МОСКВА, 26 дек - РИА Новости. Наступающий год должен стать временем долгожданных обновлений и открытий: правительство, наконец, решит, как спасать "Ленфильм", Росгосцирк с новым главой и помощью Минкультуры постарается вернуть цирку статус самой прибыльной сферы из индустрии развлечений; музей имени Пушкина начнет постепенно превращаться в музейный городок, а ЦСК "Гараж" переедет в реконструированные павильоны Парка Горького, кроме того должна быть практически подготовлена к открытию новая сцена Мариинского театра, которая строится уже около восьми лет. Из премьер и ожидаемых событий: Любимов поставит "Князя Игоря" в Большом, Улицкая и Парфенов выпустят новые книжки, в российский прокат наконец выйдут прошлогодние фестивальные хиты, а тем временем у критиков появятся новые темы для дискуссий - одной из них может стать "Хроника арканарской резни" Алексея Германа, которая находится в завершающей стадии уже так долго, что вполне может завершиться.
1. Действие второе, сцена вторая
Согласно первоначальным планам главный петербургский долгострой - вторая сцена Мариинского театра - должен был быть закончен к концу этого года. Еще в середине ноября Валерий Гергиев, проводя губернатору Георгию Полтавченко экскурсию по строящемуся объекту, уверял, что уникальная сцена, где благодаря новой системе подачи декораций за один день смогут проходить до трех разных спектаклей, будет готова в декабре 2012 года. Этот срок с небольшим опозданием, но вполне соответствовал планам, озвученным в июле министром культуры Александром Авдеевым. Однако уже в декабре во время прямого эфира с Владимиром Путиным маэстро Гергиев заметил, что "культурный комплекс, который по мощи не уступит ни китайскому, ни японскому" будет открыт не позднее чем, через полтора года, то есть в середине 2013 года, тогда как согласно еще недавним планам петербуржцы должны были увидеть первые спектакли Мариинки на новой сцене уже в наступающем году.
Строительство второй сцены Мариинского театра началось еще в 2003 году. Вскоре из-за дороговизны было решено отказаться от первоначального проекта Доминика Перро, в котором, в частности, фигурировал золотой купол. Вслед за этим сменился и девелопер, а сроки сдачи объекта затягивались из-за плывунов, коммуникационных сложностей и корректировки изначального проекта. В последних оценках главной петербургской стройки в 2011 году фигурировала сумма в 19 миллиардов рублей - если эта цифра верна, сцена Мариинского театра станет одним из самых дорогих театральных сооружений в мире.
2. Гараж в парковой зоне
Со следующего года ассортимент развлечений в облагороженном Парке им. Горького заметно расширится - сюда с улицы Образцова переедет центр современной культуры "Гараж", старательно и небезуспешно прививающий населению любовь к современному искусству, показывая тематические экспозиции по дизайну, фотографии, перформансу и т.д. и т.п.
За три года успелось многое: тут прошло 37 выставок, на вернисажи которых собиралась вся светская Москва, хозяйка "Гаража" Дарья Жукова родила Роману Абрамовичу шестого наследника, а Парк Горького с облупившимися советскими аттракционами, бесконечными заборами и невнятным общепитом превратился в европейское место. Собственно, ради "Гаража" и затевалось его глобальное преобразование.
Сначала центр будет вести свою деятельность во временном павильоне, который выстроит японский архитектор Сигеру Бан. В это самое время бюро Рема Колхаса Office for Metropolitan Architecture (OMA) будет работать над реконструкцией павильона "Времена года", бывшим в советское время невероятно популярным рестораном. В результате здание, от которого буквально остались рожки да ножки, преобразуется в пространство с террасой на крыше, с двумя уровнями открытых выставочных галерей, творческим центром для детей, книжным магазином, кафе и лекционным залом. Кое-что сохранится и от прежних "Времен года" - например, предполагается оставить плитку, мозаику и кирпич. Туда центр переедет во второй половине 2012 года.
Следом займутся так называемым "Шестигранником" - находящимся в не менее, чем "Времена года" плачевном состоянии павильоном "Механизация", который выстроен в парке для 1-й Сельскохозяйственной выставки в 1923 году по проекту Ивана Жолтовского, Михаила Парусникова и Виктора Кокорина. Когда "Гараж" начнет свои активности в нем, пока не известно.
3. Век музея
В год своего столетия Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина во главе со своим бессменным с 1961 года директором Ириной Антоновой вступает с двойственным чувством. С одной стороны, в последние годы там было показано столько разноплановых и неизменно успешных выставок, что с лихвой хватило бы не на один музей. А работы Дали из музея в Фигерасе привлекли рекордное для музея число посетителей - 270 тысяч.
Главной выставкой юбилейного года станет "Воображаемый музей": главные мировые музеи на время отдадут в ГМИИ шедевры художников, которых нет в собрании Пушкинского. Причем произведения рассредоточат по всем залам главного здания на Волхонке: фламандцы к фламандцам, Возрождение к Возрождению и т.п.
Также на 2012 намечены выставки архитектора Корбюзье, фотографа Ман Рея, будут представлены коллекции музеев бывших советских республик и много чего еще интересного.
По озвученному несколько лет назад плану, у ГМИИ к 2012 году должно было появиться жизненно необходимое фондохранилище, плюс собирались отреставрировать усадьбу Вяземских-Долгоруковых, где должна разместиться картинная галерея. Все это было частью концепции по преобразованию музея в комплекс Музейного городка с новыми зданиями, реконструированными старыми, подземным пространством, парком и выходом из метро прямо в ГМИИ.
На архитектурной биеннале в Венеции был представлен макет проекта, подготовленный бюро британского архитектора Нормана Фостера, потом он совместно с "Моспроект-5" выиграл конкурс на реконструкцию ГМИИ. Планировалось, что она будет проходить в три этапа и закончится к 2018 году. Сейчас руководству музея приходится констатировать, что уже есть отставание по срокам - пока начато только возведение дополнительных площадей музея личных коллекций.
Вполне вероятно, сроки сдвинутся еще больше - проект, который, по идее, уже должен был осуществляться, решено вынести на общественное обсуждение, чтобы, как уточнил премьер-министр Владимир Путин, "не повторить ситуации со строительством здания холдинга "Газпром" в Санкт-Петербурге".
Поэтому сейчас совершенно не ясно, каким в итоге будет облик музейного комплекса. По плану Фостера, в его состав должно войти несколько построек в современном стиле - например, здание для выставок в форме пятилистника, которое хотели построить напротив храма Христа Спасителя. Несомненно, выставочное пространство Фостера нельзя назвать образцом классической архитектуры, но, к счастью, его высота - далеко не 400 метров, как у башни "Газпрома".
4. Павильоны раздора
Весь прошлый год кинообщественность и кинопроизводители совместно с руководством государства пытались решить, как спасать "Ленфильм". До лета считалось, что вариант с превращением старейшей российской студии в ОАО с 25-процентным государственным участием и его вливанием в АФК "Система" надо воспринимать как данность. Но в августе петербургские киноклассики взбунтовались: по их версии, московская корпорация к тому только и стремилась, чтобы снести пережившие революцию и блокады павильоны, построить на их месте элитное жилье, а студию перепрофилировать на сериалы. После того, как открытое письмо Владимиру Путину за подписями Александра Сокурова и обоих Германов появилось в печати, глава правительства дал делу обратный ход. Согласованный было проект указа о создании акционерного общества отправился на доработку в профильные министерства, невзирая на уверения "Системы" в том, что сносить студию никто не собирается, поскольку это запрещено по закону. Интерес к "Ленфильму" тут же проявили городские власти, но на решающей встрече венецианского победителя Сокурова с премьер-министром обнаружилось, что ни общественный совет студии, ни Смольный, ни структуры Владимира Евтушенкова не знают, что именно предпринять дальше (помимо того, чтобы к зиме залатать крышу). Глава правительства раскритиковал всех за отсутствие конкретики и отправил по домам - дорабатывать бизнес-планы.
Чем все закончится, мы явно узнаем лишь в 2012-м. Пока же события развиваются не самым выгодным для защитников "Ленфильма" образом: главой петербургского департамента культуры назначили выходца из структур АФК Дмитрия Месхиева, а главой студийного совета директоров сделали Эдуарда Пичугина, партнера Федора Бондарчука по "КиноСити". Впрочем, Пичугин явно стремится к компромиссу: город он призывает заказывать "Ленфильму" картины, киноклассиков - составлять бизнес-планы, а параллельно ведет переговоры о том, как бы устроить в Александровском саду вокруг Ленфильма осенний кинофестиваль мирового размаха, с директором венецианской Мостры Марко Мюллером (давним другом Сокурова) во главе. Правда, и Мюллер тоже взял время на размышление. Согласится он стать Гусом Хиддинком от кино или предпочтет предложения из Рима или Шанхая, тоже станет ясно лишь в 2012-м.
5. Виды на урожай
С того самого момента, как в конце 2009-го придумали Фонд кино, продюсеры, режиссеры, критики и аналитики только и говорили о том, с каким треском реформа финансирования кинематографа вот-вот провалится. На студиях, попавших в число лидеров и получивших от Фонда деньги, отвечали - подождите! Ведь ничего еще толком не дали! Ведь деньги еще толком не использовали! Ведь мы еще ничего не выпустили!
Теперь вроде все согласились: к 2012 году можно будет подвести итоги проката большинства поддержанных Фондом картин и тогда уже решить, имело ли смысл заводить в России систему мейджоров. В самом Фонде убеждены, что, конечно, имело - просто теперь, когда индустрия спасена, эту систему предстоит модифицировать: перестать раздавать всем денег поровну, наладить поддержку независимых продюсеров, навести порядок в прокате - и зарубежном, и нашем, - затащить в Россию иностранные съемочные группы, разобраться с авторскими правами и цифровыми экранами и познать самое себя. Каким образом - тоже станет известно в следующем году, когда Фонд обретет нового главу попечительского совета, взамен командированного в парламент Александра Жукова.
6. Цирк, да и только
Министр культуры Авдеев в начале 2011 года назвал одной из приоритетных задач ведомства - масштабное реформирование российского цирка, некогда самого лучшего в мире, приносившего государству огромный и стабильный доход в разной валюте, а ныне находящегося в экономическом и творческом кризисе. Проект развития циркового искусства в России на 2012-2017 годы совместными усилиями разработали Минкультуры и Росгосцирк. Один из главных пунктов документа - финансовая самостоятельность региональных цирков: выручка от проката программ должна теперь оставаться в распоряжении директоров, а не стекаться в Москву, в Росгосцирк, в ведении которого останется цирковая недвижимость. На Росгосцирк теперь возложат еще и ответственность за подготовку кадров и организацию биржи для продажи цирковых программ. Большее внимание в проекте уделено состоянию региональных цирков - многие из них сильно обветшали и требуют срочного ремонта. По предварительным подсчетам, ремонт всех зданий будет стоить, по словам главы Росгосцирка Александра Калмыкова, "примерно как один бомбардировщик - порядка 26 миллиардов рублей". Не все цирковые руководители и артисты одобрили проект реформы, на что Минкультуры ответило, что это "черновик", требующий тщательной доработки, и пообещало представить "чистовик" не позднее сентября. "Сроки у нас минимальные, потому что мы обещали всей стране сделать это еще в прошлом, 2010 году", - резюмировал глава ведомства. Но и в уходящем году страна не дождалась обещанного.
В Минкультуры уверяют, что уж в 2012 году все цирковые проблемы будут решены, в том числе административные, - наконец-то пройдет конкурс на должность гендиректора Росгосцирка. Александр Калмыков, в 2009 году сменивший на этом посту Мстислава Запашного, не был выбран из нескольких кандидатов, как положено по закону, а лишь назначен Минкультуры до объявления конкурса. Также не был проведен положенный по закону конкурс на должность директора Большого московского цирка на проспекте Вернадского. Пока российские чиновники решают, как поднять из руин самое народное искусство, канадский Cirque du Soleil строит планы завоевания российского рынка и на целых три месяца займет Кремлевский дворец с новым грандиозным спектаклем "Заркана", который уже с успехом прошел в Нью-Йорке. Руководство "цирка Солнца" признается, что оккупация Кремля станет тестом готовности российского рынка принять канадцев всерьез и надолго. Если Cirque du Soleil пустит корни на нашей почве, поднимать наш цирк будет гораздо сложнее из-за мощного конкурента, который оттянет на себя зрителей.
7. А вдруг Radiohead?
В России, казалось бы, побывали почти все ныне действующие звезды первой величины, однако следующий год снова выдался богатым на визиты героев рок-музыки. Свои концерты уже подтвердили американские группы Red Hot Chili Peppers и Garbage - последняя начнет в нашей стране первый за семь лет мировой тур. Культовые британцы Black Sabbath во главе с Оззи Осборном тоже дадут старт мировым гастролям в Москве, впервые посетив Россию в классическом составе. А исландка Бьорк закроет программу ежегодного опен-эйра "Пикник "Афиши" своим новым проектом Biophilia.
Кроме того, свой последний альбом привезет в столицу легендарный финский коллектив Nightwish, а немцы из Rammstein дадут сразу два концерта подряд в рамках тура Made in Germany 1995 - 2011. Scorpions тоже не отставят Россию без внимания - музыканты, которые уже дважды выступили в Москве в рамках прощального тура The Final Sting, неожиданно объявили об очередном "последнем" концерте в Москве в следующем году.
Солист Scorpions: вдохновение для Wind Of Change пришло из России >>
Несомненно, в 2012 году, как и всегда, список звездных концертов пополнится. И, чем черт не шутит - вдруг российским промоутерам удастся закрасить последнее белое пятно в концертной истории России, устроив приезд культовой группы Radiohead? Если не сольное выступление, то хотя бы на какой-нибудь фестиваль типа возродившегося Maxidrom'a. По крайней мере, в гастрольном графике британцев на лето 2012 года Европа значится.
8. Разведка донесла
Издатели не очень охотно делятся своими творческими планами - из суеверия и из-за боязни конкурентов, а также потому, что, как правило, составляют расписание выхода новинок на ближайшие два-три месяца. Но из перечня книг, которые выйдут в 2012 году, читателей, наверняка, заинтересует новый роман Андрея Геласимова "Холод" ("Эксмо"), шестой том летописи Леонида Парфенова "Намедни", второй том сборника сатирических стихов Быкова "Гражданин Поэт", которые в одноименном проекте читает Михаил Ефремов ("Азбука-Аттикус"). АСТ готовит две книги "короля ужасов" Стивена Кинга, которые еще не выходили по-русски: четыре новеллы "Тьма и больше ничего" и роман "Под Куполом". Там же выйдут новая книга Захара Прилепина "Восьмерка", биография Владимира Познера "Прощание с иллюзиями", которую он писал 15 лет (в Америке книга стала абсолютным бестселлером). Готовят в АСТ к публикации заключительную часть квадриги Александра Иличевского, в которую входят "Матисс", "Перс", "Математик" - "Анархисты", и новый роман самого читаемого писателя-мистика Паоло Коэльо "Алеф", "Война и мир Вячеслава Тихонова" - биографию актера, написанную его дочерью на основе семейного архива. Кроме того, в АСТ перешла Людмила Улицкая, и в конце этого года издательство приступило к переизданию всех ее произведений. Книги издаются в новом оформлении и в новой редактуре. В новом 2012 году АСТ ожидает от Улицкой новинку. Известно лишь, что это будет не роман.
9. Такое кино
Фильм Сергея Лобана "Шапито-шоу", получивший на 33-м ММКФ специальный приз жюри, 26 января выйдет в прокат. Четыре новеллы, сюжеты которых причудливо переплетены, рассказывают о людях, для которых обычная поездка в Крым, становится переломным моментом в их судьбах. Одну из главных ролей в картине исполнил Петр Мамонов.
Премьера самой ожидаемой отечественной премьеры 2012 года - фильма "Фауст" Александра Сокурова, получивший в Венеции "Золотого льва", состоится 9 февраля. В основу фильма, сценарий к которому написал Юрий Арабов, легла первая часть одноименного произведения Гёте. "Фауст" завершает сокуровскую историческую тетралогию, в которую также входят фильмы "Молох", "Телец" и "Солнце".
На 22 марта намечен выход в российский прокат фильма классика мирового кинематографа, венгерского режиссера Белы Тарра "Туринская лошадь". Картина начинается с мифической истории из жизни Ницше: однажды философ увидел, как извозчик избивает хлыстом упрямую лошадь, подошел к ней, обнял ее за шею, после чего лошадь отправилась домой, а Ницше навсегда замолчал и провел остаток жизни в больнице для душевнобольных. Фильм рассказывает о шести днях из жизни хозяина лошади и его дочери, последовавших за этой встречей с Ницше. Картина завоевала гран-при жюри, "Серебряного медведя", на Берлинале-2011, и, по признанию самого режиссера, станет последней в его творчестве.
На экраны страны 10 мая выйдет новая работа Тима Бёртона - фильм "Мрачные тени", снятый по одноименному телесериалу конца 60-х годов и рассказывающий о жизни всякой нечисти вроде вампиров, привидений и ведьм. Главную роль - кровопийцы по имени Барнабас Коллинз - играет вечный бёртоновский протагонист Джонни Депп, компанию которому составят Ева Грин, Мишель Пфайффер и Хелена Бонэм-Картер. Чуть позже, в октябре 2012, на экраны должна выйти еще одна работа Бёртона - полнометражный анимационный ремейк его собственной короткометражки 1984 года "Франкенвинни" про воскресшую из мертвых собаку.
В первую неделю ноября в российский прокат выйдет очередной фильм Вуди Аллена "Римские каникулы". Сам режиссер сыграет в картине одну из главных ролей - отца героини, который приезжает в Рим, где им предстоит познакомиться с будущим зятем. Помимо самого Вуди Аллена в фильме снялись молодые актеры Эллен Пейдж ("Джуно") и Джесси Айзенберг ("Социальная сеть"), а также звезды мирового кинематографа Пенелопа Круз, Алек Болдуин, Орнелла Мути и Роберто Бениньи.
Последний месяц 2012 года порадует любителей кинопремьерой нового фильма Питера Джексона - 13 декабря на экраны выйдет "Хоббит: Нежданное путешествие". Картина является приквелом трилогии Джексона "Властелин колец" и экранизацией романа Толкиена "Хоббит, или Туда и обратно". Сюжет рассказывает о путешествии хоббита Бильбо Бэггинса и 13 гномов за сокровищами, принадлежавшими гномам и похищенными драконом по имени Смог. Помогают героями волшебник Гэндальф, эльфы, орлы и даже люди. Молодого Бильбо Бэггинса сыграл актер Мартин Фримен, в остальных ролях - уже знакомые по "Властелину колец" исполнители: Иэн Маккелен, Энди Серкис, Кейт Бланшет, Элайджа Вуд и Орландо Блум. Особого упоминания заслуживает также Стивен Фрай, сыгравший в фильме роль правителя города Эсрагота.
Помимо вышеназванных фильмов, выход которых официально назначен на 2012 год, в российский прокат, возможно, выйдет долгожданная "История арканарской резни" Алексея Германа. Режиссер работал над экранизацией повести братьев Стругацких "Трудно быть Богом" с 1999 года.
10. Первый звонок
В Большом театре самая ожидаемая премьера - это, конечно, "Князь Игорь" в постановке Юрия Любимова. Кроме того, впервые в истории Большого театра на его сцене будет поставлена опера Рихарда Штрауса "Кавалер розы", а что касается балета, то в новом сезоне запланирован выпуск двух спектаклей: "Манон" и "Вальсы Баланчина".
Постановку Любимова ждут и в театре имени Вахтангова, где он предполагает делать спектакль по роману Достоевского "Бесы".
Театр имени Маяковского выпустит в новом году спектакль "Таланты и поклонники" Александра Островского. Это станет первой работой нового художественного руководителя театра Миндаугаса Карбаускиса, для которого работа с классической пьесой - редкость. В Малом самый ожидаемый спектакль, над которым давно работает Сергей Женовач, - "Из записок старого человека", где в главной роли выступит народный артист СССР, художественный руководитель театра Юрий Соломин. В спектакле "Пиковая дама", который поставит Андрей Житинкин, наконец, в главной роли выступит ведущая актриса труппы народная артистка СССР Элина Быстрицкая.
Впервые в театре "Современник" представит свой спектакль "Анархия" Гарик Сукачев, а в театре Сатирикон его руководитель народный артист РФ Константин Райкин готовит к открытию уже нового сезона постановку "Ромео и Джульетты" по Шекспиру.