ИЕРУСАЛИМ, 14 апр - РИА Новости. Благодатный огонь, символизирующий нерукотворный свет Воскресения Христова, о котором говорил еще апостол Петр, сошел в храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Все свечи и светильники в храме были заблаговременно потушены. Огонь появился по молитвам о ниспослании чуда патриарха Иерусалимского Феофила III и тысяч паломников, заполнивших в Великую субботу накануне Пасхи храм Гроба Господня, площадь перед ним и прилегающие улицы.
Огонь появился, как и в предыдущие годы, в Кувуклии - часовне внутри храма Гроба Господня, над каменным ложем, на котором покоилось в Великую субботу погребенное Тело Христа. Именно там по вековому ритуалу молится о схождении Благодатного огня православный патриарх. Согласно древнему церемониалу, перед входом в Кувуклию одеяния патриарха Феофила III и сама часовня были тщательно осмотрены на предмет наличия каких либо средств для искусственного получения огня.
Ожидание огня после того, как патриарх Иерусалимский зашел в Кувуклию, в этом году заняло чуть более 10 минут. Верующие, собравшиеся в переполненном храме, обрадованные появлением святого огня, стали умывать им лицо и поздравлять друг друга с Пасхой. В храме Гроба Господня присутствовало много русскоязычных паломников из России, Украины и других стран, поэтому часто своды храма оглашались возгласом "Христос воскрес".
Как только ежегодно ожидаемое в канун Пасхи чудо произошло, патриарх Иерусалимский передал огонь столпившимся у Кувуклии верующим. В их числе и делегация Фонда Андрея Первозванного, которая доставит Благодатный огонь спецрейсом из Иерусалима в московский аэропорт Внуково-1, а затем в храм Христа Спасителя - на ночное пасхальное богослужение патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
Примечательно, что мусульмане также признают божественную сущность огня, происхождение которого до сих пор не объяснено наукой. Они присутствуют в иерусалимском храме Гроба Господня вместе с христианами и уносят частицы Благодатного огня домой.
Литания
Самое раннее упоминание о схождении Святого огня в канун Воскресения Христова (Пасхи) датируется IV веком.
Церемония получения Благодатного огня (литания) начинается с раннего утра и состоит из целого ряда ритуалов, включая осмотр и опечатывание Кувуклии. Раньше это делали турецкие стражники (Палестина входила в состав Османской империи), теперь - полиция.
Старшины православной арабской молодежи, сидя на плечах друг у друга и скандируя "нет веры, кроме веры православной, Христос - истинный Бог", просят Господа даровать верующим Благодатный огонь. Считается, что Спаситель приемлет и такое, несдержанное, по-детски наивное, но чистосердечное обращение.
Внутри храма также проходят торжественные процессии армянского, коптского и сирийского духовенства. Их традиционно сопровождают каввасы - стражники в турецкой форме, которые с древнейших времен нанимались для охраны христианских процессий. По мере продвижения сквозь толпу каввасы стучат специальными посохами о каменные плиты храма. Их действия, наряду с шумным поведением православных арабов, создают неповторимую атмосферу ритуального праздника.
В полдень от Иерусалимской патриархии начинается Крестный ход к Гробу Господню, который завершается перед входом в Кувуклию. В нее вносят большую лампаду, в которой должен возгореться огонь и 33 свечи (по числу лет земной жизни Спасителя).
Иерусалимский патриарх традиционно входит внутрь Кувуклии в одном полотняном подряснике - чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спички или что-либо еще, при помощи чего можно добыть огонь. Затем вход в часовню опечатывают - и наступает напряженная тишина в ожидании схождения Благодатного огня.
В народе существует предание: если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а люди в храме погибнут. Как правило, ожидание чуда длится от нескольких минут до нескольких часов. На это время в храме гасится свет. Держа в руках незажженные пасхалы (большие праздничные свечи), присутствующие молятся, каются в своих грехах и просят Бога даровать Благодатный огонь.
Некоторое время спустя в храме появляются необъяснимые всполохи света, которые как бы стекают по стенам и колоннам вниз, а из отверстия в куполе храма на Гроб Господень опускается вертикальный широкий столб света.
Вскоре в Кувуклии появляется Благодатный огонь, о чем радостными возгласами свидетельствуют стоящие рядом с ней верующие, выходит патриарх Иерусалимский и передает огонь (от свечи к свече) собравшимся в храме. Верующие, стоящие в первых рядах, зажигают свои свечи - и огонь молниеносно передается от одного человека другому. Иногда, по свидетельствам очевидцев, лампады и свечи в руках молящихся загораются сами собой.
Большинство держат в руках по несколько свечей, каждая из которых подобна факелу, - так что вскоре весь храм начинает буквально сиять огнем. Людей охватывает эйфория - и многие умываются Благодатным огнем. Примечательно, что первое время огонь этот обладает удивительным свойством - он не обжигает.