Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Все-таки стратеги предвыборной кампании Барака Обамы не зря еще с прошлого года сфокусировали почти весь свой огонь на Митте Ромни и словно дежурно проходились по всем остальным потенциальным соперникам президента на предстоящих 6 ноября выборах.
Ромни выдвигается в лидеры республиканской гонки, и ему уже чуть ли не прочат победу на национальном съезде партии во Флориде в конце августа. Рановато, конечно, но не без резона. И резон этот не столько в достоинствах самого Митта, сколько в ущербности республиканского "ассортимента".
Зачистка республиканских рядов
Барак Обама должен быть доволен: республиканский набор составляется такой, что шансов на переизбрание у нынешнего президента с каждой неделей все больше. И если только не рухнет экономика (что навряд ли), то ему снова повезет. В 2008 повезло с неизбираемым престарелым соперником Джоном Маккейном. В 2012 может подфартить с еще одним республиканским кандидатом: видимо, и на жарких Гавайях можно родиться в рубашке.
Бывший губернатор штата Массачусетс, миллионер (самый, кстати, богатый кандидат в президенты на предстоящих выборах с состоянием около $250 млн), мормон и потомственный политик Митт Ромни один за другим взял в начале января сразу два штата: сначала Айову, а потом и Нью-Гемпшир.
Такого не удавалось еще ни одному республиканскому претенденту на официальное кандидатство, за исключением действующих президентов. Даже Айова с ее традиционным пониманием христианства не устояла перед мормоном Ромни.
Теперь республиканская кавалькада всей своей массой из шести оставшихся соперников переместилась в Южную Каролину, где отбор пройдет 21 января.
Ромни, получивший около 40%, оставил далеко позади конгрессмена Рона Пола (почти 23%) и бывшего губернатора Юты (и тоже мормона!) Джона Хантсмэна (16,8%). Шестерку замыкают бывший спикер палаты представителей Ньют Гингрич, экс-губернатор Пенсильвании Рик Санторум и губернатор Техаса Рик Перри.
Митт Ромни празднует победу на праймериз в Нью-Гемпшире. Читать на сайте ИноСМИ >>
У трех последних шансов на успех не остается почти никаких. Поговаривают, что после Южной Каролины республиканский список ужмется чуть ли не вдвое.
Некоторые политологи даже считают, что до 6 марта, когда в стране пройдет Супервторник, выборы сразу в десяти штатах, на республиканском поле вообще останется один Митт или, в крайнем случае, еще один его товарищ-соперник. Хотя, надо признать, в периоды первоначального отбора в США случалось всякое: аутсайдеры вдруг становились лидерами, а лидеры уходили в небытие.
Мормон на все вкусы
Ромни считают умеренным консерватором. Если учесть, что весь американский юг - это удельные территории радикального республиканизма, движения "Чайной партии", консерватизма и баптистский пояс Америки, для которого мормоны хуже раскольников и еретиков, то победить там северянину будет совсем непросто.
Но если Ромни покорит и Южную Каролину, то тогда можно будет считать, что республиканский съезд уже у него в кармане.
Для него сейчас важны даже не проценты, которые он получает, а то, что пока никто из его соперников не объявил о выходе из борьбы. Пока другие пять претендентов грызут друг друга, Ромни и Обаму, у правого крыла не может появиться сильного единого противовеса умеренному Ромни: спасибо радикалам, они сами шлифуют Митта под победу.
Зато Митт демонстрирует чудеса гибкости и политической предупредительности. Правда, его соперники и противники-демократы считают это отъявленным приспособленчеством, мимикрией, шельмовством и бог знает, чем еще.
Дэвид Аксельрод, который был главным архитектором победы Барака Обамы и сейчас один из руководителей его предвыборной кампании, к примеру, называет Митта не иначе как шарлатаном.
"Занимать две позиции по каждому вопросу, одну слева, а другую далеко справа, - это не делает вас центристом. Это делает вас шарлатаном", - сказал он после айовского успеха Ромни. Поразительно, но товарищ по партии, губернатор Техаса Рик Перри утверждает, что Митт - "стервятник", Гингрич говорит, что он враль и мало отличается от Обамы в своей гуттаперчивой идеологии.
Но Ромни, который борется за республиканское одобрение уже во второй раз (в 2008 году он уступил Джону Маккейну), прекрасно понимает, что делает.
Митт везде говорит именно то, что от него хотят слышать. Он яростный консерватор в одном штате, умеренный в другом и политически покладистый в третьем. А в сумме получается мормон на все вкусы.
Беда только в том, что из уст Митта пока еще не вышло ничего реально альтернативного экономическому курсу Обамы. К удовольствию последнего - с такими соперниками легче бороться.
Ромни может выиграть борьбу за республиканскую номинацию. Но это вовсе не гарантирует ему голосов всей Америки.
Нужен ли Америке второй Обама, да еще мормон?
Если усреднить все опросы общественного мнения среди американских верующих-христиан, то получается, что от четверти до трети из них не готовы согласиться на мормона в Белом доме. Хотя мормоны тоже христиане, за пределами их общин к последователям Церкви Иисуса Христа святых последних дней до сих пор сохраняется предвзятое и/или подозрительное отношение.
А Митт Ромни даже не простой мормон, а некогда епископ округа или прихода (у мормонов это нечто среднее между приходским священником и администратором-хозяйственником района), а затем и председатель епархии (в нее входят несколько десятков приходов).
Примерно 40% американцев пока вообще не решили, за кого голосовать - демократа Обаму или его соперника республиканца.
Ромни, выпускник Гарвардской школы бизнеса и права, бизнесмен и политик-практик, - очень состоятельный человек, глава крупной инвестиционной компании Bain Capital. В 2002-м он был главой Организационного комитета зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Только с его приходом удалось ликвидировать растрату собранных средств и вместо прогнозируемого дефицита в $375 млн Игры дали общую прибыль почти на такую же сумму. Сам Митт и его жена вложили в организацию той Олимпиады $1 млн личных средств.
Во время губернаторства в штате Массачусетс в 2003-2007 годах Митт сделал со штатом примерно то же самое. Он пришел, когда казне недоставало $600 млн на текущие нужды, а на следующий год прогнозировался дефицит в $3 млрд. А ушел при превышении доходов над расходами почти на $700 млн.
Ромни добился этого через комбинацию сокращения расходов, ликвидацию налоговых лазеек для корпораций, увеличение акцизов на бензин, платы за водительские права, права на покупку оружия, регистрацию браков.
И, кстати, первым в Америке ввел обязательное медицинское страхование. Обама сделает это главной целью своей реформы здравоохранения в США только через три года.
В общем, все или многое из того, что делал Ромни в Массачусетсе, теперь делает администрация Обамы. Но зачем Америке нужен второй Обама? Только мормон?
Никаких извинений
Или все-таки Ромни отличается от Обамы?
Например, он обещает сильно подправить внешнюю политику нынешнего президента, которая, как выражается Ромни, страдает утратой веры в американские идеалы, исключительность и главенствующее место в мире. Вернуть Америке былое Величие, силу, авторитет и мощь и заставить всех снова уважать США - вот цель Митта Ромни.
На посту президента США Ромни намерен защищать Центральную Азию от России. Читать на сайте ИноСМИ >>
В более или менее компактном виде он изложил свои взгляды на геополитические реалии в книге No Apology: The Case for American Greatness или "Никаких извинений: В поддержку американского Величия". Она вышла в 2010-м и переиздана в прошлом году.
Главная идея - надо укреплять и военную мощь США, включая и ядерную, и обычную, и наращивать борьбу с терроризмом.
А то пока США чуть ли не в одиночку ведут битву с исламским экстремизмом, этим ужасным врагом, "такие нации, как Россия и Китай, стараются нейтрализовать наше военной лидерство".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции