РИА Новости обратилось к своим информационным партнерам, экспертам, политологам, авторам в СНГ, Балтии и Грузии с просьбой рассказать о наиболее значимых событиях минувшего года в их государствах. С чем пришли они к Новому году, на что рассчитывают в 2012-м?
Киргизия в 2011-м: в новый год с президентом, но без электричества>>
Украина в 2011-м: суд над Тимошенко и поиск партнеров>>
Азербайджан в 2011-м: успех на Евровидении и карабахское разочарование>>
Гагик Багдасарян, политический обозреватель агентства «Новости-Армения».
Властные структуры Армении в 2011 году наконец смогли отступить от тактики конфронтации, освободив из заключения некоторых наиболее радикальных представителей оппозиции. Собственно, некоторое снижение степени антагонизма внутри политических элит страны, наряду с зависшей, как компьютер, нерешенной карабахской проблемой, и стало фоном для старта новых парламентских выборов, которые должны расставить хотя бы некоторые важные знаки препинания в политическом армянском контексте 2012 года.
Внутренняя политика: через компромиссы к расколам
Одна из ведущих оппозиционных сил в стране – возглавляемый первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном Армянский национальный конгресс, уже почти четвертый год требует внеочередных выборов. Сторонники Тер-Петросяна не признали итогов президентских выборов, прошедших 19 февраля 2008 года, и взяли тогда на вооружение накатанную поствыборную тактику «цветной революции», переросшую 1 марта того же года в массовые беспорядки с десятью погибшими и двумя сотнями раненых.
Начиная с той смутной поры, конфронтация между властями и оппозицией только нарастала. Однако в 2011 году стороны пошли на компромисс. Инициатива по смягчению антагонизма принадлежала скорее властям, которые подкрепляли свои слова о готовности к диалогу конкретными делами.
Впервые после 2008 года оппозиции позволили проводить митинги на Площади Свободы – колыбели протестных движений в стране. Более того, была объявлена амнистия, формально приуроченная к 20-летию независимости Армении, но фактически обеспечившая освобождение всех сторонников Тер-Петросяна, остававшихся в тюрьмах по обвинению в организации беспорядков.
18 июля уходящего года официально стартовал так называемый диалог между специально сформированными рабочими группами Армянского национального конгресса (АНК) и правящей коалиции, в которую входят возглавляемая президентом страны Сержем Саргсяном Республиканская партия Армении, партия «Процветающая Армения», лидером которой является крупнейший армянский предприниматель Гагик Царукян и партия «Оринац Еркир» (Страна Законности) во главе с секретарем Совета национальной безопасности Артуром Багдасаряном.
Диалог, длившийся несколько раундов, провалился после инцидента 9 августа, когда в ходе стычки, произошедшей в центре Еревана между активистами АНК и сотрудниками полиции, было задержано семеро оппозиционеров. Позже под стражей остался только один – Тигран Аракелян.
Оппозиция требовала незамедлительного освобождения последнего, однако представители коалиции заявляли, что не могут оказывать давление на органы правопорядка. Этот инцидент стал всего лишь формальным поводом для выхода АНК из диалога. Причиной же, скорее всего, было то, что возглавляемая Левоном Тер-Петросяном сила, уйдя с улиц, почувствовала отток протестной массы.
Для мобилизации своих адептов первый президент Армении даже применил такую излюбленную «цветными революционерами» технологию, как круглосуточные акции протеста. Все это, несомненно, укладывается в рамки начавшейся предвыборной борьбы. В ее контексте шаги и риторика Тер-Петросяна иногда выглядят оригинально, если не сказать необычно.
В частности, первый президент Армении предложил сотрудничество лидеру коалиционной партии «Процветающая Армения» Гагику Царукяну. Скорее всего, это было сделано, чтобы расколоть властную элиту страны.
Громкие отставки в ожидании кризиса
Сам Царукян уже вовсю проводит свою предвыборную кампанию, организуя благотворительные акции и встречаясь с представителями самых разных слоев общества.
Несомненно, «Процветающая Армения» ставит на парламентских выборах очень серьезные задачи, что невольно приводит к конкуренции с правящей Республиканской партией Армении (РПА).
Последняя не сомневается в собственном успехе на выборах и активно готовится к проведению 13-го съезда, во время которого будет обнародован ее избирательный список. Ожидается, что партия откажется от практики «продвижения» в Национальное собрание (однопалатный парламент) крупных предпринимателей.
В целом, для правящей партии парламентские выборы призваны создать благоприятный фон для выборов президентских, которые пройдут уже в 2013 году. В РПА уверены в победе своего кандидата, лидера партии Сержа Саргсяна.
По мнению экспертов, в будущий парламент однозначно пройдут Республиканская партия Армении, «Процветающая Армения», Армянский национальный конгресс и одна из старейших армянских политических сил – Армянская Революционная Федерация Дашнакцутюн, имеющая свой устойчивый электорат национал-патриотической направленности.
Сегодня ясно одно – предвыборная и поствыборная ситуация в Армении спокойствия не сулит. Оппозиция уже заявляет, что не верит в честные выборы и уже сейчас созывает сторонников под свои знамена.
«Предстоящие в 2012 году парламентские выборы в Армении могут перерасти во внеочередные президентские выборы, если пройдут несправедливо и непрозрачно», – заявил координатор Армянского Национального конгресса Левон Зурабян.
Такие заявления, озвученные за полгода до выборов, свидетельствуют о том, что избежать очередного политического кризиса Армении вряд ли удастся.
В контексте предвыборных процессов можно рассматривать и громкие отставки, которыми ознаменовался минувший год. Первым 9 сентября ушел руководитель президентской администрации Карен Карапетян. В октябре и ноябре последовали новые сенсационные отставки. По разным причинам свои посты покинули мэр Еревана Карен Карапетян (полный тезка руководителя президентской администрации), начальник Полиции Алик Саркисян, глава парламента Овик Абрамян, первый заместитель руководителя администрации президента Микаел Минасян (зять президента). Отставки стали самыми обсуждаемыми в обществе событиями 2011 года.
Карабахское урегулирование: казанское разочарование
Особенностью 2011 года стали реальные ожидания ощутимого прогресса в карабахском урегулировании в связи с посреднической миссией президента РФ Дмитрия Медведева.
С 2008 года состоялись девять трехсторонних встреч президентов РФ, Армении и Азербайджана (Дмитрия Медведева, Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева), однако кульминацией, по мнению некоторых экспертов, должен был стать саммит, прошедший 24 июня 2011 года в Казани.
Надежды на «казанский прорыв» возлагала не только Россия, но и два других посредника – США и Франция. Усилия стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ были сконцентрированы на том, чтобы убедить стороны завершить в столице Татарстана работу над проектом основных принципов конфликта, возникшего в 1988 году после требований карабахских армян включить регион в состав Армении. То противостояние вылилось в войну в 1992-1994 годов, по итогам которой Карабах получил фактическую независимость и создал «пояс безопасности» вокруг своих границ.
Однако нынешним надеждам не суждено было сбыться. Казанский саммит завершился без достижения договоренностей об основных принципах, хотя стороны и констатировали прогресс на пути к этой цели. Ереван обвинил в срыве саммита азербайджанскую сторону, заявив, что Баку выступил с новыми требованиями, пытаясь изменить правила во время игры.
В июле в регион прибыл министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, который передал президентам Армении и Азербайджана Сержу Саргсяну и Ильхаму Алиеву предложения главы российского государства по урегулированию конфликта.
Пока переговорный процесс остается в статичном состоянии. Но на состоявшейся 6 декабря в Вильнюсе встрече стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ и глав МИД Армении и Азербайджана было принято заявление, в котором говорится, что президенты Армении и Азербайджана готовы в ближайшее время вновь встретиться, а руководители делегаций вновь подтвердили, что не существует военного решения нагорно-карабахского конфликта.
По мнению подавляющего большинства экспертов, ждать существенных подвижек в карабахском урегулировании в ближайшие два года бессмысленно с учетом предвыборных процессов как в самих странах зоны конфликта, так и в государствах, осуществляющих посредническую миссию (Россия США, Франция). Кроме того, часть экспертов считает, что нынешний статус-кво устраивает обе стороны, а размораживание конфликта чревато непредсказуемыми последствиями.
Армяно-российские отношения: сотрудничество, но без Таможенного союза
Важнейшим событием в армяно-российских отношениях в минувшем году стал государственный визит президента Армении Сержа Саргсяна в Москву в конце октября. Сам президент назвал отношения Армении и России реально союзническими и конструктивными, призвав развивать имеющее большой потенциал сотрудничество.
О важности армяно-российского сотрудничества говорят не только власти, но и радикальная оппозиция. В интервью «Московским новостям» лидер оппозиционного Армянского национального конгресса Левон Тер-Петросян назвал российскую военную базу в армянском Гюмри частью системы безопасности Армении и приветствовал продление сроков пребывания российских военнослужащих в республике.
В 2011 году, 18 октября, армянская сторона присоединилась к Договору о зоне свободной торговли СНГ, подписанном по итогам заседания Совета глав правительств стран Содружества в Санкт-Петербурге.
В Армении внимательно следят и за процессами формирования Евразийского союза. «Членство Армении в ЕАС должно стать вопросом политической повестки, исходя из приоритетных политических задач, в том числе, карабахской проблемы», – считает глава Союза отечественных товаропроизводителей Армении Вазген Сафарян.
По его мнению, ЕАС предполагает углубление экономической интеграции. «Россия является главным экономическим партнером Армении, а вместе с Казахстаном и Белоруссией – это 165-170-миллионный рынок, который очень важен для нас», – сказал он.
Депутат парламента Армении от правящей Республиканской партии Армении Артак Закарян считает, что вступление в ЕАС не повлияет на процесс интеграции Армении в Европейский союз. «ЕАС и ЕС не противоречат друг другу, вступление в одну структуру никак не может повлиять на отношение Армении со второй . Нельзя их противопоставлять», – уверен Закарян.
Против вступления Армении в ЕАС выступает оппозиционная партия «Наследие», которая уверена, что это «противоречит принципам программы Восточного партнерства и Соглашения об ассоциации ЕС».
Власти Армении внимательно следят за интеграционными процессами у соседей по СНГ и заявляют о своей готовности расширения интеграции в рамках Содружества и ЕврАзЭС. Тем не менее, Армения не намерена вступать в Таможенный союз в силу ряда объективных причин.
«По этому вопросу проводились консультации, в том числе со странами СНГ, Россией и ЕС, и наша позиция твердая – Армения не намерена становиться членом единого Таможенного союза, так как на этом пути перед нами стоит множество непреодолимых на сегодняшний день препятствий», – сказал премьер-министр Армении. По словам Саркисяна, одной из причин является отсутствие общих границ с членами Союза.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции