Константин Богданов, Владислав Гринкевич, Анна Курская, Мария Селиванова, обозреватели РИА Новости.
Представленный в среду Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года (Стратегия-2020) может рассматриваться как один из вариантов программы действий нового кабинета, считают независимые эксперты.
Они сравнили базовые положения этого доклада с опубликованными ранее программными статьями Владимира Путина и обнаружили как сходства, так и расхождения.
Новая модель экономического роста и новая социальная стратегия, по замыслу авторов Стратегии 2020, должна сделать Россию страной, благоприятной для жизни и развития человека.
А для этого стране надо обеспечить экономический рост нового качества, который предполагает ориентацию на постиндустриальную экономику.
РИА Новости при помощи экспертов провело сравнение базовых тезисов доклада экспертов Стратегии-2020 и программных статей Владимира Путина, опубликованных в СМИ в период предвыборной президентской кампании.
"Анти-Мюнхен" Владимира Путина>>
Кандидат Владимир Путин предлагает либерализацию на местах>>
200 слов про Путина и экзамен по русскому для мигрантов>>
Владимир Путин и предвыборная внешняя политика>>
Как выяснилось, по ряду базовых моментов у этих документов есть расхождения, по другим, не менее принципиальным, доклад расшифровывает, дополняет и предлагает механизмы реализации положений, содержащихся в упомянутых статьях.
Макроэкономика
Базовый макроэкономический тезис и в программных статьях Владимира Путина, и у экспертов Стратегии 2020 совпадает: стране нужна новая диверсифицированная экономика, не зависящая от сырьевой конъюнктуры, но являющаяся органичной частью мировой экономики. Путь к этому – развитие высокотехнологичных производств, повышение производительности труда, стимулирование частных инвестиций через устранение бюрократических барьеров, борьбу с коррупцией, развитее государственных и общественных институтов, снижение роли государства в экономике и инвестиций в человеческий капитал. Дополнительным условием является макроэкономическая стабильность, прежде всего, низкая инфляция.
Расхождения же, по мнению сторонних экспертов, объясняется разным понимании термина "новая экономика". Это предопределяет и другие различия двух программ.
"Путин говорит об индустриальной экономике, о новой индустриализации, он говорит о восстановлении обрабатывающей промышленности, – говорит заместитель директора института "Центр развития" Валерий Миронов. – А здесь [в докладе] – попытка создать условия для появления новых бизнесов, построить постиндустриальную экономику".
Соответственно, Владимир Путин говорит о выделении приоритетных отраслей (фармацевтика, высокотехнологичная химия, ИТ, авиастроение и т.д.) и поддержке стратегических предприятий, авторы же доклада настаивают на том, что в экономике не должно быть никаких "фаворитов", выращенных государством. Задача государства, по мнению авторов доклада – это улучшение делового климата, повышение инвестиционной привлекательности страны, развитие конкуренции и правил игры.
"Инновационный путь, как показывает мировой опыт, более рискованный – 50/50. Даже если государство предпринимает усилия по развитию инноваций, то в 50% случаях это удается, в 50% нет", – поясняет Валерий Миронов.
Некоторым экспертам кажется, что это не противоречия между прошлым и будущим, а лишь вариативность будущего. "Есть политический выбор, в чем видеть опорные отрасли для создания новой экономики, новой модели экономического роста – либо это высокотехнологичная промышленность, либо сфера услуг, – поясняет президент Института национальной стратегии (ИНС) Михаил Ремизов. – На мой взгляд, этот политический выбор Путин и авторы доклада делают совершенно по-разному".
Рынок труда
Различия в видении новой экономики определяет и приоритеты в формировании рынка труда. И Путин и авторы Стратегии-2020 (последние даже больше) говорят о необходимости опережающих инвестиций в человеческий капитал. Однако премьер в своих статьях настаивает на необходимости создания новых высокооплачиваемых рабочих мест с высокой производительностью труда. В докладе же экспертов Стратегии-2020 говорится о том, что "Россия не является страной с дешевой рабочей силой и, соответственно, будет проигрывать развивающимся странам в сфере массового промышленного производства", а потому нуждается в массовом (на уровне 700-900 тыс человек в год) привлечении дешевой рабочей силы из-за рубежа.
Михаил Ремизов уверен, что опережающие инвестиции в человеческий капитал и ставка на дешевый труд несовместимы. "Опережающие инвестиции в человеческий капитал подразумевают ставку на дорогую рабочую силу, на стратегию дорогого труда, – настаивает эксперт. – Дорогой труд при надлежащем технологическом оснащении является высокопроизводительным, соответственно дорогого труда не должно быть много". Кроме того, дорогой труд дает дополнительный стимул экономике за счет развития внутреннего рынка. Совместить высокотехнологичную экономику и дешевый труд, по версии Михаила Ремизова, можно только одним способом, за счет системы "социального апартеида, который предполагает, что сферы, в которые идут опережающие инвестиции, каким-то образом отделены от сектора дешевого и низкоквалифицированного труда".
Срок для приватизации
Тема приватизации – одна из ключевых сегодня, причем приватизация зачастую рассматривается как источник пополнения бюджета. Схему использования этого источника авторы рассматриваемых документов видят несколько по-разному.
В статье "О наших экономических задачах" Владимир Путин пишет, что он считает возможным "до 2016 года снизить долю участия государства в некоторых сырьевых и завершить процесс выхода из капитала крупных несырьевых компаний, которые не относятся к естественным монополиям и оборонному комплексу".
Экономист Владимир Путин. К какой школе он принадлежит?
Эксперты Стратегии-2020 говорят, что политика в сфере приватизации и управлении госсобственностью в 2012-2015 годах должна предусматривать минимум радикальных решений. Этот период – лишь подготовка к существенному сокращению участия государства в экономике, "чистка" неликвидов. Лишь в 2016-2020 годах эксперты советуют провести радикальное сокращение прямого участия государства в экономике.
Налоговая детализация
Приватизация вряд ли может стать источником средств, который может увеличить доходы бюджета или уменьшить его расходы. А вот налоговая политика – вполне. И потому весьма любопытно, что в этом вопросе расхождений в подходах рассматриваемых документов практически нет.
Владимир Путин отмечал, что стране "понадобится определенный налоговый маневр" и обозначил направления возможного роста фискальной нагрузки: дорогая недвижимость, потребление люксовых товаров, алкоголя, табака, сбор рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен.
Эксперты пожеланий премьера детализировали. Они предлагают ввести прогрессивное налогообложение имущества на основе кадастровой оценки недвижимости, а также заняться минимизацией льгот.
Вместо страховых взносов эксперты предлагают вернуться к ЕСН, ставка которого должна составлять 20-22%, а не 30%, как сейчас.
"Это абсолютно правильная постановка вопроса, потому что нынешняя модель уплаты страховых взносов – по сути страховой не является", – говорит Назаров. Бюджет ПФР сейчас несбалансирован на 3% ВВП. Этот дефицит покрывается за счет поступлений от других налогов, пояснил Назаров. Нужно оставить накопительную часть пенсии в 6%, которая отчисляется каждым человеком на себя, а остальные части пенсии ликвидировать и платить пенсии из бюджета.
Налоги на сырьевые отрасли эксперты предлагают повысить. В частности, НДПИ на газ должен стать прогрессивным и дифференцироваться в зависимости от условий добычи и внутренних цен, говорится в документе. Экспортные пошлины на нефть можно постепенно отменить, заменяя их повышенными ставками НДПИ и налогом на чистый доход нефтяных компаний.
Цена вопроса налогообложения сырьевиков достаточно высока, говорит Назаров. "Отмена экспортной пошлины и симметричное повышение НДПИ принесет федеральному бюджету примерно 2% ВВП. Этой суммой очень хорошо покрывается радикальное сокращение страховых взносов, – рассуждает он. – Увеличение налогообложения газовой отрасли принесет бюджету еще 0,4%-1% ВВП".
Оборона по средствам
Еще один источник экономии авторы доклада отыскали в сфере национальной обороны. Ими предложено снизить годовые бюджеты этого направления на 0,9% ВВП.
Если проанализировать предлагаемые авторами доклада меры по сокращению расходов, то следует признать, что существенную экономию можно будет получить только по одному из них – урезанию "Государственной программы вооружений на период до 2020 года". ГПВ-2020, напомним, утверждена в составе 20 трлн рублей для МО (и еще примерно 3 трлн на закупки иных силовых структур).
Все прочие предложения либо нереализуемы в нынешних условиях (дальнейшее сокращение ВС), либо сомнительны с точки зрения эффективности (отмена призыва и расширение доли контрактников, дальнейшее "распогонивание" служащих МО). И та, и другая категории, ко всему прочему, не способны дать требуемой финансовой отдачи (а нужно выгадать не менее полутриллиона рублей в год).
Таким образом, искомые 0,9% ВВП можно выкроить, только снизив объем трат на перевооружение армии. И по предварительным прикидкам, предложения "Стратегии-2020" формально не противоречат тезисам программной статьи Владимира Путина "Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России".
В этой статье из своего цикла предвыборных публикаций премьер указывал на необходимость коренного перевооружения армии, отмечая также некоторые показатели закупок военной техники (баллистических ракет, надводных кораблей и подводных лодок, боевой авиации, средств воздушно-космической обороны, бронетехники).
Владимир Путин нашел в "оборонке" тягач для всей экономики>>
Ряд экспертов указывает, что двадцатитрилионный бюджет ГПВ-2020 был сверстан с неплохим запасом, и план перевооружения может быть исполнен и за меньшие деньги – без серьезных потерь в количестве заказываемой техники – если обеспечить прозрачное ценообразование и строгое управление, а также снизить траты на второстепенные цели.
Социальная политика
Экономический рост нового типа нужен, чтобы страна могла осуществить новую социальную политику, которая, по мнению авторов "Стратегии-2020", должна быть направлена повышение качества человеческого капитала. Эта мысль полностью согласуется с содержанием программной статьи Владимира Путина "Строительство справедливости. Социальная политика для России".
При осуществлении новой социальной политики, наряду с поддержкой незащищенных групп населения, эксперты предлагают ориентироваться на интересы среднего класса, на соответствие более высоким социальным стандартам.
Значительная часть доклада экспертов Стратегии-2020 посвящена проблемам профессионального образования в стране. Ранее Владимир Путин писал в своей статье, что в последние 15—20 лет российская молодежь ориентировалась на получение высшего образования, которое стало сегодня обязательным условием любой карьеры. Возникла серьезная диспропорция на рынке труда, когда квалифицированные рабочие стали дефицитом.
Инерционный сценарий не устраивает и Путина>>
Эксперты "Стратегии-2020" поддержали меры решения проблем профобразования, предложенные Путиным: поднять зарплату преподавателям до уровня 200% от средней по региону, довести до 30% количество студентов вузов, обучающихся по программам прикладного бакалавриата, внедрить программы переподготовки и обучения "на рабочем месте".
Говоря о проблемах современной российской школы, эксперты отметили невысокий уровень грамотности у многих школьников, большой разрыв в успеваемости между учениками. По их мнению, решить эти проблемы помогли бы повышение доступности образования, развитие его вариативных форм, повышение прозрачности и расширение выбора для потребителя.
Проблема нехватки мест в детсадах стала предметом обсуждения и в статье Владимира Путина, и в докладе "Стратегии-2020". По мнению Владимира Путина, очереди в детские сады можно будет ликвидировать в течение ближайших четырех лет. В то же время эксперты в своем докладе отметили, что внутренние резервы системы дошкольного образования на сегодняшний день уже исчерпаны.
В этих, на первый взгляд, взаимоисключающих утверждениях нет никакого противоречия, поскольку в ближайшее время будет расти число мест в семейных, негосударственных и корпоративных детских садах, рассказала РИА Новости директор Института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина Абанкина. В качестве подтверждения она сослалась на подписанный 29 февраля президентом закон, предусматривающий гарантии госфинансирования негосударственных, частных школ и детских садов.
"План, озвученный Владимиром Путиным, вполне реален, – отметила она.- По новому закону негосударственные детсады будут получать такой же норматив финансирования, как и государственные, от субъектов федерации. Я думаю, что эта мера стимулирует развитие негосударственных детских дошкольных учреждений".
Эксперты "Стратегии-2020" коснулись и возможностей развития отечественной системы здравоохранения. Они предложили, наряду с поддержкой лечебной сферы, кардинально усилить меры медицинской профилактики и поддержку здорового образа жизни, поддержав предложения Владимира Путина по ужесточению запретов и ограничений на курение и употребление алкоголя.
Они также предложили увеличить затраты на оплату труда медицинских работников в 1,75 раза с введением механизма их аттестации. Это согласуется с предложением Владимира Путина о повышении зарплаты врачей к 2018 году до уровня 200% от средней зарплаты по региону.
Это только один из сценариев
Вышеупомянутые сходства и различия доклада экспертов Стретегии-2020 и программных статей Владимира Путина объяснимы. "Статьи Путина писались политиком, который проводит предвыборную кампанию, а 900 страниц доклада писали эксперты, которым дали карт-бланш на разработку сценариев", – пояснил РИА Новости завлабораторией института экономической политики имени Гайдара Владимир Назаров.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции