Сергей Мохнаткин был задержан 31 декабря 2009 года на Триумфальной площади, где в этот день проходил несанкционированный митинг. Поводом для задержания послужило нападение на сотрудника правоохранительных органов. Сам Мохнаткин, впрочем, утверждал, что он оказался на площади случайно, а ударил полицейского в ответ на его агрессию, последовавшую за замечанием о грубом обращении с пожилой женщиной.
11 января 2010 года против Мохнаткина было возбуждено уголовное дело по части второй статьи 318 УК РФ ("Применение насилия в отношении представителя власти"). 1 июня суд вынес постановление об аресте - вопреки возмущениям правозащитников, утверждавших, что Мохнаткин был арестован "обманным путем при вызове, якобы, для опознания тех, кто его избивал".
9 июня 2010 года Тверской суд Москвы приговорил Сергея Мохнаткина к 2,5 годам колонии общего режима, признав его виновным и назначив ему наказание ниже низшего предела, которое положено по части 2 статьи 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти). Обвинительный приговор вызвал широкий общественный резонанс: правозащитники в один голос утверждали, что осужденный оказался на Триумфальной площади случайно и заступился за пожилую женщину, которую задерживал майор полиции, а в итоге полицейский обвинил его в нападении.
Как сообщили РАПСИ в фонде "Общественный вердикт", оказывающем Мохнаткину правовую помощь, прокуратура Москвы и прокуратура Тверского района столицы не рассмотрели заявления осужденного о привлечении к уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов, незаконно, по его мнению, применивших к нему физическую силу при задержании.
Дело Мохнаткина, взволновавшее общественность, в конце концов, привлекло к себе внимание высших властей. 23 апреля 2012 года стало известно, что Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о помиловании осужденного. Мохнаткин к этому моменту находился в тюрьме почти два года.
Однако на следующий день выяснилось, что помилованный заключенный не только не вышел из колонии, но и оказался в помещении камерного типа. Туда его посадили якобы за совершенное нарушение. Как заявили представители исправительного учреждения, в ходе проверки у осужденного был найден мобильный телефон - вещь, в колонии запрещенная. Сам Мохнаткин сообщил, что помилованию рад безмерно, однако никакого телефона у него на самом деле не было.
"Для меня, честно скажу, это была неожиданностью. Реально я не рассчитывал на это. Мне адвокат сообщил - а он узнал из СМИ, а не по каким-то официальным каналам. Внутри у меня - как будто в космос взлетел, неожиданно. Вещи, которые у меня в ПКТ, собрал в тот же день. Я сейчас нахожусь в помещении камерного типа. Мне вменили, что у меня была запрещенная вещь - мобильный телефон".
"У меня здесь много накопилось наказаний, но я не соглашаюсь ни с одним из них. Отношения с администрацией не сложились с тех пор, как написал заявление о переводе в колонию-поселение, в колонию более мягкого режима. У меня заявление не приняли, я с этим не согласился - и пошло. До подачи заявления у меня все было чисто в личном деле", - добавил он.
Конфликты Мохнаткина с начальством колонии не были редкостью. В исправительном учреждении его считали "сложным человеком". Начальник исправительной колонии №4 Торжка Александр Васильев, например, отозвался о нем как о "натуре провокационной".
"Много было статей в прессе, что его избили, якобы избил заместитель по воспитательной работе. Когда ко мне поступила информация, в течение 20 минут пригласил трех врачей - на нем даже покраснений не нашли. Через два дня мы его направили в областную больницу, но там тоже ничего не нашли. Это не единственный случай", - отметил он, добавив, что "никакой Мохнаткин не политический заключенный, 31 числа он просто не сдержался из-за своего характера".
25 апреля Мохнаткин по-прежнему находился в колонии, так как документы на его освобождение все еще не поступили. Правозащитники все громче выражали свое возмущение задержкой, называя это произволом, возникшим по причине чиновничьей волокиты.
"Это, конечно, полнейший произвол и предмет подачи обращения сначала в национальные суды, а потом в Европейский суд по правам человека", - заявил специалист по правам заключенных Владимир Гладков.
А сам Сергей Мохнаткин, который, несмотря на возникшие трудности, все же готовился к выходу на свободу, обратился с просьбой к руководству колонии. Бывший заключенный попросил разрешить ему взять с собой кошку. Животному кто-то отдавил лапу на зоне, Мохнаткин приютил её и дал кличку - Цига. По словам бывшего заключенного, кошка - исключительная красавица и умница.
В колонии, однако, на просьбу ответили отказом по причине того, что кошки не стоят на балансе исправительного учреждения, а пробираются на территорию через ограждение. Поскольку к тому моменту Мохнаткин все еще находился в помещении камерного типа, выходить на свободу он должен был оттуда. Никаких кошек в ПКТ быть не может, значит, покинуть помещение Мохнаткин должен был один.
Вечером 25 апреля Сергей Мохнаткин наконец покинул тверскую колонию. У ворот его встречали журналисты и правозащитники - Мохнаткин одинок, детей у него нет, а дальние родственники к нему не приехали.
Бывший заключенный выглядел осунувшимся и уставшим. Сотрудник колонии, который выпускал Мохнаткина, выдал ему конверт с деньгами, заработанными в заключении, и попросил пересчитать, однако тот отказался.
Позже, когда журналисты пригласили помилованного заключенного на чай, он рассказал, что в колонию намерен вернуться. Мохнаткин хочет привезти книги в тюремную библиотеку. А еще он заберет свою "умницу и красавицу", кошку Цигу.
"Есть книги, списанные из крупных фондов, я собираюсь привезти и их в тюремную библиотеку, потому что там очень бедная библиотека", - сказал он. На вопрос, что ждет оставленную в колонии кошку, Мохнаткин ответил: "Обязательно за ней вернусь".