МОСКВА, 26 апр - РИА Новости. Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что глава государства не может помиловать никого из осужденных, включая экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского, без прошения о помиловании.
"Без обращения о помиловании не может быть рассмотрения", - сказал Медведев, отвечая в интервью пяти российским телеканалам на вопрос, возможно ли помилование Ходорковского.
В то же время, комментируя длительное заключение Ходорковского и экс-главы МФО "Менатеп" Платона Лебедева, президент отметил, что власти должны задаться вопросом: "Почему такое количество людей находятся на зоне".
Ходорковский получил 13 лет колонии за хищение нефти и отмывание выручки. Адвокат экс-главы ЮКОСа Юрий Шмидт заявил 23 апреля, что его подзащитный не собирается обращаться к президенту РФ с прошением о помиловании.
В то же время, комментируя длительное заключение Ходорковского и экс-главы МФО "Менатеп" Платона Лебедева, президент отметил, что власти должны задаться вопросом: "Почему такое количество людей находятся на зоне". "Надо ли нам, чтобы в современных условиях, в XXI веке, такое количество людей осуждалось к лишению свободы?", - заявил глава государства.
Ходорковский получил 13 лет колонии за хищение нефти и отмывание выручки. Адвокат экс-главы ЮКОСа Юрий Шмидт заявил 23 апреля, что его подзащитный не собирается обращаться к президенту РФ с прошением о помиловании.
В понедельник стало известно, что Медведев подписал указ о помиловании Сергея Мохнаткина, получившего 2,5 года лишения свободы за нападение на милиционера 31 декабря 2009 года на несанкционированном митинге на Триумфальной площади в Москве. Правозащитники утверждали, что он не участвовал в акции, а вступился за одну из митинговавших, которую задерживал милиционер. Адвокат Мохнаткина сообщил, что его подзащитный обращался к главе государства с просьбой о помиловании.
Медведев отметил, что когда он начинал свою работу на посту президента, в стране было около миллиона заключенных.
"За то время, пока я работал, их количество уменьшилось на одну пятую часть. Их сейчас около 800 тысяч", - сказал президент.
Он отметил, что суровость наказания его зачастую удивляет.
"Украл мобильный телефон - два года лишения свободы. Выловил в пруду... семь карпов - полтора года лишения свободы. Но какой в этом смысл?", - спросил он.
"Человек, который действительно совершил по сути что-то среднее между административным проступком и уголовным преступлением, погружается на год - на два в места не столь отдаленные и выходит уже вполне закоренелым преступником с уголовной лексикой и уголовными мозгами", - сказал президент.
"Это действительно государственная проблема, и касается она не только Ходорковского, Лебедева или каких-то других людей. Она касается огромного количества людей, которые отбывают наказание", - отметил Медведев.
Он подчеркнул, что каждый осужденный вправе добиваться своего освобождения и пересмотра приговора.
"Но это не означает, что сам суд должен без ходатайства осужденного начинать эти процессы. Это всегда стимулируется самим человеком во всем мире. И при всем моем уважении к некоторым коллегам, которые там подписали соответствующие бумаги, не основанные ни на букве конституции, ни на духе закона, говорить о милосердии можно, но это милосердие должно быть все-таки связано с волей лица, которое подверглось ответственности", - отметил президент.
По его словам, может быть и так, что если президент помилует осужденного без обращения, фактически это может способствовать нарушению права человека добиваться полной реабилитации.
"Что произойдет? Президент помиловал, но пятно-то осталось. И в этом случае получится, что президент нарушил желание человека добиться полного оправдания, если он, конечно, об этом не написал, то есть он вклинился в процесс доказательства его полной невиновности. Поэтому это, на мой взгляд, ни юридически, ни фактически (не) состоятельная позиция", - отметил Медведев.