13 ИЮЛ, КРЫМСК (Краснодарский край), - РИА Новости, Дмитрий Виноградов
Крымск оправляется от страшной трагедии. В городе еще кипят восстановительные работы, а местный роддом уже еле успевает принимать роды. ЗАГС продолжает регистрировать браки - люди шли расписываться даже 7 июля, сразу после наводнения, надев сапоги.
"Расплакалась, когда увидела невест в калошах"
Грязь вокруг здания, разгромленный магазин электроники на цокольном этаже. Так выглядит торговый центр "На Троицкой", на втором этаже которого находится Крымский городской ЗАГС. Из его окон видно мост через реку Адагум – на его опоры намотаны вырванные с корнем деревья, какие-то доски и мусор. Однако жизнь возвращается в привычное русло – за неделю после наводнения здесь зарегистрировали уже 27 браков.
"Мы подали заявление еще два месяца назад, - говорит взрослая женщина, пришедшая с сыном лет двадцати. Она решила узаконить отношения с отчимом своего сына. - Переносить - это плохая примета. Раз уж мы зрели уже два года, не отказываться же в последний момент".
Их свадьба совсем скромная – распишутся, а потом уедут в родную деревню, где сядут за стол с самыми близкими людьми. Решили не шиковать: в крае траур, и соседи могут посмотреть косо.
В пятницу ЗАГС зарегистрировал пять новых браков. И все молодожены, как один, наотрез отказывались сниматься на видеокамеру – боятся, что кто-то будет попрекать их, что веселятся, когда у других горе.
В помещение ЗАГСа заходят симпатичные молодые люди. Это Панайотовы, Саша и Оксана. 35-летний Александр - предприниматель, у него свой небольшой продуктовый магазин. Оксана заметно моложе него, она домохозяйка. Они вообще-то живут вместе уже 4 года, у них уже есть две маленьких дочки, но расписаться решили только сейчас.
Ребята живут в станице Нижнебаканской – одном из самых пострадавших сел Крымского района. Впрочем, Саше и Оксане повезло – их дом находится на возвышении, поэтому у них затопило только огород. "Конечно, я свою свадьбу по-другому представляла, - признается Оксана, - Думала, что будет много гостей, родственников, накроем столы. Но сейчас на соседних улицах похороны будут, не будем же мы гулять".
Не будет и свадебного путешествия – только несколько дней на море.
Следующая пара - Тимофей и Кристина Паначевы, они приехали из хутора Адагум. Тимофей занимается евроремонтом, а Кристина сидит дома – ей скоро рожать. Поэтому и торопятся расписаться. Молодожены даже не стали наряжаться, в ЗАГС пришли в джинсах и футболках. "Через полгода отметим, как следует, - обещает Тимофей. – Пока не до праздников".
"Молодожены начали к нам приходить уже в субботу 7 июля, сразу после наводнения, - говорит Людмила Чумак, первый заместитель руководителя ЗАГС Краснодарского края. - В ту субботу у нас должно было прийти 10 пар, но пришло только три. Когда я увидела невест в резиновых сапогах и калошах, как они брели к ЗАГСу по воде, а потом переобувались в праздничные туфли - честное слово, прослезилась. Я поняла, что жизнь продолжается".
"Маму мою спасите, маму!"
Жизнь продолжается и на другом конце Крымска. В родильном отделении районной больницы акушеры за последнюю неделю приняли уже 15 родов. Их работу не прервало даже то, что и сами сотрудники пострадали от наводнения – три человека лишились своих домов.
Трагедия в Краснодарском крае и ее последствия: фото- и видеохроника
Санитарка Елена Минасиди чуть не погибла. В последний момент она с мужем и двумя детьми выбралась из своего дома, который вскоре рухнул. От наводнения семья Елены спасалась в родной больнице – благо, она не переставала работать даже в момент наводнения.
Когда началась катастрофа, беременная Юлия Петриди выбежала из квартиры с дочкой, 9-летней Дашей. Юля завела ее на второй этаж их дома по улице Лермонтова, а сама вернулась в квартиру. "Хотела схватить какие-то детские вещи - вдруг, думаю, буду рожать", - вспоминает она. Такая предусмотрительность чуть было не стала роковой - выбежать из квартиры Юлия не смогла, потому что снаружи мощным потоком уже напирала вода. "Я только слышала через дверь крики дочки: маму мою спасите, маму!" – плачет Юля.
Соседские парни помогли Петриди открыть дверь и вытащили женщину из ловушки. Остаток той ужасной ночи она провела у соседей на втором этаже. "Я разговаривала с малышом: только не рождайся раньше времени, не рождайся. Пока рано! Он послушался. Наверное, послушный будет", - Юля со слезами смотрит в бэби-бокс, где лежит ее сын Ваня. Он родился через пять дней после наводнения - 12 июля.
У 29-летней Юлии Петриди это второй ребенок. Ее муж Дмитрий работает дальнобойщиком, и в час наводнения он был далеко - в МинВодах. Прийти на помощь семье он не смог.
Квартиру семья Петриди снимала, но все имущество было их собственное. Теперь все вещи – мебель, одежда – погибли. "Это ничего, - говорит Юлия. - Главное, что маленький Иван Дмитриевич у нас родился".
Сейчас муж уже вернулся, он снял новую квартиру и обустраивается, чтобы жене и ребенку было куда вернуться.
Беременную вывезли на "Камазе"
Чуть не погибла в наводнении и Виктория Данильченко. Около 2 часов ночи 7 июля она, ее муж Андрей и их 8-летний сын заметили, что в их квартире на первом этаже появилась вода. Они живут как раз на улице Советской, которая оказалась в центре наводнения.
Хотя Андрей Данильченко работает пожарным в МЧС, о надвигающейся стихии они предупреждены не были. Супруги выскочили на лестницу и поднялись на этаж выше. Всю ночь они, как говорит Вика, "с соседями считали ступеньки". Позвонить куда-то в МЧС они не могли - телефоны не работали.
И только на следующий день появились "Камазы", которые вывезли подтопленцев из злополучного района. От пережитого стресса мамочки ребенок родился на неделю раньше срока.
Их квартира теперь для жилья непригодна, там до сих пор нет ни электричества, ни воды, ни газа. Данильченко живут пока у матери Вики. Мальчика назвали Алексей – это имя в переводе с греческого языка означает "защитник", и Вика говорит, что мальчик вырастет ее надежной опорой.
"Наводнение 2002 года случилось за два дня до нашей свадьбы, - вспоминает Вика. - А в этот раз - за два дня до рождения ребенка".
Десять лет назад Данильченко не стали откладывать свадьбу из-за катаклизма. Местные жители давно привыкли жить простой жизнью - ради семьи и детей, и природа не в силах вмешаться в это мерное течение жизни.