Мария Селиванова, Анна Курская, Илья Бер, обозреватели РИА Новости.
На внеочередном заседании Госдумы во вторник Дмитрий Медведев был вполне ожидаемо утвержден премьер-министром России. С утра он проводил консультации с оппозиционными ему фракциями, но не смог убедить большинство их членов голосовать за себя, что, впрочем, не повлияло на результат. И за, и против утверждения проголосовали по две фракции: за - «Единая Россия» и ЛДПР, против - КПРФ и «Справедливая Россия» (за исключением нескольких депутатов).
В речи, предварявшей голосование, будущий премьер представил свое видение результатов работы российской исполнительной власти за последние четыре года. Кроме того, он назвал главные болевые точки российской экономики и социальной сферы и рассказал о том, какими ему представляются пути их оздоровления.
Накануне утверждения Дмитрия Медведева премьером обозреватели РИА Новости поговорили с экспертами, попросив обозначить важнейшие задачи, которые предстоит решать новому составу правительства в ближайшее время.
Надо сказать, что большинство из названных нашими собеседниками проблем были в большей или меньшей степени затронуты Медведевым. Хотя не все стратегии борьбы с этими проблемами, предложенные им, совпали с мнением независимых профильных специалистов.
Финансы: политика имени Кудрина?
«Главная проблема, которой в ближайшие годы придется заниматься Минфину, - это бюджетная консолидация», - считает заведующий лабораторией института экономической политики имени Гайдара Владимир Назаров. Он объясняет это высоким нефтегазовым дефицитом бюджета - около 9% ВВП. «Серьезная зависимость бюджета от цен на нефть опасна, а резервы сейчас достаточно скромны».
Действующее Министерство финансов уже заявляло, что необходимо вводить бюджетные правила, в том числе и по распределению сверхдоходов от продажи нефти. Дмитрий Медведев в своем выступлении фактически полностью поддержал эту позицию.
Большая часть сверхдоходов от продажи сырья будет по-прежнему аккумулироваться в резервном фонде, который, хоть и подрос, но не дотягивает до планки в 7% ВВП, которую установил премьер. Еще часть должна идти в Фонд национального благосостояния (подушка безопасности на случай кризиса). И уже оставшееся - на модернизационные проекты. Дефицит бюджета, по мнению Медведева, нужно ограничить 1% ВВП.
Получается, что консервативная бюджетная политика имени Кудрина, хоть и без своего адепта (Кудрин подтверждал не раз, что не будет работать в новом правительстве), останется главным вектором российского Минфина.
По словам Назарова, придерживаться такой линии будет достаточно сложно с политической точки зрения. Кроме того, эта позиция, как он считает, будет противоречить ряду инициатив, о которых говорилось Медведевым - например, направлению 20 трлн рублей на гособоронзаказ и повышению выплат военнослужащим, а также выполнению взятых на себя социальных обязательств - в частности, по выплате пенсий.
Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич разделяет опасения коллеги. Он тоже полагает, что бюджетный дефицит при выполнении заявленных социальных программ и расходов на оборонку будет скорее расти, чем сокращаться. Особенно в случае колебаний нефтяных цен.
Есть в этой сфере и еще один тезис, с которым согласны и эксперты, и новый премьер. Нужно не только повышать расходы бюджета, но и, что еще важнее, их оптимизировать. Повышать эффективность использования средств и бороться с бессмысленными тратами и коррупцией. Звучит красиво. Остается только надеяться, что в правительстве знают, как этого добиться на практике.
Экономическое развитие: в двадцатку через сороковку
«Главная задача нового правительства в экономике - улучшить инвестиционный климат», - утверждает Евсей Гурвич. И он, и Назаров говорят, что очень важно решить поставленную Путиным в одной из предвыборных статей цель: перейти со 120 на 20 место в авторитетном международном рейтинге стран Doing Business.
Очень перспективный подход к этому, по словам Гурвича, проводится в рамках Агентства стратегических инициатив, когда препятствия для бизнеса снимаются поэтапно во взаимодействии с самим бизнесом.
Конкретно этого подхода Дмитрий Медведев в речи не касался, однако названный рейтинг упомянул, сказав, что вначале нужно войти в первые 40 стран, а потом как программа максимум, в двадцатку.
Кроме того, с инвестициями эксперты отмечают ту же проблему, что и с расходами бюджета - их низкую эффективность в связи с коррупцией, устаревшими технологиями и отсутствием стимулов для работников повышать производительность и качество своего труда.
Гурвич также считает нужным переломить тенденцию расширения нерыночного сектора, который живет по особым законам и фактически выведен из зоны действия нормальных рыночных механизмов. Речь здесь идет про госкорпорации и государственные монополии. Назаров отмечает, что засилье монополий подстегивает рост инфляции, с которой государство вроде бы активно борется.
Сокращать госсектор, по мнению экономистов, нужно, например, за счет приватизации. Про возможную приватизацию части государственной собственности говорил и Медведев, но достаточно осторожно, не давая каких-то конкретных обещаний и сроков.
Пенсионная система: реформа еще и не начиналась
Важным моментом в выступлении Дмитрия Медведева стал вопрос о демографии. Кандидат на премьерский пост говорил депутатам об успехах демографической политики российского правительства, о том, что в 2011 году Россия, наконец, достигла уровня рождаемости 1987 года, и о том, что впервые средняя продолжительность жизни оказалась больше 70 лет.
Упор на эту информацию был не случаен. Как известно из первого пакета указов президента Владимира Путина, одним из первоочередных его нововведений будет возможность добровольного повышения пенсионного возраста в обмен на более высокую пенсию впоследствии.
Многие опасаются, что это - лишь первый шаг к общему повышению пенсионного возраста в России, что определенно будет расценено многими как болезненный и непопулярный шаг.
Но с повышением среднего возраста повышать и возраст пенсионный логично, иначе соотношение работающих и пенсионеров станет непосильной ношей для первых и для бюджета. Об этом говорят многие эксперты и таков вектор эволюции социальной политики развитых стран.
Впрочем, в выступлении Медведева об этом сказано не было. Однако ему пришлось обозначить свою позицию в ответ на прямой вопрос депутата от «Справедливой России» Оксаны Дмитриевой. Позиция показалась двойственной. Медведев не сказал прямо, что пенсионный возраст надо повышать, но из его слов было ясно, что проблема есть, и, так или иначе, решать ее правительству придется.
Ухудшение пропорции числа работающих и пенсионеров и необходимость пенсионной реформы отмечают и Владимир Назаров, и Евсей Гурвич. Этому же была посвящена недавняя статья первого заместителя председателя Банка России Алексея Улюкаева.
«Пенсионная реформа не то что не завершена, она по большому счету даже не начиналась. Придется решать все вопросы одновременно: какой быть накопительной пенсионной системе, во сколько уходить на пенсию, каков должен быть стаж для получения минимальной пенсии и максимальной», - рассказывает Назаров.
В качестве смежной социальной проблемы эксперты называют проблему бедности, которая может быть изжита только через две вещи: экономический рост и адресную социальную помощь. Про то, что помощь должна быть адресной и про то, что у депрессивных регионов должны быть повышающие коэффициенты, говорил с думской трибуны и Медведев.
Здравоохранение: серьезная кадровая проблема
Евсей Гурвич считает, что России нужна комплексная реформа здравоохранения, включающая изменение механизма финансирования отрасли и ее реорганизацию. «У нас, например, число больничных коек на душу населения больше, чем в развитых странах, а оборудование больниц слабое», - сетует он.
В последние годы руководство страны объявило одним из своих приоритетов модернизацию здравоохранения. Этой отрасли неоднократно выделялись немалые деньги, на которые строились и реконструировались медицинские центры и больницы, закупалось дорогое высокотехнологичное оборудование.
Однако параллельно с этим в здравоохранении развивалась серьезная кадровая проблема, которую отметил в выступлении и Дмитрий Медведев. Эксперты давно предупреждают, что стране грозит острая нехватка квалифицированных врачей, вызванная низкими зарплатами в отрасли и невысоким социальным статусом врача.
«Зарплата отражает востребованность специалиста, и у меня сложилось впечатление, что государству сегодня не нужны высококвалифицированные врачи, их знания и навыки», - сказал РИА Новости ведущий нейрохирург НИИ нейрохирургии им. Бурденко Юрий Кушель.
Руководство страны не раз делало заявления о том, что зарплата врачей будет поднята до достойного уровня. Медведев снова эти заявления повторил. За два ближайших года он обещал индексацию на 30-35%.
Впрочем, прибавки к зарплате не могут стать панацеей при решении кадровой проблемы. По мнению Юрия Кушеля, выпускники медицинских вузов сегодня недостаточно подготовлены, а через несколько лет ситуация обострится еще сильнее, потому что многие преподаватели медвузов достигли пенсионного или предпенсионного возраста.
Болевой точкой в работе системы здравоохранения остается заявленное в новом законе об охране здоровья, но не до конца обеспеченное на практике право пациента на выбор лечебного учреждения, полагает президент Национального агентства по безопасности пациентов Алексей Старченко.
«В системе ОМС предусмотрен внерыночный механизм «обрезания» выплат врачу, - пояснил РИА Новости эксперт. - Условно говоря, если врач принял сто больных, то получит деньги за сто; принял двести - получит все равно за сто. А если вдруг начнется эпидемия, и страховая компания оплатит врачу прием двухсот больных, то она будет оштрафована территориальным фондом ОМС на очень серьезную сумму».
Этот механизм, по мнению Старченко, делает невыгодным для медицинского учреждения увеличение числа прикрепленных к нему пациентов, что косвенно ограничивает возможности больных по выбору клиники.
Тем не менее, Дмитрий Медведев снова говорил о важности именно выбора пациентом клиники и врача и повышения конкуренции в системе обязательного медицинского страхования.
Образование: достичь консенсус с обществом
Касаясь приоритетов в образовании, кандидат в премьеры подчеркнул важность соблюдения принципа равных возможностей, обеспечения его доступности и качества. За 3 года, по его уверению, правительство выделит на эту сферу 120 млрд. рублей. Еще столько же должны дать регионы.
Перед российским образованием сегодня стоит масса разнородных задач, которые различаются в зависимости от его ступени. Основными проблемами дошкольного образования, не решенными до сих пор, эксперты называют вопросы повышения оплаты труда педагогов и увеличения числа мест в детских садах.
«Особенно остро сегодня нуждаются в обеспечении местами дети 1,5-3 лет, спрос среди них удовлетворен всего лишь на 32%», - рассказала РИА Новости директор Института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина Абанкина.
Министерству Андрея Фурсенко не удалось достичь консенсуса с обществом и профессиональным сообществом по ряду вопросов школьного образования. Среди них главным остается разработка образовательного стандарта для старшей школы, отметила эксперт.
«Несмотря на явно современные идеи вариативного образования, которые предлагались в этом стандарте, поддержки общества, части экспертов и педагогического сообщества они не получили, - рассказала она. - Спор внутри профессионального сообщества оставил глубокую неудовлетворенность качеством старшей школы и системой образования в целом».
Дмитрий Медведев тоже достаточно подробно затронул этот момент. По его словам, несмотря на разность подходов, закон необходимо принимать. Кандидат на кресло премьера уверенно заявил, что сделать это нужно в этом году, для чего Госдума должна начать рассмотрение итоговой редакции документа уже летом.
В последние годы руководство страны взяло курс на сокращение числа неэффективных вузов, их слияние с более успешными университетами. Тем не менее, проблема некачественного высшего образования остается актуальной.
«Многие вузы сегодня слабо связаны с приоритетами регионального развития, отстают в развитии и обновлении, их конкурентоспособность очень низкая, - пояснила Ирина Абанкина. - Во многом они занимаются консервативным воспроизводством отраслевых подходов, которые сегодня не отвечают современным вызовам».
Вопреки ожиданиям, Минобрнауки пока не удалось сделать серьезный шаг в интеграции науки с образованием в вузах, даже в исследовательских университетах, что отразилось и на неудовлетворительном положении российских вузов в международных рейтингах.
Медведев в своей речи и в ответах на вопросы дважды подчеркивал это обстоятельство. Он сказал, что качество высшего образования надо повышать, а в первую сотню мировых лидеров должны войти, как минимум, пять российских вузов.
«За годы, которые министерством руководил Андрей Фурсенко, произошел запуск изменений в системе образования, но управление этими изменениями, во многом, происходило в ручном режиме, - отметил руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. - Задача следующего министерства - сделать эти изменения институциональными, чтобы системой образования управляли нормы и правила, а не только отдельные люди».
Акценты и перспективы: важно знать Руссо
Среди других важных направлений, на которых делал акценты в своей речи Дмитрий Медведев, можно выделить продолжение едва пока наметившегося курса на децентрализацию власти, на повышение роли региональных и муниципальных властей.
Кроме того, премьер собирается существенно облегчать налоговую нагрузку на малый и средний бизнес. Немалое внимание в его речи было уделено развитию инфраструктуры, транспорта, жилищному строительству и улучшению жилищных условий нуждающихся граждан России.
Под занавес своего выступления, и это, пожалуй, необычно, Дмитрий Медведев назвал одним из приоритетов будущего кабинета министров культуру. Новый председатель правительства выразил беспокойство ее состоянием и общим падением нравов.
По словам Медведева, в ближайшее время на развитие этой сферы будет выделено 200 млрд. рублей, половина из которых уйдет на реставрацию региональных памятников культуры и провинциальные музеи. Также он обещал, что к концу года заработает масштабный интернет-портал «Культура России».
Премьер-министр в пространной речи ни разу не обмолвился о внешней политике (это считается сферой ответственности президента), а также о реформе полиции и состоянии дел с преступностью, тюрьмами и правоохранительными органами.
В самом конце выступления Медведев процитировал французского просветителя Жана-Жака Руссо, который говорил, что важно не только уметь создавать законы, а важно понимать и изучать пригодность законов для общества. Действительно, реализация задач, стоящих перед новым правительством, во многом будет зависеть оттого, окажутся ли его законопроекты и указы пригодны для России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции