МОСКВА, 27 апр - РИА Новости. Заявление президента РФ Дмитрия Медведева о его консерватизме следует воспринимать в контексте его отношений с правящей "Единой Россией", которую он согласился возглавить; а утверждения относительно двух- или трехпартийной системы в РФ в будущем можно делать только основываясь на волеизъявлении избирателей, считают большинство опрошенных РИА Новости политологов.
Медведев в пятницу признался на встрече с активом партии в пятницу, что всегда был консерватором и "никогда по своим убеждениям не был либералом". Медведев отметил, что главным принципом ЕР должна быть выборность и во всех выборах должны участвовать только победители праймериз. По его мнению, глава российского государства в перспективе также должен быть членом партии. При этом Медведев прогнозирует, что в будущем в РФ сохранятся две-три партии, в том числе единороссы и "какие-то социал-демократы", которые "должны появиться из коммунистов вместе с кем-то или еще каким-то образом".
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин отмечает, что Медведев всегда был жестким администратором и "в либерализме никогда не был замечен". "Когда Дмитрий Медведев был позиционирован в 2007 году на Давосском экономическом форуме в качестве либерала, многие знающие и работающие с ним эксперты откровенно рассмеялись", - сказал Мухин РИА Новости.
По словам эксперта, после Давосского форума действующий президент стал восприниматься "чуть ли ни как либеральное знамя". Сейчас позиционирование Медведева в качестве консерватора крайне прагматично: он должен выглядеть своим для "Единой России", которую собирается возглавить, отмечает собеседник агентства.
"Это его политическое заявление крайне удачно ложится именно в контекст существования как Дмитрия Медведева, так и "Единой России", - полагает Мухин.
Комментируя заявление Медведева о партийном президенте, политолог высказал мнение, что избранный президент Владимир Путин может получить партийный билет уже в 2016 году. "Скорее всего, он получит билет Народного фронта", - считает политолог.
При этом он не исключает, что в России действительно может сложиться двух-трехпартийная система. К следующим выборам в Госдуму КПРФ и "Справедливая Россия" могут образовать союз, полагает эксперт.
"Проблема "ЕР" - не праймериз"
В свою очередь генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, комментируя РИА Новости утверждение президента РФ о том, что в России в будущем сохранятся две-три партии, в том числе единороссы и "какие-то социал-демократы", называет это "выдачей желаемого за действительное".
"Не дело уходящего президента, будущего премьера и лидера России определять, сколько каких должно быть партий. Это дело нас, избирателей. Мы решим, какие нам нужны партии", - сказал Хомяков, добавив, что это можно сделать только в условиях честной и прозрачной избирательной кампании.
По его мнению, пока существует КПРФ, партии и движения социал-демократического толка серьезную конкуренцию на левом фланге ей составить не могут.
"Сколько бы их ни пытался кто-либо плодить, будь то снизу или сверху, - не получится... И я как-то не очень уверен, что "Единой России" обеспечена долгая и безоблачная жизнь. Посмотрим, что она будет получать в ходе грядущих региональных выборов", - сказал политолог.
Комментируя заявление Медведева о том, что президент в перспективе обязательно должен быть партийным, Хомяков выразил надежду, "что это произойдет, но только тогда, когда к власти придет оппозиция".
Говоря об отрицании Медведевым своей принадлежности к либералам, собеседник агентства напомнил, что многие эксперты всегда относили Медведева как раз к политикам либерального толка. По словам Хомякова, "это его (Медведева) право - себя оценивать и говорить, что он теперь стал консерватором".
"Вопрос в другом: для любой партии очень важно наличие персонифицированного носителя идеологии", - отметил собеседник агентства. В пример он привел либерал-демократов с олицетворяющим их идеологию Владимиром Жириновским и коммунистов, у которых "такой персонификатор идеологии - это товарищ Ленин, лежащий в Мавзолее, а Зюганов - живое его воплощение".
"В "Единой России" такой фигуры нет. Ни Путин, ни Медведев не являются персонификаторами, носителями идеологии. Поэтому можно называть себя сегодня либералом, завтра консерватором, послезавтра социал-демократом, это мало повлияет на суть "Единой России", - считает Хомяков.
Он также выразил сомнение, что заявление Медведева о том, что главным принципом ЕР должна быть выборность на всех уровнях, удастся претворить в жизнь в случае с "партией власти".
"Я что-то сомневаюсь, слушая этот тезис, что Дмитрий Анатольевич осознает, какую партию он собирается возглавить. Если устроить праймериз в нынешних условиях, когда большинство региональных, местных отделений возглавляют главы исполнительной власти, то этот праймериз можно не проводить", - считает Хомяков.
По его мнению, главная проблема "Единой России" не в праймериз, а "в том, что она срослась и находится под контролем исполнительной власти".
"Двупартийную систему нельзя создать сверху"
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что, поскольку Медведев возглавит "Единую Россию" - партию с консервативной идеологией, ему надо соответствовать этому имиджу. Он отмечает, что если сравнивать Медведева с силовиками, то президент, безусловно, либерал. Однако если проводить аналогию с западными либералами, то главу государства таковым назвать нельзя, добавляет политолог.
"Ряд его реформ были либеральными. Другой вопрос, что с российскими либералами у него отношения не сложились, поскольку они ожидали от него чего-то существенно большего в либеральном направлении", - сказал РИА Новости Макаркин.
На посту премьер-министра Медведев будет проводить рыночную политику, но ждать от него критического либерализма не стоит, не только потому, что он возглавит консервативную партию, но и потому, что за политику в России официально отвечает глава государства, говорит эксперт.
По его мнению, перспектива партийного президента в России пока довольно размыта, поэтому давать какие-то прогнозы в этой ситуации сложно. При этом политолог не отрицает возможности того, что к 2018 году у президента будет партбилет.
Говоря о партиях, Макаркин отмечает, что двух- или трех партийная конструкция возможна в России только в том случае, если это не будет инициативой сверху.
"Создать партии сверху невозможно. Заставить коммунистов "социал-демократизироваться", при том, что у коммунистов есть свой электорат, который голосует за бренд КПРФ, невозможно...Может быть, произойдут какие-то процессы в "Справедливой России", или будет создана какая-то новая партия, о чем часто говорят (депутаты Госдумы, эсеры - Геннадий) Гудков, (Илья) Пономарев", - полагает Макаркин.