Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

Гельман: коллекционеры уехали, а чиновники не любят contemporary art

Один из самых влиятельных людей на рынке современного искусства Марат Гельман объяснил в интервью РИА Новости, почему он решил закрыть галерею на "Винзаводе", что сейчас происходит с коллекционерами современного искусства, почему страх за культуру поможет победить демократии в Перми.

Один из самых влиятельных людей на рынке современного искусства Марат Гельман объяснил в интервью РИА Новости, почему он решил закрыть галерею на "Винзаводе", что сейчас происходит с коллекционерами современного искусства, почему страх за культуру поможет победить демократии в Перми. Беседовала Мария Ганиянц.

- Почему вы решили расстаться со своей галерей "Марат&Юлия Гельман" на "Винзаводе", ведь она была одной из старейших и влиятельных галерей в Москве? Не жалко?

- Я действительно закрыл галерею, но пространство на "Винзаводе" продолжает работать. В этом помещении будет продюсерский центр "Культурный альянс", который будет показывать художников из провинции.

Никакой трагедии по поводу того, что галерея закроется, я не испытываю. Ведь галерейный мир стал неотъемлемой частью искусства лишь после Второй мировой войны. До этого искусство существовало без галерей столетиями, и я не исключаю, что галерея, как институт, который сопровождает художественную жизнь, в будущем вообще отомрет. Может этот период и кончится. А что до причин, которые побудили принять это решение, то они связаны с ситуацией на российском рынке современного искусства. Буду говорить только за свою галерею: 80% ее клиентов, российских коллекционеров, которые всерьез собирали современное искусство, сегодня покинули страну. Продавать больше некому, рынок исчез.

- По той же причине от коммерческой галереи отказались и Айдан Салахова и Елена Селина?

- У каждого свои причины, но есть общее понимание того, что происходит в стране. Фактически атмосфера, которая сейчас существует в России, прямо противоположна атмосфере, в которой происходит коллекционирование. Ведь коллекционер — это не просто богатый человек, это человек, который не скрывает своих честно заработанных денег и вкладывает их в собрание искусства. Но сегодня, у нас богатые люди в основном — чиновники, и у них совершенно противоположная задача — свои доходы не продемонстрировать.

Я знаю лишь одного бывшего министра, который не скрывает своего интереса к искусству и занимается коллекционированием. Это Александр Починок. Думаю, что общая причина того, что старейшие галеристы выходят из бизнеса заключается именно в этом.

- Но ведь во всем мире contemporary art собирают не только персоны из списка Forbes, но и средний класс. Почему в России нельзя на них сделать ставку? Тем более что цены на современных российских авторов, в большинстве своем довольно умеренные.

- Все не так просто, нужно учитывать законы рынка. Основная масса людей потребляет то, что имеет потребительскую ценность, а коллекционеры — это те люди, которые формируют потребительские ценности. Другими словами, именно эти лидеры, коллекционеры, объясняют среднему классу то, что сегодня имеет ценность.

Потом, опять-таки по законам рынка, появляются авангардные слои, которым ни в коем случае нельзя потреблять то, что потребляют все, и они создают новые потребительские ценности и так это волнами идет.

- А может некоммерческая культурная активность сама по себе породить слой коллекционеров современного искусства среди среднего класса?

- Повторюсь, проблема в атмосфере. Если у нас богатые люди так и будут стесняться того, что они богатые, если олигархический класс будет состоять из чиновников, то рынка не будет, к сожалению.

- Чем будет заниматься ваш продюсерский центр "Культурный альянс"?

- Будем привозить художников из провинции, реализовывать программу "Культурный альянс", в рамках которой есть договоры с 11 городами России. Признаюсь, что в последние полтора года я сильно поменял свое представление о том, что все художники переезжают в Москву. Я выяснил, что в провинции вполне серьезные люди, на уровне информации полностью интегрированы в международный контекст, хотя про их искусство мало где знают, но они получают всю информацию о том, что происходит.

Я думаю, что следующая волна, будет волна открытий не молодых художников, новой генерации, а вполне зрелых, состоявшихся, привезенных из Краснодара Ростова, Ижевска, Перми. Этим мы и будем заниматься.

- Кто кроме вас войдет в продюсерский центр, и каких художников вы привезете в Москву первыми?

- Я буду отвечать в "Культурном альянсе" за искусство, моя жена Юлия будет продюсировать дизайн-проекты, известный музыкальный продюсер Александр Чепарухин взялся за музыкальную составляющую, а критик и писатель Вячеслав Курицын — за литературную. Все продюсеры, наряду с руководителями 11 городов, между которыми существует ряд договоров, войдут в Совет директоров "Культурного альянса". А первым проектом станет выставка арт-дуэта "Город Устинов", которую мы откроем уже в сентябре. Это очень тонкие умные художники. Самые их популярные работы — из ниток, такое ощущение, что они сами по себе вырастают.

- После того, как затеявший культурную революцию губернатор Пермского края Олег Чиркунов объявил о своей досрочной отставке и затеял новые выборы, нет опасности, что ваше детище, музей современного искусства PERMM в здании Речного вокзала, да и вся культурная политика города окажется под угрозой в случае победы кандидата с другими взглядами?

- Конечно, хотелось бы ответить, что смена власти не отразиться на культуре, но, не могу. Очевидно, что те культурные завоевания, которые уже есть в Перми, останутся. Вопрос в том, будет ли при новом губернаторе Пермь развиваться, или останется в том же состоянии, что и сейчас.

Говорить, что опасности нет, было бы не умно. Надо чтобы все люди, для которых этот пермский проект стал важным, боялись его потерять, и сделали бы все, чтобы выиграл тот кандидат, который будет поддерживать проект. Думаю, что именно страх потерять некие культурные завоевания поможет выиграть демократическому кандидату. Хотя может все сложиться и по-другому. Знаю точно, что Чиркунов считает, что его задача — обеспечить честные, чистые и демократические выборы.

Читать интервью с министром культуры Пермского края Александром Протасевичем об изменениях в культурной политике региона >>

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала