Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Смена караула в Госдуме как символ парламентской дискуссии

© РИА Новости / Виталий Белоусов / Перейти в фотобанкГенсовет партии "Единая Россия" выдвинул Сергея Нарышкина на пост спикера Госдумы
Генсовет партии Единая Россия выдвинул Сергея Нарышкина на пост спикера Госдумы
Читать ria.ru в
Заседание Генсовета партии "Единая Россия", на котором были анонсированы перемены во фракции и новые кандидатуры на роль руководителей Думы, оставляет у экспертов двойственное ощущение. Подчеркивая очевидный разворот к более тонким консенсусным механизмам принятия парламентских решений, политологи отмечают возрастающую сложность управления и целый ряд системных проблем в работе законодательной ветви власти.

Константин Богданов, РИА Новости.

Заседание Генсовета партии "Единая Россия", на котором были анонсированы перемены во фракции и новые кандидатуры на роль руководителей Думы, оставляет у экспертов двойственное ощущение. Подчеркивая очевидный разворот к более тонким консенсусным механизмам принятия парламентских решений, политологи отмечают возрастающую сложность управления и целый ряд системных проблем в работе законодательной ветви власти.

На прошедшем в субботу Генеральном совете партии "единороссы" выдвинули на пост спикера Думы главу администрации президента Сергея Нарышкина (возглавлял список "Единой России" в Ленинградской области), на пост первого вице-спикера - вице-премьера Александра Жукова (избирался по калининградскому списку), а старшим в "медвежью" фракцию предложен глава Центрального исполкома "Единой России" Андрей Воробьев.

Концепция поменялась

Решения Генсовета стали элементом смены модели управления парламентским большинством, считают эксперты. Прежняя концепция, напомним, сводилась к концентрации в руках Бориса Грызлова (покинувшего ныне Думу) поста спикера и руководителя фракции, составлявшей конституционное большинство в нижней палате.

Это была достаточно авторитарная модель, но она значительно ускоряла проведение через палату законопроектов, инициированных президентом и правительством. Теперь, как полагают политологи, партийная политика ЕР в Думе должна стать более гибкой.

"Мы получаем дисперсную, диверсифицированную систему, отличающуюся от прежней, концентрированной. Это связано с необходимостью реагировать на оперативные запросы, на то, чтобы деятельность думского большинства была более динамичной", - сообщил РИА Новости генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

Эксперты отмечают тот факт, что Дума потихоньку возвращает себе статус "места для дискуссий". По мнению президента фонда "Петербургская политика" Михаила Виноградова, в нынешних назначениях прослеживается "акцент на людей, в большей степени склонных к ведению диалога". По мнению Виноградова, это актуально не только для межфракционного взаимодействия, но и для самой фракции ЕР, "потому что многие ее члены жаловались на командный стиль управления".

"Можно было, конечно, обеспечить полное доминирование партии власти (конституционное большинство) любыми средствами. Но в условиях и так раздающейся критики и обвинений в фальсификациях на выборах это могло бы привести к взрыву", - полагает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, отмечая, что расширение  оппозиционного представительства и политической коммуникации повысит легитимность новой Думы в глазах избирателей.

"Либо было бы конституционное большинство - и, в результате, ущербный и нелегитимный парламент, деятельность которого вызывала бы только раздражение и протест. Либо - вот такая неудобная Дума, в которой придется договариваться, но в которой у власти все равно есть большинство и парламент не хаотичен", - заключает эксперт.

Фигуры диалога

В современных условиях, считают политологи, неизбежен переход от парламента, превратившегося, по словам Дмитрия Орлова, в "министерство законов", к более консенсусной политической площадке. В связи с этим особо отмечают появление Сергея Нарышкина и возвращение в парламент Александра Жукова.

"Жуков имеет опыт работы в трех Думах, причем как раз в тех, которые принципиально отличались от Четвертой и Пятой. Это были плюралистичные Думы, в которых нужно было договариваться с оппозицией", - говорит Алексей Макаркин. По его мнению, Жуков показал себя успешным председателем бюджетного комитета - "самого сложного и самого конфликтного комитета Думы". "И в этой парламентской ситуации, от которой власть уже отвыкла за восемь лет, опыт Жукова может быть полезен", - замечает Макаркин.

При этом эксперты полагают, что Сергей Нарышкин в роли спикера будет несколько дистанцирован от фракции "Единой России". "Его задача - работать (возможно, с участием Жукова как первого вице-спикера) с главами фракций, договариваться, усиливать мнения других. Поэтому должности [главы фракции и спикера] разделены", - подчеркивает Алексей Макаркин различия с предыдущей Думой, где оба эти поста были закреплены за Борисом Грызловым.

"[Нарышкин] становится кем-то вроде арбитра, что обусловлено и характером самого Нарышкина (он довольно умеренный политик, склонный к диалогу), и задано самой конструкцией думской фракции ЕР, где есть Жуков (очевидное лицо фракции), есть Воробьев (достаточно наступательный, энергичный политик). А Нарышкин будет устремлять все стороны к компромиссу", - поясняет суть новой конфигурации думского большинства Дмитрий Орлов.

Комментируя приход на пост главы фракции ЕР Андрея Воробьева, Алексей Макаркин заметил, что это связано, во-первых, с грядущей перестройкой всего партийного аппарата, а во-вторых, с тем, что "на Воробьеве не лежит ответственности за неубедительную победу на выборах". При этом, отмечает эксперт, "у Воробьева как руководителя фракции будет более сложная работа. Нужно будет больше следить за дисциплиной, в том числе за дисциплиной голосования, чтобы не потерять большинство с 238 мандатами".

Левых повернут направо

Российский политический ландшафт последних лет характеризуется довольно резким маятниковыми движениями. В целом за последние 2-3 года риторика власти и электоральные предпочтения, как отмечают политологи, заметно склонились влево, в сторону более социально-ориентированной политики.

Вместе с тем, в среднесрочной перспективе на первые позиции выходят вопросы ограничения государственных расходов и бюджетной дисциплины, что фактически требует проведения правой политики в условиях заметного полевения Думы за счет роста численности оппозиционных партий (КПРФ и "Справедливой России"). Будет ли новый механизм парламентского управления адекватно работать в этих условиях?

"Левоцентристкая (а подчас и левопопулистская) политика последних лет дает неоднозначные результаты. Возникает потребность в более правой политике, но Дума не будет ее драйвером", - считает Михаил Виноградов.

По мнению Алексея Макаркина, законопроекты через такую нижнюю палату проводить станет сложнее, хотя из парламента все-таки не получится "Второй Думы (1995-1999 годы) - символа полной безответственности, когда принимались финансово необеспеченные законы и совершенно фантастические бюджеты".

"Политика ЕР состоит в том, чтобы противостоять левому крылу Думы, представленному КПРФ и "Справедливой Россией", - считает Дмитрий Орлов. Он отмечает, что среди выдвинутых в Думу новых руководителей нет ни одного левого политика. По мнению эксперта, "это явный знак выбора в пользу вполне определенного курса".

"Правоцентристкая ЕР будет сдерживать левый популизм - это не очень электорально привлекательно, следовательно, ставка будет делаться на немного другого избирателя", -  заключает Орлов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала