Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.", сообщает пресс-служба Кремля.
В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу (РГ) по присоединению Российской Федерации к ВТО.
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.
После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть, охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.
Согласно установленным процедурам, переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходили в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводились в Женеве, Москве или соответствующих столицах российских партнеров.
В рамках процесса присоединения российская делегация проводила переговоры по четырем направлениям:
1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель - определение максимального уровня ("связывания") ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.
2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывали вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой "желтой" корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие.
3. Переговоры по доступу на рынок услуг. Имели своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок.
4. Переговоры по системным вопросам, посвященные определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ - ключевого документа, в котором будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров.
Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находились в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
В августе 1997 года была образована Комиссия правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического развития и сотрудничества, а в декабре 2009 года - в Правительственную комиссию по экономическому развитию и интеграции, которую возглавил первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Игорь Шувалов.
Еще в начале 2008 года российские власти полагали, что удастся завершить переговоры до начала нового политического цикла в США. Однако главные партнеры Москвы по переговорам - Брюссель и Вашингтон - проявляли несговорчивость.
В рамках переговоров долго обсуждались темы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного и ветеринарного контроля, квот на поставку продовольственной продукции, а также вопрос промышленной сборки автомобилей.
Российскую Федерацию не устраивали условия ВТО, касающиеся импорта мяса. В частности, от России требовали, помимо больших квот на импорт мяса, обнулить ряд таможенных пошлин, что могло привести к демпингу на рынке мяса и осложнить положение отечественных производителей животноводческой продукции.
4 октября 2011 года замминистра экономического развития РФ Андрей Слепнев сообщил, что Россия смогла договориться с ключевыми партнерами об условиях соглашения по импорту мяса в рамках процесса вступления в ВТО. Они предусматривают определенное снижение квотных поставок мяса в Россию.
Также в течение нескольких лет не сходил с повестки обсуждения вопрос объемов поддержки сельского хозяйства. Расходование средств из госбюджета влияет, по мнению ВТО, на конкуренцию.
Россия в рамках ВТО согласовала лимит господдержки АПК в размере до 9 миллиардов долларов в год с постепенным его сокращением к 2018 году до 4,4 миллиарда долларов.
После присоединения к ВТО Россия сохранит за собой право применять внутреннее регулирование, направленное на обеспечение качества услуг или защиту прав потребителей, такое, как лицензирование, квалификационные требования, аттестация и аккредитация.
В двусторонних переговорах России с ЕС и США основным проблемным вопросом стал режим промсборки автомобилей в РФ, предусматривающий повышение планки производства и локализации.
Режим промсборки автомобилей в России действует с 2005 года, но с 2011 года он был изменен. Суть новых правил состоит в ужесточении требований к иностранным компаниям, имеющим производства в России: уровень локализации увеличен с 30 до 60%, минимальный порог инвестиций должен составлять не менее 500 миллионов долларов, а ежегодное производство машин увеличено с 25 тысяч до 300 тысяч.
Оппоненты также настаивали на ослаблении Россией поддержки отечественного автопрома, как того требуют правила, установленные в рамках ВТО. Российские же власти пойти на это были не готовы, поскольку продукция отечественных автозаводов в таких условиях может не выдержать конкуренции.
21 октября 2011 года было достигнуто соглашение, предполагающее компенсационный механизм, который заработает, если экспорт европейских автозапчастей в Россию упадет в результате нового инвестиционного режима, действующего в РФ.
Согласие США на сохранение на длительный период действующего режима промышленной сборки автомобилей было получено ранее.
Камнем преткновения на пути России в ВТО стало отсутствие компромисса с Грузией по вопросу таможенно-пограничного контроля на территории Абхазии.
В конце апреля 2008 года Грузия вышла из переговорного процесса по вступлению РФ в ВТО, протестуя против распоряжения президента России о снятии экономических санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии. После августовского конфликта 2008 года и признания Россией в одностороннем порядке независимости Абхазии и Южной Осетии Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой.
Переговоры по ВТО между Грузией и Россией были возобновлены в марте 2011 года при посредничестве Швейцарии.
Грузинская сторона требовала размещения международных наблюдателей на спорных границах Абхазии и Цхинвальского региона, в частности, на КПП Гантиади - Адлер и Роки - Верхний Зарамаг, а также внедрения современной системы обмена информацией о перемещении грузов для обеспечения прозрачности торговли.
2 ноября 2011 года стало известно, что Россия договорилась с Грузией по вопросу мониторинга грузов на границе Абхазии и Южной Осетии. По словам главы российской делегации Максима Медведкова, аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам.
16 декабря 2011 года министерская конференция Всемирной торговой организации (ВТО) одобрила решение о присоединении России к ВТО.
10 июля 2012 года Государственная Дума РФ на пленарном заседании приняла постановление о ратификации протокола о присоединении России к Всемирной торговой организации.
Документ вызвал много споров как в бизнес-сообществе, так и у парламентариев, вплоть до обращения в Конституционный суд с просьбой проверить протокол о присоединении РФ к ВТО на соответствие Конституции РФ. По мнению заявителей, при внесении протокола на ратификацию в Госдуму была нарушена конституционная процедура. Кроме того, они оспаривали конституционность отдельных приложений к протоколу.
9 июля 2012 года Конституционный суд объявил, что не усматривает нарушений Основного закона при подписании пока еще не вступившего в силу протокола о вхождении РФ в ВТО.
18 июля 2012 года Совет Федерации в среду ратифицировал протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО).