Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Возможность наступления новой Великой депрессии, о которой предупреждает глава МВФ Кристин Лагард, действительно велика, говорят эксперты. Но они предполагают, что такие заявления могут быть реакцией фонда на отказ ряда государств от участия в финансировании помощи странам, наиболее пострадавшим от долгового кризиса.
Дамоклов меч Великой депрессии
Мир находится на грани Великой депрессии, какая была в тридцатых годах прошлого века, заявила глава Международного валютного фонда Кристин Лагард. "Перспективы развития мировой экономики на данный момент не особенно радужные. Довольно мрачные. Это именно то, что произошло в 1930-х годах, но таких последствий мы не хотим", - цитирует ее газета The Guardian.
Чиновник такого уровня как Лагард впервые говорит о мировом масштабе имеющихся экономических проблем и столь мрачной перспективе. До этого о реальности наступления всемирной рецессии предупреждали - и то весьма осторожно - в основном экономисты и аналитики инвесткомпаний.
Рейтинги банков падают
Снижающиеся рейтинги крупнейших банков, зарегистрированных в разных частях света, лишь подтверждают масштаб надвигающихся проблем. К примеру, 16 декабря международное рейтинговое агентство Fitch понизило на один или два пункта долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) шести крупнейших в мире банков.
С А+ до А были понижены рейтинги американских Bank of America и Goldman Sachs. Британскому Barclays, немецкому Deutsche Bank и швейцарскому Credit Suisse был понижен рейтинг с АА- до А. Французский BNP Paribas теперь имеет рейтинг А+ (был АА-). Причина снижения рейтингов - в увеличении рисков, которые угрожают финансовым рынкам.
На прошлой неделе международное рейтинговое агентство Moody's снизило рейтинг трех крупнейших банков Франции: Credit Agricole, BNP Paribas, Societe Generale. "Ликвидность и условия финансирования ухудшились в значительной степени", - говорилось в сообщение Moody's о состоянии каждого банка. По мнению экспертов агентства, ситуация продолжит ухудшаться.
Страновые рейтинги также падают. Moody's и Standard & Poor's уже поставили под сомнение наивысшую степень (ААА) кредитного рейтинга Франции. Это побудило французские власти пересмотреть свою бюджетную политику на ближайшие годы и объявить в ноябре о новом плане сокращения расходов бюджета.
Понижение рейтинга грозит вообще-то всему Евросоюзу, предупредило в начале декабря рейтинговое агентство S&P. Высший рейтинг ЕС ААА был поставлен на пересмотр с "негативным" прогнозом. Это означает, что вероятность понижения рейтинга в ближайшие 90 дней составляет более 50%.
Спасаться вместе
Кристин Лагард настаивает, что выход из экономического пике мировая экономика сможет только при условии, что страны урегулируют свои разногласия и начнут работать вместе, чтобы преодолеть долговой кризис.
"Нет ни одной экономики в мире - будь то страна с низкими доходами, средним уровнем доходов или хорошо развитой экономикой - которая будет застрахована от кризиса, не только не утихающего, но все больше возрастающего, - сказала глава МВФ. - Это не тот кризис, который может быть решен одной группой стран".
Лидеры стран ЕС, где бушует долговой кризис, ищут средства внутри стран, ужесточая бюджетную политику, а также у иностранных инвесторов. Это непросто. Китай уже ответил отказом. Великобритания также заявила, что не будет выделять деньги проблемным странам.
Отказ ряда государств участвовать в помощи странам, наиболее пострадавшим от кризиса - вот истинная причина пугающей риторики Лагард, говорит РИА Новости аналитик по макроэкономике "ТКБ Капитал" Сергей Карыхалин.
"Наверное, глава МВФ сгущает краски, - сказал он. - Видимо Лагард хочет, чтобы МВФ играл более серьезную роль при решении текущих проблем". Выступление главы МВФ нужно рассматривать в контексте того, что на последнем саммите ЕС европейские лидеры решили предоставить МВФ 200 млрд евро при условии, что и другие страны предоставят МВФ деньги. Но пока согласия в этом вопросе нет. Потому Лагард говорит, что всем странам необходимо участвовать в спасении проблемных государств от кризиса, выделяя средства в МВФ на помощь им. Иначе механизм помощи через МВФ не будет работать, что может привести к еще более негативным последствиям для мировой экономики, пояснил Карыхалин.
Сергей Карыхалин не разделяет мнение главы МВФ о грядущей Великой депрессии. "Безусловно, есть риск рецессии в Европе: по официальным прогнозам рост экономики в странах Старого света не превысит нескольких десятых процента ВВП, а, возможно, роста не будет вообще", - сказал он. Но экономики США и стран БРИК, как прогнозируют эксперты, будут расти на несколько процентов ВВП в год. "Хотя, конечно, темпы роста в развивающихся странах зависят от того, насколько глубокой будет рецессия в развитых странах, потому что они зависят от спроса развитых стран", - пояснил эксперт.
Россия зависит от мировой экономики
Впрочем, если слова Кристин Лагард о возможной Великой депрессии станут суровой реальностью, россиянам придется непросто.
"Россия целиком и полностью зависит от того, что происходит в мировой экономике, - говорит директор департамента экономического анализа ФБК Игорь Николаев. - Цепочка причинно-следственных связей короткая: последовательные спад мировой экономики, снижение спроса на энергоносители и падение цен на них приведет к проблеме сбалансированности бюджета и, что не менее важно, снижению инвестиционной активности". В период любого кризиса инвесторы обычно занимают выжидательную позицию, производство падает, зарплаты снижаются, а безработица растет, перечисляет элементы кризиса эксперт.
Кроме того, Россия входит в новую волну кризиса более ослабленной, чем в 2008 году. "Хотя у нас больше опыта борьбы с кризисом, но у нас меньше золотовалютные резервы и существенно выше зависимость от нефти", - сказал в интервью РИА Новости экс-глава Минфина РФ Алексей Кудрин.
Если бы государство сделало своим приоритетом стимулирование внутреннего спроса, то был бы шанс уменьшить грядущие проблемы для граждан. "Спрос падает, а кризис в других странах приводит к падению и внешнего спроса, - объяснил Николаев. - Активизировать внутренний спрос можно, правильно расставив бюджетные приоритеты". Но в бюджете на будущий год увеличены расходы на оборонку, а на национальную экономику, наоборот, сокращены.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции