Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
У республиканцев, как и следовало ожидать, возникли проблемы с "предвыборным дыханием". Считающийся лидером умеренный кандидат на официальное утверждение на августовском съезде партии Митт Ромни с треском проиграл праймериз в Южной Каролине боевому (мягко сказано) консерватору Ньюту Гингричу. Последний обошел первого почти на 13%. Много, конечно.
Республиканская прокрастинация
Но и это еще не все.
В штате Айова, где стартовала в начале января республиканская кандидатская сортировка, пересчитали голоса, и получилось, что победил там вовсе не Ромни, а бывший сенатор Рик Санторум. Разница, правда, всего в 34 голоса, но факт есть факт.
В итоге бывший губернатор штата Массачусетс, по республиканским "секундомерам", теперь совсем не первый, а лишь второй. Первый, выходит, бывший спикер палаты представителей, надежда консервативного крыла, радикально правого движения "Чайной партии" Ньют Гингрич.
В этом как раз и есть главная проблема республиканцев: ждали, что Южная Каролина определит лидера, и многие, в том числе и газеты, полагали, что Ромни каким-то неимоверным образом победит и в Южной Каролине. Но оказалось, что она лишь продлила "примерку" и ничего не решила, а лишь запутала.
Состояние, в которое начинает потихоньку переходить вся республиканская кампания, в психологии обычно называется прокрастинацией. Это когда сегодня снова не смогли, и все переносится на завтра. Это когда главное опять на потом, определенности мало, стрессы нарастают, а уверенность падает. Тяжелое состояние.
Пока в Великой старой партии, как называют республиканскую партию в США, ищут претендента для выдавливания Обамы из Белого дома, на борьбу с собственно Бараком не хватает времени. К радости его самого и организаторов его президентской кампании.
Кстати сказать, Обама всерьез начинает ее 24 января выступлением на совместном заседании обеих палат конгресса и традиционным ежегодным обращением о Положении в стране. Белый дом уже дал понять, что в нем будет блок новых предложений по стабилизации и развитию экономики.
Иными словами, Обама представит Америке свой предвыборный манифест. А потом совершит поездку по нескольким штатам по неотложным президентским делам: почему же не использовать административный ресурс Белого дома?
Одноразовые кандидатские триумфы
Надо бы сразу заметить, что каролинское голосование совсем не катастрофа для Ромни. И не сокрушительная победа Гингрича. Такие резкие повороты частенько происходят в каждой президентской кампании и еще чаще - во время первичных выборов.
Южная Каролина - штат крайне консервативный. Здесь голосуют "сердцем" и "возмущенным разумом", которого у республиканских активистов на юге, да к тому же в зоне "библейского пояса", с избытком. Это нечто вроде одноразового триумфа Гингрича на собрании преданных сторонников.
Ньют, как выразилась в редакционной статье New York Times, "затянул кампанию в сточную канаву и нашел в ней значительную поддержку". Некрасиво, конечно, со стороны янки вот так о южанах, но зато образно и очень понятно. Ну и, чего уж греха таить, правда, по большому счету.
У руководства республиканской партии в связи с этим потихоньку начинает болеть голова, поскольку даже его пугает правизна Ньюта. Но еще больше пугает другое. Тревожит то, что, как выражаются в США, "закрыть сделку" с отбором кандидатов быстро явно не удастся.
Значит, партии предстоит ненужный и изнурительные марафон "отбраковки". С толканием локтями и грызней между "одноплеменными братьями". На этой неделе все это продолжится во время телевизионных дебатов в штате Флорида, где очередные республиканские праймериз пройдут 31 января.
Хотя Флорида - это тоже "глубокий юг", но навряд ли от нее стоит ждать повторения "каролинских результатов" с уклоном в радикальную республиканскую правизну.
"Солнечный штат" - совершенно особая избирательная территория на карте США. Это нечто вроде земли "трансплантантов" с севера. Сюда за последние десятилетия переехало погреть косточки так много выходцев с восточного побережья и севера (янки), что с политической точки зрения называть штат "югом" как-то даже язык не поворачивается.
Плюс каждый десятый здесь Hispanic или Latino. А испаноязычные американцы не склонны поддерживать радикалов, готовых ужесточить возможности иммиграции и натурализации в США.
Так что Флорида, скорее всего, восстановит лидерство Ромни. Хотя, как теперь кажется, ему придется побороться с Гингричем серьезно. Вопрос - как долго эта борьба и прокрастинация продлятся, и какой ущерб все это нанесет республиканцам.
Поговаривают, что еще до Флориды ряды претендентов могут сократиться до трех человек. Выйти из них может Рик Санторум, у которого осталось мало средств на продолжение кампании. Конгрессмен Рон Пол пока держится, но, может, и не доживет до середины процесса. Все по той же причине нехватки средств.
Гингричу после его победы наверняка добавится пожертвований в предвыборные фонды. Но вряд ли их хватит, чтобы перебить финансы Ромни. Есть, правда, и еще один вариант - вступление в гонку где-то на ее середине "неожиданного" кандидата.
В качестве такового некоторые газеты даже называют бывшего губернатора штата Флорида Джефа Буша (сын и брат двух президентов США). Это возможно, хотя пока очень маловероятно.
Все к радости демократов и Обамы
Из демократического лагеря на то, как товарищи по республиканской партии снимают друг с друга стружку, смотрят, естественно, с удовольствием. Стружки на этой неделе будет особенно много.
Митт Ромни обязался 24 января обнародовать свои налоговые документы за 2010 и 2011 годы. По настоянию, между прочим, все того же Гингрича.
Ромни в настоящее время нечто вроде неработающего пенсионера. Он несколько лет назад ушел с поста главы им же созданной инвестиционной компании Bain Capital, и все его акции находятся в доверительном управлении.
Благодаря недавним, но еще до Обамы, изменениям в налоговом законодательстве, он платит только налоги на прирост капитала, которые для его категории составляют 15%. В США же средние налоги на средние доходы (скажем, учителей) это примерно 25-30%.
Митт самый богатый участник кампании. Его состояние оценивается в $200-250 млн. Гингрич, между прочим, тоже не бедняк. В 2010 году отдал казне в виде налогов с доходов $994,7 тыс. Годовой доход получается в $3,1 млн. Обидно, что платить Ньюту приходится 31%, т.е. вдвое меньше, чем Митту.
Никаких законов Ромни, надо сказать, не нарушает. Но поди объясни это американскому избирателю в период финансовых проблем, сокращения зарплат, госрасходов и, естественно, количества баксов в кармане.
Ромни уже объявил, что как любой мормон (он не простой мормон, а один из ведущих деятелей Церкви Иисуса Христа последних дней) он отдает 10% своих доходов на нужды общины. Что, вероятно, правда. Он и жена регулярно финансируют самые разные благотворительные фонды. Хотя пока точных данные о долларовом выражении этих самых 10% никто не видел.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции