МОСКВА, 13 окт - РИА Новости. Законопроект о Федеральной контрактной системе, вероятнее всего, будет внесен в правительство с разногласиями, заявил агентству "Прайм" замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачев.
"Вряд ли ФАС снимет свои разногласия, поэтому мы будем действовать строго по процедуре - текст законопроекта, замечания, таблица разногласий, внесение в правительство", - сказал он по окончании совещания по проблемам системы госзаказа и законопроекту о ФКС, организованного Общероссийским народным фронтом.
Президент РФ Дмитрий Медведев в ноябре 2010 года раскритиковал действующий закон о госзакупках и поручил разработать его новую редакцию с учетом требований инновационного развития. В связи с этим, обсуждались предложения ФАС и законопроект о федеральной контрактной системе, опубликованный Минэкономразвития в начале сентября. На днях глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина доложила о проделанной работе, а президент поручил доработать законопроект о ФКС с учетом общественного обсуждения и замечаний ведомств и внести его в правительство к 1 ноября.
Основные разногласия между ведомствами касаются вопросов сохранения закона N94. МЭР предлагает по частям вводить в действие ФКС с отменой закона о госзакупках. Это, по мнению ФАС, привело бы к слому системы, которая сейчас позволяет государству экономить при заказе порядка 200 миллиардов рублей ежегодно. Кроме того, МЭР предлагает расширить способы размещения контракта, разрешив заказчикам наряду с аукционами использовать различные виды конкурсов и переговоры. В ФАС полагают, что такой шаг приведет к росту коррупции в этой сфере.
На совещании ОНФ начальник управления Федеральной антимонопольной службы по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев выступил с резкой критикой законопроекта о ФКС, который, не решает всех накопившихся в системе госзаказа проблем, а более того, по его словам, может вернуть коррупционную практику 90-х годов.
ФКС или...
"Законопроект Минэкономразвития во многом представляет набор деклараций, без детализации в нормах", - сказал он после совещания агентству "Прайм".
По мнению Евраева, этот документ "концептуально сделан так, что его сложно исправить, нужно его полностью переписывать, чтобы решить задачи, которые поставил президент и правительство".
"Мы не просто говорим "нет", мы подготовили альтернативу", - сообщил он, добавив, что ФАС разработала отдельный документ, который можно назвать законопроектом о госзаказе или о планировании, размещении и исполнении закупок, а не просто поправки в 94-й закон.
По словам представителя ФАС, документ будет представлен в правительство также до 1 ноября, как и законопроект по ФКС, по которому есть соответствующее поручение президента.
Лихачев в свою очередь заявил, что при доработке законопроекта о ФКС в указанные сроки необходимо будет просмотреть всю технологию процедур, "чтобы исключить какое-то ни было ручное регулирование самих процедур размещения". Кроме того, предстоит уточнить положения, связанные с разграничением полномочий различных уровней власти.
Кроме того, по его словам, требует доработки информационная система, но на уровне подзаконных актов, постановлений правительства и так далее. "Потому что функционал мы описываем в законе, а по технологическим решениям, по архитектуре это очень сложно и требует обсуждения со специалистами и с общественниками", - добавил замминистра.
"Никакой суеты и судорожности (при доработке законопроекта - ред.) не будет, будет в соответствии с поручениями президента ускоренная работа, потому что времени нам не так много отведено, но неоднократно состоятся дискуссии по отдельным нормам законопроекта", - заверил он.
Предложения ФАС
В своем законопроекте ФАС предлагает централизовать функции по размещению заказов на уровне федеральных министерств и специальных уполномоченных органов в регионах. Таким образом, у небольших бюджетных учреждений отпадет необходимость отдельно закупать товары. Кроме того, служба предлагает утвердить типовые требования к стандартной продукции, закупаемой государством: канцтоварам, продуктам и т.д.
Планируется создать единый центр экономической конъюнктуры рынков, который бы определял стартовые цены контрактов для аукционов госзаказчиков. Специальные ведомства, организованные на федеральном и региональном уровне, должны отвечать за планирование госзаказа, проверку обоснованности начальной цены контракта, формировать корректные технические задания на аукционы, сопровождать процедуры заключения и исполнения контрактов, а также анализировать их результаты.
Кроме того, ФАС предлагает законодательно ограничить закупки чиновниками товаров "премиум-класса". В первую очередь, как заявлял ранее Евраев, это касается престижных марок автомобилей, ограничения для которых могут быть установлены как по цене машины, так и по техническим требованиям к ней.
Чтобы снизить случаи мошенничества ФАС предлагает ввести финансовое обеспечение в виде денежных или банковских гарантий для всех контрактов стоимостью свыше 10 миллионов рублей. Служба предлагает увеличивать размер обеспечения контракта в 1,5 раза, если его цена на аукционе падает более чем на 30%. Для проведения небольших до 7 миллионов рублей закупок экстренно необходимых товаров ФАС предлагает ввести понятие "короткого аукциона". Общие сроки процедур для таких торгов снижаются с 20-25 дней до 10-13 суток.
Кроме того, предлагается ввести упрощенную в течение 10 дней процедуру расторжения контрактов вместо действующей сейчас судебной. По законопроекту ФАС исполнители научно-исследовательских работ должны иметь опыт осуществления такого контракта в течение последних пяти лет. При этом стоимость предыдущего контракта должна составлять не менее 20% от начальной цены нового договора. Кроме того, такие организации должны иметь в штате не менее двух научных работников высшей квалификации.
Концепция МЭР
Минэкономразвития в свою очередь предлагает расширить способы размещения контракта, разрешив заказчикам наряду с аукционами использовать различные виды конкурсов и переговоры, а основной процедурой при госзакупках должен стать открытый конкурс. Сейчас, по оценке ФАС, порядка 50% госзаказа проходит через электронные аукционы, но по мнению главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, "антикоррупционный потенциал электронного аукциона исчерпан", к тому же аукцион не может использоваться при закупках НИОКР и сложной техники, полагает министр.
Законопроект расширяет количество процедур при госзакупках почти до десяти. Кроме аукциона, это открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры и закупки из единственного источника.
В то же время для борьбы с демпингом аукционы по госзакупкам предлагается отменять, если цена на них опускается ниже стартовой на 25%. Кроме того, законопроект устанавливает право одностороннего изменения и расторжения контракта в ограниченных случаях, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.
Еще одной существенной новацией стала прописанная в законопроекте система контроля, включая общественный, над всем циклом госзакупок: от прогнозирования и планирования до анализа соответствия полученного результата заявленным государственным нуждам. Включая общественный контроль.
Сами же ведомства получат больше возможностей контролировать заказчиков, но при этом их персональная ответственность также будет выше, "вплоть до дисквалификации и увольнения, административного и уголовного преследования" предполагается создание специальных контрактных служб.