Александр Нарбут, украинский независимый эксперт по энергетике.
Украинская делегация в Москве продолжает переговоры по вопросам изменения цен на газ и на транзит российского газа через ГТС Украины из РФ в Европу. Как еще в понедельник заявил премьер-министр Украины Николай Азаров, в российской столице предполагалось рассмотреть вопрос о снижении цены транзита российского газа по территории Украины до уровня себестоимости, в обмен на что "Газпром" снизит цену на газ для Украины в двух сферах – бюджетной и социальной.
Однако в четверг вечером министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявил журналистам, что вопрос снижения ставки транзита газа по территории Украины на переговорах с РФ не рассматривался.
Недавние договоренности, достигнутые в минувшие выходные президентами Украины и России, – в центре внимания и на Международной конференции в Киеве "Украина и Европейский союз: на пути к совместному энергетическому рынку", в которой принимает участие Комиссар по энергетике Европейской комиссии Гюнтер Оттингер.
Эти договоренности, о которых пока никто не может сказать ничего определенного, вполне могут поставить Украину в еще более сложное положение.
Что мешает разделить официальный оптимизм
Встреча президентов в Завидово и последующие переговоры на рабочем уровне между главой украинского Минэнероуглепрома Юрием Бойко и председателем правления российского "Газпрома" Алексеем Миллером поставили перед экспертным сообществом очередные вопросы. Появилось ли после них что-то новое в энергетических отношениях Украины и России? Насколько могут быть выгодны Украине предложения, выдвигаемые "Газпромом"?
Пока на эти вопросы в экспертной среде нет однозначных ответов, поскольку имеющаяся информация достаточно фрагментированная и, следовательно, неполная.
Тональность сделанных сторонами заявлений – это почти единственное, что дает после Завидово повод для сдержанного оптимизма. Но новости о содержании диалога и конкретных договоренностях, к сожалению, противоположного свойства.
Не просматривается стремление сторон системно пересмотреть правовые основы сотрудничества в газовой сфере, которые бы касались и условий поставки природного газа украинским потребителям, и условия транспортировки российского газа через территорию Украины, и уровень соответствующих тарифов. Нет договоренностей о выдаче "Газпромом", а еще лучше – правительством России, государственных гарантий на перспективную загрузку украинской газотранспортной системы, а также подземных хранилищ природного газа. Не изменился на межправительственный и уровень обсуждения имеющихся газовых проблем. Не поставлены задачи оперативной модернизации и продления срока действия межправительственного соглашения, которое остается в силе до января 2013 года.
Приходится констатировать: прошел один год и девять месяцев бесплодных переговоров, которые ничему не научили украинских переговорщиков. И выводы о причинах негативных результатов этого периода так и не были сделаны.
Но перейдем к содержательной части обсуждавшихся предложений. Что может, в частности, дать снижение тарифа на транзит газа по украинской территории до уровня его себестоимости (по предварительным данным на 1,5 млрд долларов в год) с одновременным снижением стоимости части российского газа (примерно 10 млрд кубометров), импортируемого в Украину, суммарно также на 1,5 миллиарда долларов?
Очевидно, это не исправит существующего дисбаланса, сложившегося для Украины в результате подписания контрактов в январе 2009 года, и не уменьшит наших ежегодных газовых переплат.
Эта коррекция цены и тарифа никоим образом не отразится на балансе и на сверхприбылях "Газпрома", о которых так убедительно говорил президент Украины Янукович в газетном интервью накануне последнего визита в Россию. О каких-либо договоренностях по итогам переговоров, направленных на преодоление указанного дисбаланса, также не говорилось… Нет сообщений и о том, что какая-то работа в этом направлении ведется.
Почему ГТС Украины не может работать на принципах себестоимости
Между тем, наоборот, непреложным фактом является необходимость повышения Украиной тарифа на транзит природного газа. Иначе обязательства перед международными партнерами, включая и записанные в мартовской 2009 года совместной инвестиционной декларации по модернизации украинской ГТС, могут оказаться нереализованными.
Ведь никто из инвесторов и, в первую очередь, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, не будет кредитовать проекты, у которых нет перспективы окупаемости.
А окупаться инвестиции в украинскую трубу начнут только в том случае, если будут гарантии использования системы и конкурентно высокие тарифы на транзит газа по ней. Инвестор должен быть уверен в том, что сможет вернуть и вложенные средства и, пусть даже и небольшие, проценты по кредитам.
Так что можно утверждать, что идея снижения ставки транзита до уровня себестоимости прямо противоречит необходимости привлечения инвестиций в модернизацию и развитие украинской ГТС. Более того, транзитная инфраструктура Украины перестанет быть привлекательной для любых третьих сторон.
Только "Газпрому" будет выгодно использовать украинскую трубу (ровно столько, сколько она еще сможет существовать в таком положении) без внешнего инвестирования. Об этом свидетельствуют позиции как Алексея Миллера, так и российского премьер-министра Владимира Путина, которые и не предлагают взамен отказаться от обходных газовых маршрутов.
На чем основывается позиция российской стороны, на сайте РИА Новости ранее рассказал гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов>>
Тут – очевидный тупик для переговорного процесса, хотя нам и пытаются внушить оптимизм, объявляя, что уже до конца октября или ноября все это будет положено на бумагу, и договоренности приобретут характер конкретных соглашений.
Как "Газпром" может получить контроль над ГТС Украины
Тут необходимо вспомнить, что Украина при вступлении в Европейское энергетическое сообщество взяла на себя обязательства по воплощению в жизнь так называемых первого и второго энергетических пакетов. Из недавнего заявления главы европейского департамента МИД Украины следует, что есть намерение внедрить и третий пакет.
Для украинской власти отказ от соблюдения требований этих документов, в частности об отделении транспортных функций от функции продажи газа, невозможен. Нарушение может даже повлечь исключение Украины из Европейского энергетического сообщества, а это, в свою очередь, приведет к торможению, а может быть, и отказу от европейской интеграции Украины, за которую так ратуют украинские власти.
Все это наводит на весьма серьезные вопросы. Не является ли нынешняя модель переговоров лишь отвлекающим маневром, позволяющим заставить Украину отказаться от иска в Стокгольмский арбитраж? Не отвлекают ли нас также и от задачи комплексного реформирования газовой отрасли и не делают ли ее практически невозможной, особенно на основе обязательств, принимаемых уже новым руководством страны?
Достаточно сказать, что в случае выделения украинской ГТС в отдельную структуру она просто не имеет перспективы, если тариф на транзит газа будет равен себестоимости. Ни о каком развитии, ни о какой модернизации и, возможно, даже о своевременном капремонте речь не будет идти.
Да и как подсчитать эту себестоимость, если "Газпром" наверняка не согласится с тем, чтобы она включала в себя крайне необходимые инвестиционные параметры. Очевидно, газовому монополисту очень выгодно снизить стоимость транзита и вернуться к тем забытым временам, когда за прокачку тысячи кубометров газа на 100 километров пути "Газпром" платил немногим больше одного доллара ($1,09375).
Правда, тогда и цена тысячи кубометров газа составляла для Украины 50 долларов, а не $454 – как сейчас.
В результате такой тарифной игры стоимость украинской газовой инфраструктуры будет неизбежно падать, и ее можно будет легко купить за долги, формируемые на основе Харьковских соглашений. Тогда РАО "Газпром" получит ту степень контроля украинской ГТС, к которой так настойчиво стремятся и он, и российское правительство. Судя по структуре собственности в "Северном потоке" (да и в "Южном") – это 51% акций, что позволяет полностью контролировать работу системы.
Из-за мажоритарной роли "Газпрома" в украинской ГТС станет практически невозможной планируемая синхронизация работы украинской газовой инфраструктуры с европейской. А без этого нельзя достигнуть стратегических результатов в повышении уровня энергетической безопасности Украины и юго-восточной Европы.
Отсюда вывод: сегодняшнее смягчение тональности газовых переговоров может быть тактическим приемом, призванным завуалировать проблемы дружественной риторикой. В действительности же газовый узел все туже затягивается, тогда как зимний отопительный сезон все ближе.
Но уже с 1 октября Украине предстоит новое повышение цен на российский газ – свыше $500 за тысячу кубометров, из которых $100 – отсроченные обязательства, гарантированные украинским правительством, а свыше $400 НАК "Нафтогаз" обязан будет платить "Газпрому".
Будет ли это ему по силам и хватит ли ресурсов в бюджете Украины? Это уже вопрос к украинскому правительству и премьеру. Но, судя по объему дотаций, уже заложенных в бюджет-2012, правительство Украины пока не отказалось от поддержки "Нафтогаза". Не видно и работы по реструктуризации этой государственной компании, а тем более – озвученной высокими чиновниками ее ликвидации.
На чем могут построить договор Украина и Россия
На пути создания международного трехстороннего, т.е. с участием компаний ЕС, консорциума немало подводных камней. Среди них – украинское законодательство, которое не позволяет иностранному частному капиталу участвовать в компаниях, оперирующих трубной инфраструктурой.
При нынешней политической конфигурации добиться изменения соответствующего внутреннего законодательства можно. Но это требует времени. А с другой стороны, и это главное, такое изменение может получить негативный внутренний и международный резонанс.
Ограничения накладывает закон о трубопроводном транспорте, а также новый закон об основах рынка природного газа, который был принят и вступил в силу в связи с присоединением Украины к Европейскому энергетическому сообществу. Эти акты не позволяют создать консорциум на тех принципах, о которых шла речь в Москве и Завидово.
Я уверен: любое привлечение третьих сторон к управлению украинской стратегической инфраструктурой должно происходить не в Брюсселе и не в Москве, а в Киеве в процессе комплексного реформирования газового сектора и только на принципах равного и сбалансированного участия при достаточном уровне контроля со стороны Украины. Именно эти принципы и могут стать тем ключом, который позволит украинскому руководству выйти на новый сбалансированный уровень газовых отношений и перейти к решению других не менее сложных проблем.
Важным является и то, о чем говорил недавно Алексей Миллер. Он подчеркнул, что "Газпром" является государственной компанией и будет следовать всем правовым документам, которые определяют его работу, в том числе контрактам от 2009 года.
Что важно в этом заявлении для Украины? В этот пакет правовых документов входит и действующее на сегодняшний день межправительственное соглашение в газовой сфере от 2001 года. Оно определяет условия поставок газа украинским потребителям и гарантии транзита российского газа через территорию Украины.
Именно усовершенствование этого документа может защитить украинские интересы и украинских потребителей от диктата газового монополиста. Об этом говорил президент Украины накануне своих переговоров в Завидово, называя эти соглашения принципиально важным инструментом защиты украинских национальных интересов.
В первой декаде октября намечено заседание украинско-российского межгосударственного экономического комитета во главе с президентами. И именно там стороны могут одобрить и подписать новые документы, продлевающие и модернизирующие газовое соглашение 2001 года. И это еще один ключ для нормализации газовых отношений с Россией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции