непрофессионалы, старшеклассники из портлендских школ. Почти все диалоги, по задумке режиссера, придумывались подростками самостоятельно прямо на съемочной площадке. "Слон" во многом продолжает стилистику "Джерри" - он построен на длинных кадрах, в которых камера отстраненно следит за действиями персонажей. Многие моменты повторяются с разных точек зрения – такую манеру съемки режиссер впоследствии не раз использовал в своей работе. Фильм стал абсолютным фаворитом 56-го Каннского кинофестиваля, завоевав Золотую пальмовую ветвь, приз за лучшую режиссуру и Приз Французской системы национального образования.
Впечатляющие сцены: Алекс у себя дома играет на фортепиано "К Элизе" Бетховена и сцена первого убийства в библиотеке.
Гас Ван Сент о фильме: "Современное кино принимает форму проповеди. Вы не должны думать – лишь получать информацию. Этот фильм не проповедь, его смысл не диктуется вам режиссером. Надеюсь, что интерпретаций столько же, сколько и зрителей".
"Параноид парк", 2007
История о проблемах одного конкретного подростка. Проблемы эти могут быть как маленькими – надоедливая подружка, новые трюки на скейте – так и глобальными – развод родителей, одиночество и … случайное убийство. Фильм был номинирован на главный приз Каннского фестиваля в 2007 году.
Впечатляющая сцена: Алекс по дороге от железнодорожной станции делает самый мучительный выбор в своей жизни.
Гас Ван Сент о фильме: "Не подумайте, что я взялся за тему подростков и спекулирую на ней. Просто мне кажется, что на примере жизни юноши или девушки легче и нагляднее проследить все нелепости и ужасы нашей действительности".
"Харви Милк", 2008
Биографический фильм о борце за права сексуальных меньшинств Харви Милке, в его роли Шон Пенн. Милк - "мученик за права геев", первый в США политик, публично заявивший о своей нетрадиционной ориентации и сумевший после нескольких неудачных попыток победить на выборах в городской совет. Спустя год, 27 ноября 1978 года, Милк и лояльный ему мэр Сан-Франциско Джордж Москоне были застрелены членом городского совета Дэном Уайтом. Премьера фильма была приурочена к 30-й годовщине трагедии. "Харви Милк" номинировался на "Оскар" в восьми категориях и в итоге взял призы за лучшую мужскую роль (Шон Пенн) и за лучший оригинальный сценарий (Дастин Лэнс Блэк).
Впечатляющие сцены: каждое публичное выступление, начинающееся со слов "Меня зовут Харви Милк, я и хочу завербовать вас", и сцена прощания с Харви Милком.
Джонатан Ромни, Independent.co.uk: "Нет сомнений в том, что этот фильм, как и его герой, хочет завербовать вас – в частности, в вопросах толерантности. В этом традиционном кино есть что-то от исторического памятника, но эта интеллектуальная пропаганда сделана с настоящей любовью: страстной, щедрой и великолепной".
"Не сдавайся", 2011
Фильм в 2011 году открывал параллельную конкурсную программу Каннского фестиваля "Особый взгляд". По сюжету молодой человек, переживший клиническую смерть и потерявший в автокатастрофе родителей (сын Дэнниса Хоппера Генри) знакомится с неизлечимо больной девушкой (Миа Васиковска) и помогает ей подготовиться к неизбежному.
Впечатляющие сцены: репетиция смерти Аннабель и диалог Энока с воображаемым другом.
Гас Ван Сент о фильме: "Кто-то очень молодой оказался в ситуации смертельного заболевания. Очень часто люди в 14-15-17 лет в такой ситуации не знают, что такое смерть, не рефлексируют на эту тему. Они просто продолжают жить своей жизнью до самого конца".
Подготовила Елена Костомарова