МОСКВА, 1 апр - РИА Новости, Наталия Курова. Абсолютной российской премьерой назвал музыкальный руководитель Большого театра Василий Синайский дебют оперы Рихарда Штрауса "Кавалер розы" на Основной сцене, где в воскресенье состоялась генеральная репетиция спектакля.
Идея написать эту комическую оперу в духе Моцарта композитор предложил своему современнику писателю Гуго фон Гофмансталю. В 1911 году состоялась премьера "Кавалера розы" в Дрездене, которая прошла с триумфальным успехом. Первая постановка на советской сцене состоялась в 1928 году в Ленинграде.
"Во всем мире эта опера Штрауса очень востребована и ставится часто, - сказал в интервью РИА Новости Синайский, являющийся также дирижером-постановщиком спектакля. - И то, что она впервые появится на сцене Большого театра и после огромного перерыва в России вообще - это исторический нонсенс. Мы исправляем эту ошибку, и знакомим москвичей с самой яркой и мелодической оперой композитора".
Знакомство состоялось. Интерес проявлен огромный - зал Основной сцены исторического здания Большого театра сегодня был заполнен до отказа. И открытий для публики было немало. Во-первых, это комическая авантюрная опера - редкий жанр в репертуаре Большого театра. Во-вторых, впервые в Москве знаменитый английский режиссер Стивен Лоулесс, который, по его словам, очень любит работать с русскими, и даже был ассистентом Андрея Тарковского в его постановке "Бориса Годунова" в Ковент Гарден.
Это и возможность услышать первоклассных вокалистов - Стивена Ричардсона в роли Барона Окса, Анну Стефани (Октавиан), исполнительницу главной женской партии Маршальши Мелини Динер, которая потрясла всех не только прекрасным голосом, но и талантливой игрой, как драматическая актриса. Впрочем, в этом отличились практически все участники спектакля. И, наконец, это возможность восхититься невероятной красотой, которую создали на сцене художник Бенуа Дугардин, и художник по костюмам, а таковых в спектакле более 200, Сью Вилмингтон.
Эта оперная постановка в Большом - бальзам на душу тех, кто соскучился по яркому роскошному представлению, тех, кто устал от бесконечных стульев на сцене и примитивных обозначений сегодняшнего быта.
Вместо занавеса - панорама старой доброй Вены, которая открываясь, представляет в каждом из действий новое время: 18, 19 и 20 век. Единственный постоянный атрибут в каждом из них - это часы, настоящие действующие часы, подчеркивающие, как неумолимо бежит время. По мнению режиссера, опера Штрауса "пронизана идеей времени и тех изменений в жизни, которые приносит время не только в отношения людей, но и в социальные условия". Собственно говоря, это и натолкнуло режиссера на мысль ставить оперу в разных веках.
Первое действие проходит, как и задумано авторами оперы, в Вене в годы царствования императрицы Марии Терезии (1740-50 годы). Перед зрителями спальня супруги маршала Верденбега, где на пышном, в духе того времени, ложе Маршальша со своим юным любовником графом Октавианом. Затем неожиданный приезд кузена Барона Окса, что заставляет Октавиана переодеться горничной и бежать. Вообще в "Кавалере розы", многое напоминает сюжет "Свадьбы Фигаро" и даже его персонажей, здесь, как и там, есть и переодевания, и розыгрыши, и любовный треугольник.
Затем спальня превращается в салон Маршальши, куда приходят разные гости, где выступают артисты. Перед зрителями дефилируют дамы в пышных туалетах того времени, с грандиозными сооружениями на голове - париками, украшенными корзинами с фруктами, цветами. Каждое такой наряд - невероятно сложное сочинение, создателями которого стали виртуозные мастера Большого театра.
Во втором действии вступает в свои права 19 век. Меняются туалеты, манеры, обстановка. Зритель попадает в гостиную в доме Фаниналя, где царит волнение - ждут прибытия кавалера розы и жениха барона Окса для его дочери Софи. Все гости появляются из глубин огромных стеклянных шкафов, украшенных знаменитым фарфором в духе времени. И здесь новый поворот событий: Октавиан, только что клявшийся в вечной любви Маршальше, который приехал, чтобы вручить серебряную розу Софи перед приездом жениха, сам без памяти влюбляется в нее.
Третье действие - это уже ХХ век. Окраина Вены. Ресторан, тир, магазин, летнее кафе и публика уже совсем другая, облаченная в простые, без затей одежды. Здесь готовится розыгрыш барона Окса... В результате, как и полагается, все встает на свои места: Барон - некий прообраз Дон Жуана, наказан, Маршальша милостиво вручает юного Октавиана молодой девушке Софи.
"Венский маскарад и ничего больше" - такими словами Маршальша называет все, что произошло здесь. Но, по мнению режиссера, под маской скрываются более серьезные смыслы. Штраус, как и Моцарт в своих комических операх, "стремится к философской глубине в домашнем контексте".
И все это кроется в главной героине оперы "Кавалер розы" - музыке Рихарда Штрауса, которая царила сегодня в зале в прекрасном исполнении оркестра Большого театра под руководством дирижера Василия Синайского.
Надо сказать, что благодаря талантам, стараниям и усилиям всех, кто участвовал в создании этого оперного спектакля, публика, несмотря на то, что опера с антрактами идет более четырех часов, не покинула зрительный зал и в конце от души аплодировала исполнителям.