РИА Новости обратилось к своим информационным партнерам, экспертам, политологам, авторам в СНГ, Балтии и Грузии с просьбой рассказать о наиболее значимых событиях минувшего года в их государствах. С чем пришли они к Новому году, на что рассчитывают в 2012-м?
Киргизия в 2011-м: в новый год с президентом, но без электричества>>
Украина в 2011-м: суд над Тимошенко и поиск партнеров>>
Армения в 2011-м: баланс в преддверии кризиса>>
Гюльнара Мамедзаде, гендиректор АМИ «Новости-Азербайджан», для РИА Новости.
Завершение года для Азербайджана, по оценке большинства оптимистичных аналитиков, проходит в атмосфере внутриполитической стабильности, роста энергетического потенциала и укрепления в этой связи позиции государства на внешнеполитическом уровне. Аналогично стабильный прогноз пока сохраняется и на 2012 год.
Некоторая степень риска, по оценкам аналитиков-пессимистов, сохраняется на случай появления неприятных сюрпризов, которые может в той или иной форме привнести в страну ускорение мировых революционных трендов, в первую очередь в соседней России.
Электоральные процессы ожидают Азербайджан лишь в 2013 году, когда состоятся выборы главы государства, а пока внимание фокусируется на ситуации в соседних странах, включая Россию, Армению, а также США и Францию, где скоро пройдут выборы президента.
Стойкость к рискам и активность молодежи
Азербайджан в течение года в очередной раз продемонстрировал стойкость системы к угрозам извне, включающим, прежде всего, постоянное напряжение, связанное с карабахским конфликтом, и те риски, которые формируются в связи с ростом роли Азербайджана как одного из значимых энергетических центров в регионе.
Кроме того, страну пугали «арабской весной», но влияние таковой на Азербайджан в 2011 году ограничилось лишь некоторым оживлением в рядах оппозиции и легким краткосрочным смятением во властных кругах, переросшим в демонстративный поход против коррупции и в некоторые меры в укреплении государственности.
Но заметной стала активизация молодежи, все более остро и живо реагирующей на процессы как внутри, так и за пределами страны.
С одной стороны, это проявилось в росте патриотичности и гордости за успех страны, когда азербайджанский дуэт Ell-Nikki победил на песенном конкурсе «Евровидение-2011», и тысячи молодых людей, с флагами высыпавшие на улицы ночных городов, демонстрировали общую радость и единство.
Кроме того, молодежь приветствует намерение Азербайджана выиграть проведение Олимпийских игр-2020 в Баку. Слоган этой кампании - «Вместе мы сможем!».
С другой стороны - молодежные активисты, хоть и немногочисленные, но вышедшие на апрельские митинги с требованием перемен. Это оказалось несколько неожиданно для властей. Но таково веяние времени.
Евровидение и Совбез ООН
Если говорить о самых значимых для страны событиях 2011 года, то здесь, безусловно, рейтинг возглавляет победа Азербайджана на Евровидении, и это событие сохранит одно из приоритетных значений в будущем году, когда Баку будет принимать этот масштабный проект на своей территории.
В подготовку вкладываются немалые силы и средства. Существует мнение, что приезд такого количества гостей, преимущественно европейцев, имеющих об Азербайджане весьма поверхностные суждения (если вообще имеющих), создает блистательную возможность показать миру, что есть Азербайджан, его культура, масштабы развития…
И, что немаловажно, продемонстрировать туристический потенциал - с учетом того, что в перспективе Азербайджан намерен развивать туристическую сферу как одну из приоритетных. Да и облик современного Баку - прекрасная визитная карточка страны, что признают практически все гости.
Далее в списке главных событий 2011 года - успех азербайджанской дипломатии, воплотившийся в избрании Азербайджана непостоянным членом Совета безопасности ООН.
Значение этого события в азербайджанском обществе особенно сумели оценить на фоне той реакции, которая проявилась в Армении, и настойчивых попыток соседней страны умалить значение этого события (как и в случае с победой на Евровидении).
У азербайджанских политиков присутствует здравое понимание, что членство (непостоянное) в СБ ООН, если и не будет иметь непосредственного влияния на основную проблему страны - карабахское урегулирование, - то представляет Азербайджану еще одну влиятельную площадку для доведения своей позиции на международном уровне.
Конечно же, Карабах
А самым большим разочарованием этого года для Азербайджана стала абсолютно погасшая активность в вопросе карабахского урегулирования, включая несбывшиеся ожидания на возвращение оккупированных Арменией территорий.
Разочарование тем острее, чем больше были надежды прошлых двух лет, связанные с инициативами президента РФ Дмитрия Медведева, которые, к сожалению, пока не привели к желаемому результату.
Сейчас в обществе существует стойкое ощущение, что процесс урегулирования карабахского конфликта зашел в тупик, и, по всей вероятности, ситуация «ни войны, ни мира» сохранится еще надолго. Стороны не намерены идти на компромиссы.
Похоже, что Армению, удерживающую под оккупацией чужие территории, такая ситуация вполне устраивает. Но не устраивает Азербайджан, утративший почти 20% своих земель.
Невзирая на растущий экономический и военно-промышленный потенциал страны, Баку все еще привержен мирному пути урегулирования конфликта.
На будущий год в этом плане никаких ожиданий нет: ведущие мировые игроки будут переключены на другие, более важные, с их точки зрения, процессы, а карабахский конфликт будут лишь контролировать с целью недопущения перехода его в военную стадию.
Конечно же, «политтуристы» от Минской группы ОБСЕ и далее будут заполнять переговорный фон своими малозначащими заявлениями и обещаниями, пока на линии соприкосновения будут гибнуть люди, и сотни тысяч беженцев будут ждать возвращения в родные места.
Внешняя политика: отношения с Россией
В целом, на внешнеполитическом направлении российско-азербайджанские отношения приобретают качественный рост, выходя в разряд основных приоритетов Азербайджана. И, конечно, ожидается аналогичный ответ со стороны России, в том числе в карабахском урегулировании. Ибо, невзирая на все оговорки, в Баку существует стойкое мнение, что «Москва, если захочет, может все».
В отношениях с Россией имеют место и неурегулированные вопросы, в частности, по аренде Габалинской РЛС. Этот вопрос переходит на 2012 год, и его решение непосредственно будет связано с тем, как будут договариваться стороны, и не две, а более, учитывая их позиции и ожидаемые дивиденды от участия в более крупных проектах, в том числе с Ираном.
В сфере внимания Москвы и Баку сохраняет актуальность и вопрос статуса Каспия, повисший по причине излишне «упертых» позиций двух прикаспийских стран, в первую очередь - Тегерана, который продолжает попытки использовать эту тему для решения своих проблем.
Каспийской теме в 2012 году предстоит уделить особое внимание, поскольку нельзя недооценивать значение данного региона в проектируемых событиях, в первую очередь, связанных с освоением углеводородных ресурсов и растущим вниманием к ним западных инвесторов, в том числе из ЕС. Добавлю, что настойчивое стремление США контролировать вопросы безопасности в этом регионе может привести к созданию узловых противоречий, разрешить которые будет непросто.
ЕЭП и ЕАС - понаблюдаем…
И, наконец, один из главных вопросов 2011 года, который в последующем будет влиять на отношения не только между Москвой и Баку, но и с другими странами СНГ - это создание Единого экономического пространства и Евразийского союза.
Азербайджан не будет ни в числе первых, не в числе вторых, кто изъявит желание вступить в Евразийский союз, если он будет создан. Здесь сформулирована достаточно четкая позиция: Азербайджан - экономически самодостаточная страна. СНГ занимает во внешнеэкономическом обороте Азербайджана около 20%, то есть особых экономических, как и политических, выгод нам это не сулит.
Кроме того, национальные элиты не желают даже гипотетически допустить возможность каких-либо ограничений суверенитета страны и ее собственного пути развития. Хотя в массах эта перспектива встречает не столь категорическое отрицание.
В любом случае, в вопросе евразийской интеграции Баку пока занял выжидательную позицию. Время покажет, и если этот глобальный проект состоится, если привлекательность подключения к этому Союзу будет видна, то на определенном этапе, возможно, и Азербайджан станет его участником.
Но пока это вопрос отдаленной перспективы, реализация которой сегодня напрямую зависит от того, как сложатся внутриполитические события в России, и сможет ли Путин - главный модератор евразийской интеграции - сохранить свои лидерские позиции и возможности для дальнейшего осуществления глобальных проектов.
Углеводороды и права человека
Помимо связей с Россией и СНГ, для Азербайджана приоритетную важность сохраняют и отношения с Турцией, ЕС, США, а также с Ираном.
Понятна ответственность Баку за обладание стратегическими запасами углеводородов, и, соответственно, его важная роль в переформатировании политических и выстраивании новых энергетических систем и маршрутов в регионе и мире.
К сожалению, в минувшем году отношения между Баку и Тегераном еще более осложнились, активизировалась агрессивная риторика со стороны духовных лидеров и властей Ирана, спекулирующих на исламском факторе, в адрес Азербайджана.
Иранские власти раздражает, что Баку поддерживает определенные контакты с западными странами, включая Израиль и США. Они опасаются, что в случае военного конфликта территория Азербайджана может быть использована Западом. Однако в Баку неоднократно заявляли, что не допустят ударов по Ирану со своей территории.
В то же время отношения между Азербайджаном и Турцией вышли на новый уровень сотрудничества. Стороны подписали Измирское соглашение, в основе которого - решение о транспортировке добываемого на месторождении Шах-Дениз (АР) газа на европейский рынок по территории Турции.
С этой целью из Азербайджана в Турцию будет проложен новый газопровод Trans Anadolu. Азербайджан также построит на берегу Измира нефтехимический комплекс стоимостью $5 млрд. Аналитики называют Измирское соглашение новой страницей в истории взаимоотношений двух стран.
В основе отношений с Азербайджаном у ЕС и США столь тесно переплетены экономические интересы и противоречия в понимании демократии, что этот баланс будет сохраняться, с периодическим перевесом то в одну, то в другую сторону.
Страны уже завязаны на многомиллиардные контракты, а в будущем возможны новые конфигурации в сфере энергетических проектов, которые во многом и определят дальнейший вектор развития Азербайджана и его взаимоотношения в мире. Однако в минувшем году заметно усилилось давление со стороны Запада на Баку в вопросах демократии и прав человека.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции