Рейтинг@Mail.ru
Бацулин: лицеи и гимназии давно не борются за учеников - РИА Новости, 20.12.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бацулин: лицеи и гимназии давно не борются за учеников

Читать ria.ru в
Рейтинг «Где и чему учится будущая элита страны», подготовленный РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор», представляет школы с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии трех российских регионов. О том, как школы повышенного статуса добиваются высоких результатов, рассказал в интервью РИА Новости заместитель директора гимназии № 12 г. Новосибирска Константин Бацулин. Беседовала Ирина Зубкова.

Рейтинг «Где и чему учится будущая элита страны», подготовленный РИА Новости  в рамках проекта «Социальный навигатор», представляет школы с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии трех российских регионов. О том, как школы повышенного статуса добиваются высоких результатов, рассказал в интервью РИА Новости заместитель директора гимназии № 12 г. Новосибирска Константин Бацулин. Беседовала Ирина Зубкова

- Константин Борисович, полезен ли независимый рейтинг для школ, для родителей, для руководителей органов образования?
- Для школ - да, он удовлетворяет наше тщеславие. При этом и наши проблемы показывает. Нам нужно поработать над последней группой критериев: «Возможность индивидуального развития для учащегося». Но более рейтинг для родителей. Ведь мы уже давно не боремся за учеников. Наоборот, приходится ограничивать прием. Первого апреля в четыре утра к гимназии невозможно подойти, потому что начинается запись в первый класс. Стены уже не расширишь. Нам приходится заниматься в двух зданиях в две смены с восьми утра до семи вечера.

- Но гимназии и лицеи не смогут учить всех школьников. Где выход?
- Решением проблемы качества образования должна быть реорганизация. Слабые школы нужно присоединять к сильным, делать их филиалами. Вот если тот директор не справляется, а в гимназии № 12 все хорошо, то пусть его школа станет нашим филиалом, и руководить ею будет наш директор, по нашим стандартам и принципам. Тогда ее учителя - я уверен, тоже хорошие специалисты - войдут в нужное русло и будут лучше работать.

- От чего зависят высокие результаты школы?
- От многих факторов, и один из важнейших - оснащение школы, материальные условия. Без этого современное обучение невозможно. Мы купили хорошую технику, когда победили в конкурсах в рамках национального проекта: в 2006 и в 2008 году. Во всех кабинетах у нас интерактивные доски SMART. Кабинет информатики есть даже в начальной школе. Да что там информатика - у нас кабинет географии с метеорологической станцией: датчики - осадкомеры, измеритель силы ветра, барометр - висят за окнами, а приемник подключен к компьютеру. В нем можно обрабатывать данные, строить графики, делать прогнозы погоды - так что изучать предмет нашим ребятам интересно. Даже в кабинетах технологии у нас стоят компьютеры и проекторы. Перед тем как изготовить деталь на столярном или слесарном станке, мальчишки делают электронные чертежи с помощью специальных программ. И девочки в швейном кабинете делают выкройки на компьютере, а вырезает их плоттер. Там профессиональные швейные машины, оверлоки и даже парогенератор в кабинете.

- Не каждой школе финансы позволяют все это приобрести.
- Каждой! Многие завистливо жалуются: «Ну конечно, вы же гимназия, у вас другие деньги». Приходится все время доказывать, что это неправда, что деньги-то у нас с ними одинаковые. В нашем регионе при подушевом финансировании на каждого ученика государство выделяет по 19 тысяч рублей в год. Из них по 1300 рублей мы должны израсходовать на основные средства: на технику и мебель. Но мебель редко из строя выходит, особенно если сразу купить хорошие парты, столы и стулья, а не по принципу «лишь бы подешевле». Так что большая часть идет именно на технику. В обычных школах финансирование на ученика пониже, но за счет того, что учеников там больше, бюджет на основные средства получается таким же, как у нас, или даже выше.

- Но принято считать, что школам государственных денег всегда не хватает.
- Все зависит от того, как ими распорядиться. Другие школы каждый год красят стены дешевой краской. Мы купили краску дорогую - она служит в несколько раз дольше. Можно крышу каждый год гудроном поливать - а можно сделать микрорезиновое покрытие, у него на 25 лет гарантия. Если распоряжаться деньгами с умом, то на оснащение школы остается вполне достаточно.

- Лицей и гимназия - это ведь не только материальное оснащение. Каждый ли ученик справляется с программой?
- Дети разные, и учеба дается всем по-разному. Но результат зависит не столько от способностей, сколько от мотивации к учебе, а она поддается педагогическому воздействию.

- Ваши ученики сильно перегружены?
- Нагрузка выше, чем в обычных школах, но я не считаю, что они перегружены. Сейчас дети информацию получают не так, как когда-то их родители, бабушки и дедушки. Цифровая информация - из компьютера, из телевизора - воспринимается легче, без утомления. Так что я бы предложил пересмотреть старые СанПиНы относительно нагрузки. Кроме того, уже давно старшеклассники уделяют повышенное внимание только профильным для себя предметам, все остальное - не более чем положено по стандарту.

- Что же такое, по-вашему, школа повышенного статуса? Для каких детей она предназначена?
- Для одаренных. Но их очень мало - с медицинской и с психологической точки зрения, по-настоящему талантливых детей в России столько, что для них на всю страну хватило бы десятка спецшкол.

- Должно ли различие между обычными школами и школами повышенного уровня углубляться?
- Думаю, оно должно, наоборот, сглаживаться. Школы постепенно пройдут этот разрыв. Будут спецклассы с углубленным изучением тех или иных предметов; у каждой школы будет своя специфика, а у ученика - выбор, куда пойти. Но начальное и основное предпрофильное образование везде должны быть одинаково качественными. Начальную школу родители должны выбирать не по принципу «какой там профиль», а чтобы она была поближе к дому, чтобы маленький ребенок не ехал через весь город с тяжелым ранцем. Среднюю школу я бы выбирал по наличию дополнительных возможностей: кружков, спортивных секций. Ну а в старшей должно быть профильное обучение, причем в любой, не только в лицее или гимназии.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала