ОСЛО, 19 апр - РИА Новости, Анастасия Яконюк. Обвиняемый в совершении теракта 22 июля прошлого года норвежец Андерс Брейвик, процесс по делу которого проходит в окружном суде Осло, на перекрестном допросе в четверг подробно рассказал о подготовке к теракту, о том, кого собирался убить в те дни и о еще более жестоких планах, которые не удалось реализовать.
Процесс над Брейвиком начался в суде Осло в понедельник. Он обвиняется в том, что 22 июля прошлого года устроил взрыв в правительственном квартале Осло, в результате которого погибли восемь человек, и в стрельбе в молодежном лагере Рабочей партии Норвегии на острове Утёйя, где обвиняемый расстрелял 69 человек.
Четверг стал самым эмоциональным и тяжелым днем для родственников погибших и пострадавших во время прошлогоднего теракта. Брейвик подробно рассказал не только об обстоятельствах подготовки и реализации своих целей, но также сообщил о планах, которые не смог воплотить в жизнь по разным причинам.
Многие присутствующие в зале, в том числе адвокаты сторон, по наблюдениям журналистов, не могли сдержать слез.
Компьютерная игра - тренажер для убийства
В ходе допроса Брейвик сообщил, что весь 2006 год посвятил игре на компьютере.
"Я играл в World of Warcraft 16 раз в день в течение всего года. Только играл, ел и спал", - пояснил Брейвик.
Играть в онлайн-игру Брейвик отправился к своей матери после того, как в 2006 году закрылась его фирма. Он сообщил, что хотел сэкономить деньги для подготовки к теракту, а у матери было дешевле жить. К этому моменту Брейвик имел в своем распоряжении около миллиона крон (167,4 тысячи долларов).
На вопрос прокурора, в этом ли году Брейвик принял окончательное решение устроить теракт, подсудимый ответил утвердительно. Кроме того, он добавил, что компьютерная игра помогла ему разработать стратегию и тактику нападения.
Многопользовательская онлайн-игра World of Warcraft была выпущена в конце 2004 года. Сейчас эта виртуальная вселенная насчитывает примерно 12 миллионов подписчиков по всему миру.
После двойного теракта 22 июля прошлого года видеоигры World of Warcraft и Call of Duty - Modern Warfare изъяты из продажи в Норвегии. Поводом к этому послужило заявление Брейвика о том, что именно с помощью этих игр он готовился к своим преступлениям. Решение было принято ритейлерами из уважения к близким погибших.
Пистолет по имени Мйолнер
Один из главных вопросов, в котором суду необходимо разобраться детально - где Брейвик покупал оружие и кто ему в этом помогал.
Сам подсудимый пояснил, что, поскольку приобрести оружие в Норвегии легально крайне трудно, ему пришлось вступить в стрелковый клуб, членство в котором давало ему возможность покупать оружие и тренироваться в стрельбе.
Каждому виду оружия Брейвик дал имена, пояснив, что такая традиция существовала и у скандинавских викингов, и у многих других воинственных народов.
"Великий испанский герой Эль Сид (El Cid), который сражался против ислама в Андалусии, дал имя своему мечу, о подобных фактах мы также знаем из скандинавской мифологии", - отметил Брейвик, пояснив, что именно из скандинавских мифов брал имена для своего оружия.
Брейвик рассказал, что одно из ружей он назвал Гунгниром (Gungnir) - так называлось копье скандинавского бога Одина, которое было наделено магической силой возвращаться к хозяину.
"Глок я назвал Мйолнером (Mjolner) - так назывался молот бога Тора, а автомобиль получил имя Слейпнер по кличке восьминогого коня бога Одина. Имена были написаны рунами", - сообщил обвиняемый.
"Я считаю, что это прекрасная европейская традиция, которая жива до сих пор. Многие норвежские солдаты в Афганистане давали имена своему оружию", - заявил он.
Кроме того, Брейвик сообщил, что долгое время тренировался и накачивал мускулы, а также принимал стероиды, чтобы быть в хорошей физической форме и переносить тяжелое оружие и взрывчатку.
План-максимум: три бомбы и массовый расстрел
Рассказывая об организации взрыва в правительственном квартале, Брейвик сообщил, что реализовал только часть задуманного. Изначально он планировал взорвать три бомбы общим весом в 2,5 тонны.
"
Первой целью для взрыва был правительственный квартал, второй - главный офис рабочей партии. Для еще одного взрыва я поначалу выбрал редакцию газеты Aftenposten, но там было слишком много мирных людей, и я отказался от этой идеи. Насчет третьей цели я не был уверен. Я думал о королевском дворце в качестве третьей цели", - сказал Брейвик, пояснив, что не собирался причинить вред самой королевской семье и выбрал бы момент, чтобы она отсутствовала, поскольку, как и многие националисты, поддерживает монархию.
Кроме того, в качестве возможных целей взрыва он рассматривал редакции газеты Dagbladet, общественной телерадиокомпании НРК и несколько других.
"Однако сделать бомбы оказалось намного труднее, чем я думал. Возникло несколько проблем. У меня не хватило компонентов", - сказал подсудимый.
Готовя взрыв в правительственном квартале, Брейвик предполагал, что в результате этого теракта здание правительства должно обрушиться, а все члены кабинета министров, включая премьера, который был основной целью, - погибнуть.
Брейвик отметил, что свои шансы на выживание после трех взрывов он оценивал в 5%, но если бы ему все же удалось выжить, он бы, возможно, отправился в центр города и начал расстреливать прохожих.
"Я бы попытался казнить как можно больше людей", - сказал он.
Казнить, нельзя помиловать
Главной задачей террориста на острове Утёйя, по его словам, было атаковать политическую элиту в один из пяти дней, которые продолжалось собрание. В первый день его должна была посетить политический комментатор газеты Dagbladet Марте Мишелет, на следующий - министр иностранных дел Йонас Гар Стёре, затем бывшая премьер-министр Гру Харлем Брундланд. Затем должен был приехать нынешний премьер Йенс Столтенберг.
"Так что любой из пяти дней подходил для нападения", - сказал Брейвик, пояснив, что Стёре и Брундланд были для него наиболее привлекательными мишенями.
Он планировал взять с собой камеру и iPhone, чтобы запечатлеть гибель бывшей премьер-министра - ей он собирался перерезать горло, а видеозапись казни выложить в интернет. Второй целью был руководитель молодежного крыла партии Эскиль Педерсен, затем Брейвик принялся бы убивать участников лагеря.
"Я не планировал расстрелять (только) 69 человек, я хотел убить всех, используя воду как оружие массового поражения", - сказал Брейвик. По его словам, он считал, что многие молодые люди утонут от страха.
При этом обвиняемый отметил, что не хотел прослыть убийцей детей и планировал, что жертвами станут молодые люди старше 18 лет. Он был уверен, что в молодежное крыло партии могут вступить только те, кто достиг 16-летнего возраста, и что процент 16-17-летних подростков в лагере очень незначителен. О том, что среди расстрелянных были дети младше 16 лет, он узнал на следующий день после теракта.
"Я понимал, что за убийство молодых людей младше 18 лет меня будут критиковать. Я полагал, что смогу по внешнему виду понять, какого они возраста, но они поворачивались спиной и я не мог разглядеть лиц. Реализация замысла оказалась труднее, чем я предполагал", - отметил Брейвик.
На вопрос прокурора, как он сегодня оценивает свои действия, подсудимый вновь заявил, что поступил бы точно так же.