Рейтинг@Mail.ru
Татьяна Сарачева: не надо искать в Покровском соборе мнимые тайны - РИА Новости, 23.06.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Татьяна Сарачева: не надо искать в Покровском соборе мнимые тайны

© РИА Новости / Наталья ПоповаДиректор музея "Покровский собор (храм Василия Блаженного)" Татьяна Григорьевна Сарачева
Директор музея Покровский собор (храм Василия Блаженного) Татьяна Григорьевна Сарачева
Читать ria.ru в
Дзен
Покровский собор (Храм Василия Блаженного) – символ Москвы и России – 12 июля этого года отмечает 450-летие. О том, почему "днем рождения" храма считается этот день, о подготовке празднования юбилея, а также о легендах и загадках самого известного храма нашей страны РИА Новости рассказала директор музея "Покровский собор" Татьяна Григорьевна Сарачева. Беседовала Наталья Попова.

Покровский собор (Храм Василия Блаженного) – символ Москвы и России – 12 июля этого года отмечает 450-летие. О том,  почему "днем рождения" храма считается этот день, о подготовке празднования юбилея, а также о легендах и загадках самого известного храма нашей страны РИА Новости рассказала директор музея "Покровский собор" Татьяна Григорьевна Сарачева. Беседовала Наталья Попова.

- Этот год - юбилейный для музея Покровский собор (Храм Василия Блаженного). Как вы готовитесь к празднованию?

- Празднование нашего юбилея началось еще в конце 2010 года. В ноябре открылась выставка "Золото ризницы" в бывшей ризнице Покровского собора, и уже эта выставка была приурочена к торжествам. Последующие мероприятия мы спланировали так, чтобы празднования продолжались весь год.

В начале 2011 года Покровский собор впервые стал участником конкурса ледовой скульптуры Гран-при России-2011. На территории нашего храма проходил заключительный этап большого конкурса, проводившегося в Мурманске и Санкт-Петербурге. У стен Покровского собора возвели изо льда скульптуру храма таким, каким он был в конце XVI – начале XVII века, как он изображен на гравюре известного путешественника Адама Олеария. Он существенно отличался от современного собора, так как с течением столетий собор не раз перестраивался, достраивался и менял свой вид.

Посмотрите фотоленту о конкурсе ледовой скульптуры на территории Покровского собора >>

Еще два значимых мероприятия проводились в начале года: конкурс детских творческих эссе о Покровском соборе, он стартовал в декабре прошлого года, а итоги мы подвели 18 апреля в день культурного наследия. Ровно через месяц, 18 мая мы провели акцию "Рисуем Покровский собор", в которой приняли участие и дети, и взрослые. Работы участников акции мы планируем представить на выставке, которая откроется  в зале, расположенном на Воскресенских воротах Исторического музея 12 июля – в кульминационный день наших торжеств.

Посмотрите видео о проведении конкурса "Рисуем Покровский собор" >>

- Дата 12 июля - особый для музея день. Какие мероприятия будут приурочены к этой дате?

- Именно эта дата считается точкой отсчета возраста нашего храма – 450 лет назад был освящен Покровский собор, что ознаменовало завершение его строительства. Дата указана в надписи, расположенной в шатре центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы собора. Надпись эта гласит: "…в день апостолов Петра и Павла был освящен Покровский собор…".

Центральным мероприятием 12 июля, безусловно, станет утреннее торжественное богослужение, которое возглавит патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Состоится и пресс-конференция, где мы расскажем о том, что сделано к юбилею собора, а именно будет открыт первый этап постоянной экспозиции в Покровском соборе, будут презентованы вновь отреставрированные интерьеры двух церквей. В этот же день будет открыта фотовыставка на третьей линии ГУМа "Покровский собор в объективе фотокамеры" - сорок снимков, на которых запечатлен не столько сам собор, а те детали храма, которые трудно рассмотреть, придя в него впервые. Поскольку наш храм так завораживает многообразием росписей, иконостасов, древних икон и архитектурных деталей, что мы зачастую не замечаем те изюминки, детали, которыми так богат Покровский собор.

Прямая трансляция божественной литургии в честь 450-летия Покровского собора пройдет на RIA.RU 12 июля в 9.00 мск >>

Кроме того, в этот день мы ждем в гости большое количество посетителей, которых у входа будут встречать стрельцы - воины эпохи Ивана Грозного и сообщать гостям о том, что они пришли в необычный день для Покровского собора. В этот день музей будет работать бесплатно и дольше обычного – до 22.00.

Посетителей также ждут сюрпризы, о которых мы пока умолчим. А завершится работа музея в этот день большим музыкальным представлением на колокольне – соборными звонами в исполнении звонарей Московского Кремля. На этом завершится программа 12 июля, но это не значит, что завершатся юбилейные торжества. Следующий этап празднования начнется в октябре.

14 октября – престольный праздник собора, в честь Покрова Пресвятой Богородицы была названа центральная церковь и весь собор. На этот период также запланирован целый ряд мероприятий, центральным из которых станет международная научная конференция "Покровский собор в истории России". На торжественном открытии конференции все желающие смогут поздравить Покровский собор с юбилеем, прежде всего, это, конечно, наши коллеги. В этот же день откроется международный фестиваль духовного пения, посвященный также нашему юбилею. Открытие фестиваля пройдет в центральной церкви Покровского собора, а дальше вся его работа продлится в парадных сенях Государственного исторического музея.

- Если вернуться к вопросу о дате 12 июля и надписи в шатре Покровской церкви, всегда ли было известно значение этой даты?

- Долгое время считалось, что завершение строительства собора произошло в 1560 году, эта дата фигурировала во всех официальных документах, монографиях и научных трудах до середины ХХ века.

Храмозданная летопись (надпись в шатре) была оставлена древними зодчими в середине XVI века. Роспись шатра со временем ветшала. Кроме того, интерьеры церквей не раз страдали от опустошительных пожаров в XVI-XVII веках. Неоднократно обновляли и роспись шатра, и эту надпись. И, вероятно, к концу XVIII века надпись настолько обветшала, что во время ремонта в 1780-е годы эту надпись, как и всю фресковую роспись XVI века Покровской церкви скрыли под толстым слоем масляной краски. Таким образом, на долгое время надпись была скрыта от всех. Единственным напоминанием о ней была металлическая памятная доска, сделанная в конце XVIII века и повествовавшая о том, что императрица Екатерина II выделила большую для того времени сумму – 10 000 рублей – на ремонт Покровского собора. На этой доске и был выгравирован фрагмент храмозданной летописи.

Осенью 1957 года во время очередной реставрации была начата расчистка масляных слоев в Покровской церкви. После ремонта XVIII века и этот масляный слой неоднократно переписывался, поновлялся, но реставраторы видели, что под масляными слоями есть древнейший фресковый слой и они хотели понять, насколько большие участки первоначальной росписи сохранись. И в сентябре 1957 года обнаружили надпись, о существовании которой на тот момент никто не догадывался. Раскрывали надпись в течение нескольких лет, работать можно было только в теплое время года. Поэтому полностью надпись была раскрыта только в 1961 году, что тоже символично - надпись была оставлена в 1561 году, а раскрыта 400 лет спустя. Это было самым, пожалуй, большим научным открытием, сделанным в соборе в ХХ веке. Сейчас эту надпись можно увидеть в шатре Покровской церкви собора.

Разночтения в дате завершения строительства собора были еще и потому, что он строился в два этапа: сначала были возведены все церкви в 1559 году, а центральная церковь была закончена в 1561 году.

- Сейчас в храме тоже идет реставрация, когда вы планируете ее закончить?

- Самый любимый вопрос наших посетителей: "Когда у вас завершится реставрация"? И на это мы отвечаем, что мы будем счастливы, если реставрация собора не завершится никогда. Новый этап начался в 2001 году и продолжается поныне. Конечно, мы постарались к юбилею закончить максимальные объемы работ, в частности к 12 июля будет завершена реставрация большинства наших церквей. Это очень длительная и кропотливая работа, потому что в год можно осуществить реставрацию двух-трех приделов, не более. Кроме того, у нас большие работы идут на фасадах церквей: с использованием новых материалов и технологий поновлены росписи.

Во время текущей реставрации был возвращен первоначальный вид нашей внешней галерее. В XIX веке она была застеклена окнами с частыми переплетами. До этого галерея представляла собой открытое гульбище вокруг всех церквей, и когда ее застеклили, ощущение открытости исчезло. Сейчас мы заменили старые окна на новые с цельными стеклами, которые создают иллюзию открытой внешней галереи. Таким образом, реставраторы внесли еще один штрих в возвращение собору того вида, который был присущ ему в XVI-XVII веках.

В прошлом году было сделано еще одно серьезное открытие, благодаря кропотливому труду реставраторов. В 1950-е годы на своде северного крыльца, которое выходит на Красную площадь, не стали восстанавливать первоначальную роспись, а скрыли ее под слоем серой покраски. Во время работы реставраторов в 2010 году на своде был раскрыт древнейший из сохранившихся слоев росписи, датированный первой половиной XVIII века. Аналогов этой росписи в соборе нет – на небесно-голубом фоне разбросаны золотые звезды. Как известно, звезды являются символом Богоматери, поэтому весь свод представляет собой Покров Богоматери и это тоже символично, если вспомнить название нашего собора.

- Тяжело ли сохранять собор в достойном состоянии?

- Сложность прежде всего состоит в том, что реставраторы стараются максимально сохранить древние слои покраски, древние покрытия пола и, конечно, это кропотливые, тщательные работы, которые не терпят спешки. Это еще и специальный подбор материалов, который тоже занимает много времени. В этом году реставрационные работы впервые не прекращались зимой.

Мы, конечно, радуемся большому числу посетителей, но это также добавляет работы: вытираются ступени, появляются небольшие сколы на живописи, стенах. Кроме того, урон наносят концерты, которые регулярно проходят на Васильевском спуске, парады. Главная проблема подобных мероприятий – вибрация от проходящих танков и особенно летящих над собором истребителей, это приводит к новым трещинам в стенах собора. Поддерживать собор в должном виде очень сложное и затратное дело.

- Хватает ли на это средств?

- В этом плане пока все в порядке и мы бесконечно благодарны Министерству культуры, на средства которого осуществляется реставрация. Кроме того, часть работ в последнее время была осуществлена при благотворительной поддержке ОАО "Российские железные дороги" и Московской международной валютной биржи. Кстати, ОАО "РЖД" является официальным партнером наших юбилейных мероприятий.

- Что нового появится в музее в ближайшее время для посетителей?

- Сейчас, обсуждая будущую работу, мы планируем, что в музее появится аудиогид, доступный всем, его стоимость будет включена в стоимость билета. Таким образом, можно будет самостоятельно ознакомиться с экспозицией. Кроме того, мы постоянно проводим сборные экскурсии, они тоже бесплатные (стоимость также включена в цену билета), но проводятся они по мере сбора группы.

В этот юбилейный год мы надеемся воплотить в жизнь нашу давнюю задумку: особую экскурсию "Покровский собор под звон колоколов". Многие посетители сейчас спрашивают, нельзя ли подняться на колокольню, и вот купив эту экскурсию, они смогут побывать на колокольню и станут участниками мастер-класса - смогут позвонить в колокола.

Большая работа у нас ведется с детьми, и мы намерены ее продолжать и расширять. Каждые каникулы мы устраиваем специальную программу для школьников. Обычно в программе: викторина, главная цель которой обратить внимание детей и родителей на те места в соборе, которые они обычно не замечают. Также в это время работает мастер-класс "Как писали люди в древности". Опытный писец знакомит с техникой письма, с материалами и чернилами эпохи Ивана Грозного, и каждый ребенок может попробовать написать, например, свое имя в древнерусском стиле.

- Планируете ли вы как-то расширять музейную работу помимо экскурсионных программ?

- Еще один большой проект, который разрабатывается – интерактивная игра "Строим Покровский собор вместе". На создание этой игры нас натолкнуло сотрудничество с одной из детских студий. С ее помощью дети самостоятельно строили макет собора из картона  внутри древнего Покровского собора во время осенних каникул 2010 года. Теперь мы хотим перевести это на постоянную основу. Детям, особенно младшего возраста, очень тяжело выдерживать обычные экскурсии по собору и как бы ни был хорош экскурсовод, удержать внимание детей сложно. А во время такой интерактивной игры каждый ребенок сможет почувствовать себя древним зодчим. На днях стало известно, что наш музей - победитель грантового конкурса благотворительного фонда Потанина "Меняющийся музей в меняющемся мире", и при поддержке Фонда мы уже в сентябре приступим к разработке этой новой музейной услуги для детей.

Для взрослых мы планируем предоставить возможность выхода на галерею, которая располагается вокруг главной церкви на уровне куполов собора. Реализация этой идеи не во всем зависит от нас, но если у нас это получится, то посетители смогут увидеть всю Москву с высоты птичьего полета.

- У каждого старинного места есть свои легенды и истории, которые может быть не известны большинству. Есть ли такие истории у Храма Василия Блаженного?

- Все наши легенды о соборе на слуху и порождают массу других догадок. Например, легенда о подвалах Покровского собора. Приходится объяснять, что собор был возведен на земле и никаких подвалов в музее нет, поэтому искать у нас библиотеку Ивана Грозного не имеет смысла. Спрашивают о том, правда ли, что здесь хранилась царская казна, потому что, действительно в подклете находятся ниши с тайниками, действительно там хранились какие-то сокровища. И хотя есть свидетельства летописи, что здесь некоторое время была казна, но факт того, что Иван Грозный мог хранить свою казну за пределами Кремля, не совсем логичен.

 

Настоящая же загадка скрыта в работе древних мастеров. Если рассматривать наши купола, которые стали визитной карточкой Москвы, издалека они кажутся цельными, а вблизи можно увидеть, что покрытия сделаны из небольших элементов, изготовленных с помощью специальных инструментов и скрепленных между собой. А самая большая легенда в нашем соборе, как мне кажется, это его бесконечные росписи, сохранившиеся с середины XVI века до начала ХХ века. Они настолько разнообразны, что по ним можно изучать историю искусства четырех веков.

В соборе есть вещи уникальные для XVI века, например, кессонные перекрытия нашей западной галереи. Дело в том, что большая часть сводов галереи собора – арочная, и только одна часть плоская  - выложена из кирпичей малого размера в виде квадратов (кессонов). В архитектуре этот прием начали использовать только в XIX веке, откуда в соборе взялся такой тип перекрытия в середине XVI века неизвестно, аналогов ни в древнерусской архитектуре, ни в европейской архитектуре этого времени нет.

Поэтому не нужно искать здесь несуществующие тайны вроде библиотеки Ивана Грозного, лучше посмотреть вокруг и насладиться пребыванием внутри бесконечной красоты интерьеров нашего Покровского собора.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала