Алексей Левыкин, который вот уже год возглавляет Государственный исторический музей (ГИМ), рассказал РИА Новости, чем собирается заманивать публику в здание на Красной площади, почему сложно пользоваться брендом "собор Василия Блаженного" и откуда в музеях берутся сокровища. Беседовала Мария Ганиянц.
- Исторический музей — это не только двухбашенное здание на Красной площади, но еще и музей Ленина, и палаты Романовых в Зарядье, и часть комплекса, расположенного на Измайловском острове. Но самое известное здание - Покровский собор, он же — храм Василия Блаженного. В последнее время там ведутся активные реставрационные работы. Не удалось ли обнаружить подземный ход, который, по словам московских диггеров, ведет от собора на ту сторону реки? А может, библиотеку Ивана Грозного откопали?
- Библиотека или Либерия Ивана Грозного, - скорее всего, красивая легенда. Слухи о ее исчезновении несколько преувеличены. На территории Московского Кремля с незапамятных времен хранились княжеские, а затем царские сокровища, архивы, книги. Многие из них уже безвозвратно утрачены, но остальные находятся в коллекциях Музеев Московского Кремля и Оружейной палаты и доступны посетителям.
А вот подземный ход наши реставраторы в Покровском соборе не нашли. Зато совсем недавно было обнаружено неизвестное ранее пространство под полом ризницы. Покровский собор строился и перестраивался в течение многих лет, и в том виде, в каком он был поставлен в 1562 году, его уже нет. Так вот, в результате одной из многочисленных переделок образовалось помещение, частично закрытое полом. Для исследователей особенно важно, что придел был пристроен в XVII веке. Мы получили возможность увидеть часть cоборной стены в ее первозданном виде и теперь продолжим работы по воссозданию ризницы, а подпольное пространство покажем через стекло со специальной подсветкой. Не исключено, что будут еще открытия.
Прочитайте интервью директора музея "Покровский собор" >>
- Храм Василия Блаженного — еще и самый известный бренд, связанный с Москвой. Кому принадлежат права на его использование?
- Покровский собор, действительно, памятник уникальный, один из главных символов России и Москвы. Вопрос о правах на использование бренда - весьма тонкий. Пока, думаю, права на бренд "Покровский собор" не принадлежат никому. Хотя чисто юридически они относятся к Историческому музею и, возможно, мы ими воспользуемся.
Посетите интерактивную экскурсию по Храму Василия Блаженного >>
- А что вам мешает это сделать?
- Ничего. Мы и собираемся это сделать — но очень осторожно. Не менее осторожно мы используем и само здание собора для различных непрофильных нужд — съемок, мероприятий и пр. Покровский собор ведь не только музей, но и храм. И мы с РПЦ пользуемся им на паритетных началах. Например, в честь его 450-летия 12 июля мы думали устроить на фасаде лазерное шоу, но настоятель, отец Вячеслав, объяснил, что церковь возражает против показа картин на стенах храма — и шоу делать не стали.
Нас беспокоит другое. На Красной площади в последнее время проводится множество разных непонятных мероприятий - гонки "Формулы-1", рок-концерты. Любой рок-концерт влияет на состояние памятника: собор дрожит от вибраций, на нем это, естественно, очень плохо отражается. На наш взгляд, количество мероприятий на Красной площади должно быть строго нормировано. И проводиться они должны так, чтобы не влиять на выдающиеся памятники.
Подробнее о творческом конкурсе, посвященном Покровскому собору >>
- Какой ежегодный бюджет у ГИМа?
- В общей сложности около 1 миллиарда рублей в год.
- Какую часть из них музей зарабатывает самостоятельно?
- Очень мало, чуть более 100 миллионов рублей. Но мы будем очень многое менять в этом направлении: начнем больше работать с посетителями, перестроим отношения с организаторами экскурсий. Исторический музей нужно позиционировать как единственное в столице место, где хранятся уникальные коллекции древнерусского искусства. Таких сокровищ нет даже в Оружейной палате: там памятники XVI-XIX веков, а все, что было раньше, - артефакты скифов, готов, гуннов, - все у нас. Я уже не говорю об истории Октябрьской революции и предметах советского периода: в музее Ленина есть знаменитое "простреленное пальто" Владимира Ильича, личные вещи Сталина. Но чтобы все это показать, надо решить вопрос экспозиционных площадей.
- А почему бы не заработать на брендах и торговле сувенирной продукцией уже сейчас, ведь музей может выпускать все: от кружек с Покровским собором до броневичков с Лениным? Иностранцы, да и наши на корню все скупят.
- Все не так просто, ведь мы бюджетная организация. Чтобы нормально функционировала система сувенирной продукции, нужно вложить средства, а у нас их нет. Хотя именно сувенирная продукция, наряду с продажей билетов, приносит музеям основной доход.
- Откуда возьмутся дополнительные выставочные площади?
- Мы хотим создать крупное фондохранилище, куда можно было бы перевезти из центра Москвы все коллекции, а в центре освободить место для выставок и постоянных экспозиций. Уже сейчас идет реставрация и приспособление принадлежащих нам зданий. В бывшем музее Ленина на первом этаже предполагается создать целый выставочный комплекс на 1000 квадратных метров. Это будет единственная крупная выставочная площадка музейного уровня в центре города.
Ведется работа по созданию Музейного квартала, куда войдет территория, ограниченная проездом Воскресенских ворот, линией здания бывшей Городской Думы, более известной под названием Музей Ленина, Историческим музеем и отрезком Никольской улицы до перехода в метро Площадь революции. Иными словами, это бывшая территория старого Монетного двора, - всего пять строений; частично там будут размещены экспозиции, что-то мы используем для административных нужд.
Основные средства идут на реставрационные и строительные работы. Например, сейчас создается музей войны 1812 года: внутренний двор музея Ленина перекроют прозрачной крышей, получится двухуровневый павильон площадью 1200 кв. метров. Следующей осенью мы, надеюсь, его откроем. На строительство из федерального бюджета выделено чуть более 400 миллионов рублей.
- Чем этот музей наполнится?
- Фондов у нас хватит. В 1912-м, во время празднования столетнего юбилея Отечественной войны,была организована очень большая выставка, посвященная той эпохе, и даже возникла идея создания музея 1812 года, но наступила Первая мировая, затем пришел "гегемон", и все пошло прахом. Но часть коллекции аккумулирована в фондах Исторического музея. Кроме того, музей готов способствовать и показу частных коллекций, так как мы знаем, что сейчас многие в России увлекаются наполеоновской тематикой.
В наши дни во многом повторяется ситуация петровского времени, когда Россия как пылесос втягивала в себя все лучшее в европейском искусстве. Итогом стал один из лучших музеев мира – Эрмитаж. Очень большое количество выставок ГИМа связано именно с частными коллекциями.
- Как вы пополняете фонды? Отслеживаете ли шедевры на аукционах?
- Чтобы отслеживать появление музейных редкостей на различных аукционах, должна быть специальная служба, которой у нас попросту нет. Да и на закупки мы можем тратиить всего несколько миллионов рублей в год. Мы регулярно пополняем все подразделения - и отдел рукописей, и отдел драгметаллов, - но покупаем в основном у населения. Правда, порой коллекционеры идут на существенные уступки, чтобы повысить свое реноме. Сам факт, что у из коллекции приобретены вещи в ведущие музеи страны, поднимает ее ценность. С этим связано и стремление демонстрировать свои работы на площадках музея. А заодно коллекционеры нередко финансируют выставки.