Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Обращение Барака Обамы к Конгрессу "О положении страны" не могло не быть особым. Для начала, перед нами отчет президента, почти отработавшего первый срок, которому предстоят выборы на второй срок в ноябре. А вторая причина в том, что тут не просто президент, а чрезвычайно яркая в истории США фигура, возникшая в политике как "президент перемен". Президент, избиравшийся как спаситель Америки от системного кризиса.
Так что очень интересно понять, что же у него в итоге получилось. И не только американцам это интересно. Нам, прочим, тоже хочется оценить – что может сделать за четыре года яркий лидер с большой страной, где в момент его избрания дела были очень плохи. И как он добивается у избирателя новых четырех лет для себя.
Не перестараться с отчетом о достижениях
Выступление "О положении страны" прозвучало, по московскому времени, в среду под утро. Как и положено – с трибуны Конгресса, поскольку формально отчитывался президент именно перед законодателями. Но тут был случай особый, Барак Обама даже не то чтобы общался напрямую с избирателем через головы конгрессменов – он по сути вел войну с Конгрессом (где ключевые позиции сейчас у республиканцев) на территории противника, на глазах у избирателя.
Прием понятный, если посмотреть на данные опросов, например, регулярно производимых Washington Post – ABC News. Примерно две трети избирателей из числа "неопределившихся" (а за них сейчас и идет борьба) не одобряют то, как президент "рулит" экономикой, но довольных конгрессом среди этой публики и подавно 13%. То есть "Обама против Конгресса" – это и есть "демократы против республиканцев".
Но если ты президент, то у тебя есть временные пределы, после которых сваливать вину на других уже неудобно. Американцы и так видят, что республиканские законодатели заигрались, в своей борьбе с демократическим президентом действительно создали экономике дополнительные проблемы, тормозя какие угодно законопроекты.
Но четыре года – срок, когда пора задуматься, стоит ли продолжать сваливать все экономические беды на Джорджа Буша и республиканцев. Даже если экономисты знают, что все-таки стоит. Даже если вся нация видит, что оппоненты заигрались. Кстати, президент с трибуны почти не ругал Конгресс.
Барак Обама, готовя речь, долго выбирал тактику, о чем иногда во внешний мире просачивалась информация. Была такая идея – выстроить ключевую часть речи в виде победного отчета: Обама избирался под лозунгом "президент перемен". И вот они, перемены за эти четыре года, другое дело, что их не так просто рассмотреть. Но от этой идеи мало что осталось.
Да, президент напомнил, что при нем возродилась автомобильная промышленность, где создано 160 тысяч рабочих мест, и еще многое сказал об уже сделанном. Однако в целом решено было, что отчитываться о прошлых заслугах – это плохо. Надо говорить о планах на следующий срок.
О них сказано в речи много. Я лишь обратил бы внимание на то, что именно Обама поставил на первое место в списке того, что Америке надо сделать. Она должна стать страной, которая лидирует в мире по качеству образования ее жителей. Не правда ли, интересно? И поучительно.
В целом – как всегда хорошая речь. И все же – где былое чудо? Где человек, который на митингах летел мыслью, не касаясь земли, еще немного – и начал бы исцелять калек прикосновением. Куда девался гениальный оратор и надежда Америки?
А никуда, вот он, на трибуне. Но ораторское искусство лучше употреблять в начале своего срока. А дальше – не затягивать эпоху общей эйфории, сосредотачиваясь на нудной и постепенной работе.
Главная тема выборов
В послании было сказано о многом, но если попытаться свести все к одной ключевой теме, то она есть, она уже явно выдвинулась на первое место в предвыборной гонке. И это не война в Ираке (ее Обама и вправду закончил в конце прошлого года и обещал теперь отправить сэкономленные деньги на ремонт инфраструктуры). И не война в Афганистане (очередной раз обещано ее свернуть), и не Ближний Восток и не Россия. Это – справедливость и безработица.
Доклад президента США-2012: Америка возвращается, Европа уходит. Читать на сайте InoСМИ>>
Например, в гостевую ложу (есть такая традиция – звать на эту церемонию "живые иллюстрации" к президентской речи) Обама решил пригласить Дебби Босанек. А это, между прочим, никому до сих пор не известная секретарша миллиардера Уоррена Баффета. Которая заплатила в прошлом году больше налогов (в процентах), чем ее босс.
Она – живая иллюстрация к сделанному президентом в его речи призыву богатым платить больше налогов. И не просто ради "справедливости" (о которой речь шла постоянно), а ради создания новых рабочих мест.
Экономика США с точки зрения, допустим, европейца не так уж и больна. Им бы, европейцам, такую экономику, как в США. Макроэкономически даже можно сказать, что при Обаме у страны появилась надежда на сохранение позиции по крайней мере одной из двух-трех ведущих экономик мира. Но кому нужна макроэкономика, если на микроуровне нет работы? Кстати, замечено, что с такой безработицей, как 8,5%, пока ни один президент США еще не переизбирался.
Вот об этом он и говорил. О возврате производств в США, ранее перенесенных в Китай и прочие страны. О переподготовке рабочих в содружестве компаний и местных колледжей. И так далее.
Тема сложнее, чем кажется. Она, кстати, очень ярко прозвучала в идущем сейчас процессе отбора республиканского кандидата, будущего оппонента Обамы.
Один из двух ключевых претендентов – это Митт Ромни, который хвастается тем, что, будучи во главе своей бывшей компании Bain Capital, создал 100 тысяч рабочих мест в то самое время, как Барак Обама оказался "истребителем рабочих мест" с показателем в 2 миллиона. Причем впервые со времен президента Гувера (а это – эпоха Великой депрессии после 1929 года) в США нашелся президент с таким "рекордом".
Итак, 2 миллиона против 100 тысяч. На эту тему сказал в начале января пару слов Пол Кругман, один из самых уважаемых экономистов мира, Нобелевский лауреат, в своей синдицированной (то есть расходящейся по нескольким изданиям мира) колонке. Он подтверждает: безработных сейчас по сравнению с январем 2009-го, когда Обама принес присягу, больше на 1,9 миллиона человек.
Но новый президент унаследовал экономику в "свободном падении". За первые полгода его правления безработных на самом деле стало больше на 3,1 миллиона человек. А дальше ситуация начала выправляться. То есть с тем же успехом можно называть Обаму "человеком, создавшим миллион рабочих мест", на самом деле даже 1,2 миллиона.
А теперь – Ромни. Неважно, что свой Bain Capital он покинул в 1999 году, когда был другой мир и другая Америка (еще на подъеме). Важно, что он реально там сделал. Его 100 тысяч "новых" рабочих мест возникли в трех компаниях, которые Ромни или запустил с нуля, или подверг санации (именно этим занималась его фирма).
Но тут масса тонкостей. Допустим, успех сетевого продавца канцелярских товаров Staples – явное достижение Ромни – достигнут путем разорения конкурентов. Служащие конкурентов потеряли работу. Это имеет статистическое значение? Для Ромни – нет, для президента страны – да.
Вокруг подобных ситуаций и идет сейчас в США предвыборная борьба. Утешить безработных и прочих недовольных голой макроэкономикой трудно. Президент США явно осознает эту реальность.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции